Клаус фукс - суд Соломона

Владимир Арлюк-Шапиро

Нильс Бор.
 Какая разница, дорогая? Сейчас мы, все трое, умерли, нас нет.
                Из пьесы «Копенгаген»
 ПЬЕСА ФАНТАСТИКА В 3-Х ДЕЙСТВИЯХ

Действующие лица
Голос свыше.
Председатель суда - Царь Соломон.
Судья – Санчо Панса из Ла-Манчи.
Подсудимый - Клаус Фукс, немецкий физик.
Главный обвинитель - Уинстон Черчилль.
Обвинитель – Эдвард Теллер – физик, «отец» водородной бомбы.
Главный защитник - Мигель Сервантес.
Защитник – сэр Рудольф Пайерлс – физик.
 Свидетели обвинения:
Матвей Бронштейн – физик.
Евгения Каннегисер-Пайерлс – жена Рудольфа Пайерлс

Свидетели защиты:
Пастор Эмиль Клаус Фукс  - отец  Клауса Фукса.
Лаура Ферми – жена Энрико Ферми, создателя первого атомного реактора.
Макс Борн - физик, один из создателей современной физики.
Пролог
 Звездное небо, с летающими ангелами.
Голос свыше.
Пастор Эмиль Клаус Фукс подал прошение в Высший Потусторонний суд о реабилитации его сына физика Клауса Фукса, осужденного 1 марта 1950 года английским судом за передачу информации потенциальному противнику.
Председателем суда назначаю Соломона сына Давида из Иерусалима.
Судьей назначаю Санчо Панса, зарекомендовавшего себя мудрым судьей во время его кратковременного губернаторства.
Главным обвинителем назначаю – Уинстона Черчилля, в период создания атомной бомбы премьер-министра Великобритании, ярого врага коммунистического режима.
Обвинителем назначаю Эдварда Теллера – бежавшего от нацизма венгерского еврея, физика, которому приписывают отцовство водородной бомбы, также врага коммунистического режима.
Главным защитником назначаю - Мигеля Сервантеса испанского писателя, великого гуманиста, создателя образа мечтателя идеалиста незабвенного Дон-Кихота.
Защитником назначаю сэра Рудольфа Пайерлса – бежавшего от нацизма в Англию немецкого еврея, физика, первого получившего реальную оценку критической массы урана для атомной бомбы.
Надеюсь, что ни у кого нет отводов или самоотводов.
Голос Эдварда Теллера.
 Адони!  Мы знаем царя Соломона как мудрого и справедливого судью, но он не обладает  достаточными знаниями в области ядерной физики и вряд ли способен оценить мощь ядерного оружия, поэтому ему будет нелегко вникнуть в проблемы, с которыми сталкивался доктор Фукс. Наконец, Санчо Панса всего лишь литературный герой, придуманный Сервантесом.
Голос свыше.
Знание тайн ядра преумножило ли добродетели или обнажило пороки людские? Суд вершится над худыми делами и помыслами человека и не зависит от того, чем человек добывает себе пропитание. Санчо Панса – образ, созданный гениальным писателем, и в потустороннем мире его  глас также слышен как и глас  тех, кто когда-то пребывал в мире живых.

Действие первое
Где-то в облаках чертоги царя Соломона. Царь Соломон на троне, рядом на кушетке расположился Санчо Панса.  Поодаль сидят обвинители и защитники. Еще дальше свидетели обвинения и защиты.
Царь Соломон.
 Сэр Уинстон Черчилль, в чем обвиняешь ты Клауса Фукса?
Черчилль.
В нарушении присяги верности Соединенному королевству и королю.
Царь Соломон
 Доктор Фукс, признаешь ли ты себя виновным?
Фукс
Нет!
 Черчилль
 Разреши царь задать несколько вопросов доктору Фуксу.
Царь Соломон.
 Разрешаю.
Черчилль. (Обращается к Фуксу)
 Когда вы получили английское подданство?
Фукс.
 В июне 1942 года, сэр.
Черчилль.
 Вы давали присягу преданности Соединенному королевству и Королю. Вспомните, как это было.
Фукс.
Я, Клаус Фукс, клянусь Всемогущим Богом, что при становлении британским гражданином, я буду преданным и сохраню истинную преданность Его Величеству Королю Георгу VI, его Наследникам и Преемникам, согласно закону.
Я сохраню лояльность к Соединенному Королевству и буду уважать его права и свободы. Я поддержу его демократические ценности. Я буду искренне блюсти его законы и выполнять мои обязанности и обязательства как британский гражданин.
Черчиль.
Доктор Фукс,  в 1941 году вы, работая в Бирмингенском университете под руководством доктора Пайерлса над созданием атомной бомбы, установили контакт с советской разведкой и в 1942 и 1943 году вы передавали агенту советской разведки материалы о создании атомной бомбы в Англии.  Вы были осведомлены о том, что эти материалы были совершенно секретными и, тем не менее, передали их Советам.
Вы подтверждаете мои слова?
Фукс.
Подтверждаю.
Черчилль.
Ваша честь, господин судья, я обвиняю Клауса Фукса, что он не был честен, когда принимал присягу преданности Англии,  а в дальнейшем он нарушил её своими действиями.
Царь Соломон.
Признаешь ли ты себя виновным, Клаус Фукс?
Фукс.
Я сохранял истинную преданность Ее Величеству Королю, его Наследникам и Преемникам и Соединенному Королевству. Я поддерживал его демократические ценности. В моем понимании мои поступки не противоречили этим ценностям.
Я никогда не рассматривал себя как шпиона, я только не мог понять, почему Запад не может поделиться атомной бомбой с Москвой. Я полагал знание такого ужасного потенциала уничтожения должно быть в равной мере доступно великим державам. То, что одна сторона станет угрожать этим оружием другой, казалось мне просто ужасным. Это походило бы на то, как если бы великан стал топтать лилипутов. Я никогда не считал себя виноватым, предоставляя Москве секретные сведения.
Царь Соломон
Слово обвинителю Эдварду Теллеру
Эдвард Теллер.
Передача Фуксом сведений об устройстве атомной бомбы Советам совершенно безрассудный поступок, и его можно рассматривать как предательство по отношению к демократическим ценностям. Что представляют собой коммунисты, я знаю не понаслышке. В 1919 году, во время Советской революции в Венгрии, попутчики выбросили меня на полном ходу из поезда, заподозрив во мне еврея.
Я принял участие в работе над атомной, а потом и водородной бомбой, считая, что от нацизма, равно как и от коммунизма, следует ожидать смертельной опасности демократическому образу жизни. Сотрудничеству с коммунистическим режимом нет оправдания. Этот режим уничтожил тысячи своих же сограждан.
Я прошу предоставить слово свидетелю обвинения  Матвею Бронштейну, талантливейшему физику, замученному сталинским режимом. Свои ценнейшие исследования, оставившие весомый след в современной физике, он выполнил всего за одиннадцать  лет активного творчества.
Матвей Бронштейн.
Я, Матвей Бронштейн 1906 года рождения, физик-теоретик был другом Евгении Каннегисер и её мужа Рудольфа Пайерлса, коллеги и шефа Клауса Фукса.
По надуманному предлогу меня арестовали в ночь на 6 августа 1937 года. В тюрьме я пробыл чуть больше полугода. В камере, рассчитанной на 16 человек, находилось примерно 150 заключенных. На допросах меня избивали до полусмерти. Больше всего я сокрушаюсь, что не выдержал пыток и оговорил себя. Суд состоялся 18 февраля 1938 года. Дело рассматривала выездная сессия Военной коллегии Верховного суда. Заседание длилось всего двадцать минут. Я был обвинен в «активном участии в контрреволюционной фашистской террористической организации» и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией всего личного имущества. Решение суда исполнили в тот же день, через пятнадцать минут после оглашения приговора.
Царь Соломон
Доктор Клаус знал ли ты, что тридцатые годы  были в СССР годами большого террора, что в то время тысячи людей  были уничтожены без всяких на то оснований?
Фукс.
Я ничего не знал о массовых репрессиях в СССР.  В 1933 году я бежал из фашистской Германии. Несмотря на моё антифашистское прошлое, я, как немец, в 1939 году был интернирован и отправлен в лагерь для перемещенных лиц в Канаду.

Царь Соломон
Достопочтеннейший Санчо Панса нет ли у тебя вопросов к доктору Фуксу или к свидетелям обвинения?
Санчо Панса
Великий царь Соломон,  когда я простой крестьянин, был очень недолго губернатором острова и вынужден был вершить суд, то я действовал по своему разумению и житейскому опыту, и мои поданные одобряли мои решения и даже называли меня, прошу прощения царь, новоявленным Соломоном. Но что я могу спросить у человека, который в тысячу раз ученее, чем я?  Разве что такой простой вопрос: раскаивались ли вы сударь когда-нибудь в том, что передавали сведения русским и ждали ли вы признания русскими ваших заслуг?
Клаус Фукс
Уважаемый господин судья, я никогда не раскаивался в своем поступке. Однако впоследствии,  я был бы не прочь узнать, что русские были благодарны мне за оказанную им помощь. В СССР замалчивали мой вклад в создании бомбы Советами.
Санчо Панса
К слову сказать, мой хозяин и наставник доблестный рыцарь Дон Кихот никогда не ждал благодарности за свои благодеяния.
Царь Соломон.
Спасибо тебе Санчо. Ответ Фукса на твой вопрос твое замечание могут оказать влияние на наше решение. Слово предоставляется защите.
Рудольф Пайерлс.
Я привлек Фукса к участию в создании атомной бомбы. Создание такого оружия, как мы тогда считали, необходимо для противостояния фашизму. Клаус Фукс  был активным противником фашистской идеологии. Я согласился защищать Клауса несмотря на то, что его поступок привел к большим проблемам для нашей семьи.
Господин судья разреши представить первого свидетеля. Для объяснения мотивов поступка Фукса, мне кажется, важно выслушать пастора Эмиля Фукса, отца Клауса. Пастор в 1921 году стал членом СДПГ. Он вступил в 1933 году в религиозное общество квакеров, чьи пацифистские установка он разделял.
Царь Соломон
Пусть говорит.
Эмиль Фукс
Мой сын благороднейший из людей, когда-либо живших на земле. Я горжусь тем, что  он сделал. Он действовал как один из спасителей человечества. Клаус пытался помешать  владению смертоносным оружием лишь одной стороной и возможно помог в деле предотвращения третьей мировой войны. А она могла произойти в течение короткого времени.
Мой сын был лишь наиболее последовательным и сделал то, о чем многие другие только думали. Его поступок сделал его виновным в глазах закона, но, вероятно, он сделал этим поступком больше для английского народа и мира, чем, если бы он не преступил закон.

Рудольф Пайерлс
Позволь господин судья вызвать второго свидетеля защиты – Макса Борна, физика и философа, одного из создателей новейшей теории, описывающей двойственность материи. В 1937 году Фукс начал работать под руководством Борна в Эдинбурге, но в начале войны был интернирован и отправлен в Канаду. Фукс утверждал, что худшая часть этого опыта, была в том, что в команде лагеря было много интернированных нацистов. Благодаря заступничеству Борна  Фуксу удалось вырваться из лагеря. Совместно с Борном Фукс опубликовал в ведущих английских журналах несколько работ по физике конденсированного состояния.
Макс Борн.
Господа, атомная супер-бомба - дьявольское изобретение, и я  не хотел в этом участвовать. Я ненавидел Гитлера, я презирал немцев за то, что они привели Гитлера к власти. Но я никогда не смог бы заставить себя одобрить действия, в результате которых были бы убиты не только гитлеровские солдаты, но также тысячи невинных людей. Фукс думал иначе. Он ненавидел Гитлера и его банды так сильно, что готов был использовать любое оружие, чтобы уничтожить их и предотвратить мир от попадания в их лапы.
Рудольф Пайерлс.
В 1943 году Фукс становится участником Манхэттенского проекта, перебирается в Лос-Аламос и становится сотрудником теоретического отдела. В Лос-Аламосе, секретном центре по производству атомного оружия, были собраны выдающиеся американские физики-атомщики  и европейские беженцы. В 1944 году в Лос-Аламос приехал с женой Лаурой и детьми знаменитый физик, создатель первого в мире атомного реактора итальянец Энрико Ферми.
Я приглашаю в качестве свидетельницы писателя и журналиста Лауру Ферми
Лаура Ферми.
Мы все в Лос-Аламосе  доверяли ему и постоянно встречались с ним на всех вечеринках, которые у нас часто устраивались. По вечерам здесь делать было нечего, мужья не могли говорить с женами о своей работе, и единственным развлечением было кино. Поэтому мы часто ходили друг к другу в гости, и Фукс постоянно бывал в нашей компании. Он с удовольствием играл с нами в «убийство» или в шарады, но говорил мало. Мы все считали его очень милым молодым человеком, но ничего не знали о нем.
  В начале 1950 года он чуть ли не добровольно, полностью во всем признался. Мы с Энрико следили по газетам за следствием и судом. Нас поразил один чрезвычайно странный факт, которому просто трудно было поверить: Фукс явно не понимал всего значения своих поступков. Он лишь чувствовал свою вину перед друзьями, которых он обманывал. Он не считал себя виновным в предательстве по отношению к стране, которую избрал своей родиной и которой он присягал в верности.
  Несомненно, что умственные способности Фукса были значительно выше среднего уровня. Однако, его способность здраво судить об обществе была искалечена его прошлой жизнью. В Германии он был участником подпольного движения, и позднее, в Англии слышал непрестанные восхваления тех, кто боролся с гитлеровским режимом. От этого Клаус легко мог прийти к выводу, что отдельный человек, в сущности, мыслит более здраво, чем государство или организованное общество.
Рудольф Пайерлс:
Я должен отметить, господин судья, что  Фукс был единственным немцем, работающим с нами в Лос-Аламосе. И, по-видимому, единственным немецким ученым, эмигрировавшим из фашистской Германии из-за неприятия нацистского режима. И еще, безусловно, Фукс действовал согласно своим убеждениям. Он передавал сведения о бомбе не за деньги и не по принуждению. Он просто думал, что коммунисты, наши союзники по борьбе с фашизмом, должны получить всю информацию о новом оружии.
Царь Соломон
У нас появился еще один неожиданный свидетель обвинения – жена главного защитника Рудольфа Пайерлса – Евгения Пайерлс.
Евгения Каннегисер-Пайерлс
Я, Евгения Каннегисер двоюродная сестра поэта Леонида Каннегисера, убившего преседателя петроградского ЧК Урицкого, родилась в 1908 году в Санкт-Петербурге. В 1933 году вышла замуж за Рудольфа Пайерлса.
Уважаемый господин судья,  то что сделал Клаус Фукс называется простым словом – предательство. Предательство не может быть оправдано никакими высокими помыслами. Мы были с ним не просто в дружеских отношениях, он был практически членом нашей семьи. После его процесса меня и Рудольфа власти подвергли унизительным проверкам. Рудольфа лишили допуска к секретным документам. Но главное  то , что он подорвал веру в возможность близких доверительных отношений между людьми.
Царь Соломон
Пусть скажет свое слово главный защитник - досточтимый в веках идальго Мигель Сервантес.
Мигель Сервантес
Великий царь, я не выношу предательства, но не всегда сокрытие мотивов своих поступков от друзей своих можно назвать предательством. Так от больного подчас скрывают правду о его болезни. Фукс не предавал своих коллег, он не причинил им материального  или морального ущерба.
Я не согласен с мыслью коллеги прекрасной Лауры, что отдельный человек не может мыслить более здраво, чем государство или организованное общество. Напротив, общество развивается только тогда, когда меньшинство, а иногда даже отдельный человек мыслят более здраво, чем большинство. Все великие мыслители противопоставляли себя власти.
Как и мой Дон Кихот,  Клаус Фукс был предан своему идеалу, для которого он готов был подвергнуться всем лишениям и всем пожертвовать.
Я полагаю,  у Высшего Потустороннего суда есть все основания признать Клауса Фукса праведником.
Санчо Панса
Во истину он прав, мой создатель. И один в поле воин.
Царь Соломон
Суд удаляется на совещание.
Действие второе
Внутренние покои призрачного дворца царя Соломона. Царь и Санчо беседуют полулежа на коврах.
Царь Соломон
Как ты думаешь, Санчо изменились ли люди за три тысячи лет? Что изменилось - представление о красоте? Эти представления периодически менялись, но до сегодняшнего дня древнеегипетская царица Нефертити  остаётся эталоном женской красоты. Жизненные удобства?  Богатые люди во все времена пользовались удобствами, недоступными многим людям и поныне. Современные богачи строят свои дома по образцу древних дворцов. Способы убивать друг друга? Да способы совершенствовались, но войны всегда были кровавыми.       А что осталось неизменным?
Санчо Панса
Я думаю царь представление о справедливости. Когда я судил, я решал все по справедливости.
Царь Соломон
Откуда у тебя Санчо представление о справедливости?  Ведь то, что справедливо для одних несправедливо для других.
 Санчо Панса
Справедливые поступки те, которые могут быть одобрены нашей церковью. Я всю свою жизнь искренне и твердо верю в бога и во все, чему учит и во что верует святая римско-католическая церковь, и являюсь заклятым врагом евреев,
Царь Соломон
Тогда Санчо ты мой заклятый враг и враг девы Марии святой Богородицы, в чьем чреве был выношен Иисус Христос. Твоя беда, Санчо, что ты не учился грамоте и не читал святых книг, ты верил на слово таким же неграмотным священникам. Ты слушал свидетелей защиты - знаменитых ученых, и не предполагал, что они евреи. Примерно за сто лет до твоего рождения правители Испании изгнали евреев из страны. В конце концов,  многие евреи попали в Германию и стали немецкими учеными, писателями, актерами.
Санчо Панса
Ты смеёшься над простым крестьянином мудрый царь. То, что ты говоришь, не укладывается в моей туповатой башке. Великий царь, хотя я простой крестьянин, но благодаря житейской мудрости, которой  к счастью наделил меня Всевышний и длительному общению с моим сеньором Дон Кихотом, я кое-что соображаю. Но царь, я дальше, чем в моей родной Испании никогда не был. Кое-что я еще слышал о Франции и об Англии. Но что за страны Америка, Россия я понятия не имею.
Царь Соломон
Я попытаюсь тебя Санчо очень коротко тебя ввести в курс дела. Америка была и есть большая самая богатая и сильная страна в мире. Она находится за океаном и её, кстати тогда же, когда евреев выгнали из Испании, открыл живший тогда в Испании еврей Христофор Колумб. Россия тоже очень большая страна, хотя и не такая сильная экономически. Но она, как и Америка, владеет большим количеством атомных бомб.
Санчо Панса
Мудрейший царь, я понял, что атомная бомба это очень сильное оружие. Но  с чем можно её сравнить, с большим артиллерийским снарядом?
Царь Соломон
Одной такой бомбы достаточно, чтобы уничтожить такой город как Тобоссо со всеми его жителями.
Санчо Панса
Упаси Боже, Это действительно дьявольское изобретение. За него можно и в ад угодить.
Царь Соломон
Не спеши делать выводы Санчо, ты ведь слышал, что атомную бомбу начали делать в Америке, потому что боялись, что немецкие ученые создадут  эту бомбу раньше и маньяк использует её, чтобы победить все не покорившиеся ему страны.
Санчо Панса
За что же тогда осудили доктора Фукса. Он же хотел, чтобы секрет бомбы узнали союзники Америки, также воевавшие против немецкого маньяка. Выходит, что английский суд несправедливо осудил доктора Фукса.
Царь Соломон
Санчо, мы не можем изменить решение земного суда. Они судят по законам, а не по справедливости. Мы с тобой Санчо небесный суд, назначенный Всевышним, и он Сам будет утверждать наше решение. У нашего суда могут быть только два решения – праведник или грешник.
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил.
Основной грех  Фукса, как ты правильно заметил Санчо, то, что он был одним из создателей дьявольского оружия. Хотя, это оружие создали бы и без его участия.
И второй грех – его вера в коммунизм. Сама эта вера ещё не грех, но грех - пособничество коммунистическому режиму.
Санчо Панса
Он принимал участие в этой работе, и передавал сведения русским из лучших побуждений, но как я сам убедился на примере поступков моего господина сеньора Дон Кихота, самые лучшие побуждения могут привести к печальным результатам. Недаром говорят, что лучшими побуждениями вымощена дорога в ад. Но смелость в сердце побеждает злую судьбину.
Царь Соломон
Какие его поступки, Санчо,  можно отнести к праведным? Позволь мне мудрейший из оруженосцев сформулировать их.
Он был единственным ученым немцем, покинувшим страну из-за неприятия фашистского режима.
Он действовал вопреки нормам морали того конкретного общества, в котором он прибывал во имя гуманистических идей, заложенных в  заповедях Господа нашего. Хотя сам он и не сознавал этого.
 Санчо Панса
Великий царь, ты мудр, также как и могуч, и я преклоняюсь перед тобой.

Действие третье
 Вердикт царя Соломона
Декорации первого действия. На сцене все действующие лица кроме судей.
Входят Царь Соломон и Санчо Панса. Все встают.
Царь Соломон
Господа!
Я был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Сегодня я должен огласить решение потустороннего суда в отношении доктора Клауса Фукса – праведник он или грешник.
Доктор Фукс принимал участие в создании оружия страшной разрушительной силы. Он полагал, что этим оружием не должна владеть только одна сторона. Сейчас это оружие распространилось по всей земле. Попало в руки неадекватных правителей! И правители Америки и России продолжают потрясать этим оружием.
Трудно поверить, что  оно не будет использовано, слишком много его накопилось. Нет ничего нового под солнцем. Всякое новое оружие всегда использовалось людьми для уничтожения своих собратьев. Но это оружие способно уничтожить само человечество!
Люди, сквозь толщу лет я обращаюсь к вам - опомнитесь и не будьте безумцами, зачем человечеству умирать не в свое время?
Пришло время уничтожить атомную заразу. Все остальное – суета, суета-сует.
Вдруг Санчо делает сале мортале и становится на голову. Соломон смотрит на него с изумлением.
Санчо Панса
О, мудрейший из царей, я подумал, может быть надо встать на голову, чтобы понять, что происходит в мире живых. Почему Всевышний позволил создать живым атомное оружие? Неужели он допустит, чтобы люди – дети его – все сразу отправились в Ад?
Царь Соломон
Молчи Панса. Не навлекай гнева Господа нашего. Нам не дано судить дела и поступки Его не в прошлом ни в будущем. Как бы ты не суетился, тебе не понять замысла Божьего.
Санчо переворачивается в воздухе и становится на ноги.
Санчо Панса
А мы можем судить умершего, чья душа застряла между Раем и Адом?
Царь Соломон
Это мы можем. Нам повелел Он.
Санчо Панса
Тогда я за то, чтобы душа Фукса пребывала в мире сама с собой.
Царь Соломон
Согласен. Итак, мы с Санчо Панса объявляем, что земным можно считать Клауса Фукса праведником, так как он действовал всегда из лучших побуждений и без корыстных целей. А его душе мы желаем поскорее обрести покой в странствиях по неземному миру.
 Благодарю вас Господа!
Аминь!
Занавес