О Пушкине, Шекспире и правильном выборе в жизни

Александр Засухин
   Проблема выбора правильного решения в жизни иногда носит очень мучительный характер. Классический пример - трагедия Шекспира "Гамлет, принц датский".На проблеме правильного выбора держится вся фабула пъесы, а вершиной ее является знаменитый монолог "Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье...". Есть и хороший трагико-комический пример на эту тему - фильм режиссера Георгия Данелия "Осенний марафон". Помните какие нравственные мучения испытывал главный герой этой картины? Тема правильного нравственного выбора человека попавшего в экстремальные условия очень волновала Владимира Высоцкого и он посвятил ей массу песен. К ним относятся "Песня о друге", "Кругом пятьсот"("Я зла не помню - я опять его возьму...") и другие. Особенно хороши его песни из военного цикла. Именно в бою, когда нужно было идти в полный рост в атаку, под пули - раскрывается человек.
 
   Французский писатель Альбер Камю так определил проблему принятия правильного решения: «Делайте выбор с умом, и судьба улыбнется вам. Но если выбор неудачный, никогда не знаешь, какую цену придется заплатить». Часто человек оказывается в ситуации, когда надо принять решение, которое определит его жизнь на ближайшие годы. Если эти решения связаны с опасностью, он попадает в позицию богатыря на перепутье трех дорог - какой бы путь не избрать везде есть свои и часто значительные риски. Колебания здесь могут длится долго и тогда вы попадаете в позицию "буриданова осла", который очутившись перед двумя совершенно одинаковыми  копнами сена, не смог совершить выбор между ними и умер от голода. В ситуациях с большой долей неопределенности, надо уметь принять быстро и без колебаний волевое решение.  Свой рецепт здесь при выборе поворотных, с большой долей риска решений, дает великий немецкий писатель и философ Иоганн Гете: « До тех пор, пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, ПРОВИДЕНИЕ оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах… На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!»


Как найти наилучшее решение? Чем же руководствоваться при этом?  Очевидно, что совершая тот или иной выбор, каждый человек исходит из особенностей своей натуры, умственных, психологических и моральных качеств, воспитания, темперамента, важных для него этических норм. Сделанный выбор, особенно в труднейших условиях, показывает нравственную зрелость человека, выявляет его достоинства и недостатки.


У пятого чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника была любимой следующая немецкая пословица: "Деньги потерял - ничего не потерял; здоровье потерял - много потерял; честь потерял - все потерял!".

 
   В русской классике можно найти множество подтверждений этой мысли. На мой взгляд, наиболее яркий пример - «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Петра Гринева жизнь не раз заставляла выбирать между материальным благополучием, жизнью и сохранением чести. Следуя завету отца - «Береги честь смолоду», - герой нисколько не колеблется в принятии решений. Он всегда остается верным своему нравственному долгу. В романе этому много примеров. Это и случай, когда надо было заплатить карточный долг, и дуэль со Швабриным, и отвергнутое Гриневым предложение Пугачева перейти на сторону восставших, и поведение в суде. «Я должен...» и «...не требуй того, что противно чести, моей христианской совести» - вот нравственные ориентиры благородного пушкинского героя. Александр Сергеевич вложил в героя свои этические нормы - известно, что беловую редакцию "Капитанской дочки", он закончил за несколько месяцев до своей дуэли с Дантесом.


   Казалось бы, во всех этих ситуациях Гринев многое терял (вспомним слова Камю о цене выбора). Но так ли это? Петр не запятнал свою честь, сохранил уважение к себе окружающих и нас, читателей, завоевал любовь Маши и в конце концов был награжден судьбой по заслугам. Но ... ведь  на кону стояла его жизнь! Стоило ли так упорствовать и рисковать? Здесь вам сразу Пушкин предлагает спасительный разумный компромисс от Савельича: " Не упрямься барин! Что тебе стоит? Поцелуй ручку у злодея, а потом отвернись и сплюнь!". Компромисс это жизнь. Для Савельича здесь нет альтернатив и не только из-за обещания оберегать Петра. Нет альтернатив здесь и для Швабрина - для сохранения своей жизни он может предать и нарушить присягу. Нет альтернатив в этом вопросе и для коменданта Белогорской крепости  Ивана Кузьмича Миронова - принявшего мученическую смерть.
 
   Как поступить?  Быть или не быть - вот в чем вопрос!