Сам себе спектакль

Виктория Колтунова
Мой товарищ, Евгений Довлатов  (Василькевич) спросил меня…
 - Вика, как ты думаешь, почему люди так странно реагируют на мои посты на ФБ? Я пытаюсь объяснить, отчего не согласен с тем или иным явлением в политике, а они вместо того, чтобы рассуждать об этом по сути, начинают обсуждать меня. Не  политическое явление, а меня лично. А по сути никто ничего и не говорит. Просто делятся на тех, кто меня безоговорочно поддерживает, и тех, кто ругает. При том ругает злобно, грязно с переходом на совершенно личное. А разве не интереснее, не лучше, порассуждать на отвлеченные темы?
Я подумала. Раз он попросил. И пришла к следующему выводу.
То же самое происходит и не на нашем фейсбуке. Я иногда захожу на российские сайты, где обсуждаются темы науки, политики, красоты, моды. И наблюдаю, как в этой стране развивается и меняется общественное мнение. Притом на сайте «красота» тоже довольно показательно. Например, автор-фотограф помещает 25 фотографий самых красивых девушек Азии. Ну, нравятся ему азиатские девушки, это его право. Или потом он собирается снять девушек Северной Америки, мы ж не знаем. Но вместо того, чтобы обсуждать, какая девушка красивее, форумчане непременно начнут стонать, а где же русские девушки, а? Наши ведь самые красивые, он просто идиот, не знал, кого снимать!
Вот же идиот!
Речь о моде. Донателла Версаче презентовала свою коллекцию в Милане. И снова вопль души – в наши холода это носить не возможно, что она себе думает!
Да себе она думает о своих клиентках, о соотечественницах-итальянках или француженках, там тоже тепло! А почему она должна заботиться о челябинских модницах? Потому что они живут в великой империи? А она о них может и не знает, и об их морозах тоже.
А уж когда автор поста представил 20 высказываний Альберта Эйнштейна…
О! Какие перлы юдофобии вывалил на голову давно почившего гения науки великий русский народ! Хоть бы один кто-то сказал, что не понимает его теорию относительности, или наоборот, раньше на два года решил ту самую не решаемую теорему… неа! Еще и автора поста обругали за то, что пиарит гнусную национальность, которая столько веков пьет кровь из матушки-Рассии.
Правда, в последние два года, евреи уступили пальму первенства украинцам. Стоит там же, среди красивых девушек, поместить украинку, и тут же начнутся вопли о съеденных на ужин русских младенцах и распятых бабушках. И ни у кого не возникает мысли о том как, каким образом, в две минуты бывшие родные и близкие братья могли так злостно испортиться. Разве так бывает?
Веками воспитанное имперское самомнение и презрение к малочисленным народам ищет и находит лазейку для выхода.
Это на уровне коллектива. Но есть же еще свое собственное Я. И у этого Я есть ущемленное самолюбие, желание успокоить себя, мол, если я чего-то еще не достиг, то меня просто обходят враги. А я такой замечательный, посмотрите на меня, я умный, достоин лучшего, чем есть. У каждого внутри сидит такой червячок, у кого меньший, у кого больший.
И вот человек пытается эту непреложную для него истину донести до окружающих, используя общую для всех информационную площадку – социальную сеть. Пусть подсознательно, не ставя перед собой такой цели, но достигая ее.
И комменты под твоим постом, Женя, вовсе не к тебе обращены. Люди не тебя обсуждают, не твой пост, не твое мнение, а высказывают свое. Вернее, даже не мнение, а просто себя подают. За твой счет. Ругая тебя – возвышаются в собственных глазах.
Заодно ищут поддержку среди единомышленников. Человек, которого поддерживают ему подобные, чувствует себя защищенным, он в коллективе, он в стае. Он такой, как все, ему обеспечены тылы, ему спокойно. В то же время, он желает выделиться на фоне той же общности. Я здесь свой, но в самом первом ряду. А твой пост для него просто повод высказаться, потому содержание этого повода может его и не волновать, и даже пройти мимо сознания.
Часто люди включаются в обсуждение с середины, не читая основного поста. И начинают спорить с оппонентами, которые, возможно, оппонентами даже не являются. Он спорит, не замечая, что спорит с тем, кто выше на пару комментов, высказал такое же мнение. 

И я подумала, что, по сути, мы имеем новый вид театрального искусства. Где каждый фейсбучанин сам себе драматург и сам себе режиссер, и сам себе актер.
Он пишет ту пьесу своей жизни, которая ему нравится, он играет себя такого, каким хочет быть, и выставляет этот образ на свет рампы, смотрите все, ВОТ Я ЕСТЬ, я такой.
Играется спектакль, в котором и автор, и постановщик, и исполнитель создают самоё себя, свое Я. Он изо всех сил старается выделиться из себе подобных, стать на цыпочки, нарастить каблуки, вытянуть шею. Тот образ, который он сам себе придумает и на себя натянет, поднимет его в собственных глазах, согреет, даст силы существовать дальше в этом равнодушном к нему мире, чье внимание он старается привлечь.
И автор поста интересует его куда меньше, чем производимое на окружающих впечатление, а потому обижаться на такое явление, зряшное дело, надо так же проходить мимо оскорблений, как этот индивид проходит мимо сути твоего сообщения.

Он просто выё... выпен…  самовыражается, не обращай внимания.