Монастыри древние и современные

Евгений Шан
 Как-то случилось так, что большинство моих ранних путешествий были связаны с буддистскими монастырями. Традиционные и с налётом анимизма, древние и недавно построенные. За это время меня поразило три совершенно разных монастыря, которые я посетил, и куда хотел бы водить своих гостей. Это старый монастырь в горах на пути к Исану, новый монастырь в Удон-тхани на вершине горы и белый монастырь в пригороде Паттайя.

 Монастырь в горах
 Он казался заброшенным, если бы не свежие цветы у статуи Будды в полуразрушенной беседке, свежие фрукты, поднесённые пророку ломпо лысу ондам. Чисто подметённые ступеньки в гору. Ступеньки, отлитые давным-давно, были узкими и крутыми, подниматься было не легко в местную жару. Впереди на дереве маячил медный колокол, а ступеньки вели в неизвестность. Горные джунгли вокруг ничем не отличались от других мест, виденных мною ранее. Темно под кронами деревьев и прохладно. Нет зарослей травы и кустарника, только опавшиелистья. Прошуршала маленькая серая змейка, полоз. Говорят, они очень агресивны при приближении человека, но не ядовиты. Мне почему-то не страшно совсем, обыденно как-то. Вот и дерево с колоколом, ударяю три раза с растяжкой, как когда-то на Самуи на ретрите. Теперь к беседке с ломпо лыси андам, поставить свечку, зажечь благовония. Пророк-шаман с тёмным лицом и полуголый. А на коленях старого рыси, к моему удивлению, какая-то коробочка… скорее всего ноутбук! Вызывает улыбку, но не умаляет значимость этого уважаемого ломпо. Можно приклонить колени, попросить удачи в делах и идти дальше.
 На самой вершине небольшой бот с облупившимися от времени стенами, но дорожка к нему тоже тщательно подметена, а внутри чисто. Фигура Будды большая и тоже тёмная. Протягивающие дары обезьяна и слон даже не обернулись на меня. Я сел сзади них и в позе лотоса ненадолго погрузился в медитацию. Здесь чувствуешь себя легко и свободно. Легко и физически, и духовно. Наверное так и происходит постепенное освобождение от власти материального мира. Но до випассана мне еще далеко. Спускаюсь вниз к монахам. Их в этом монастыре немного, можно вообще не встретить, кути закрыты. Ограда с редкими фото людей, датирующих храму и похороненными здесь. Приеду еще.

 Голубые крыши на вершине горы
 Наше путешествие в провинцию Исан, к берегам Меконга, в Нонгкхай, пролегало через Удонтхани. Мы были наслышаны о новом прекрасном монастыре, выстроенном в 2010 году и привлекающем к себе множество паломников и туристов. Монастырь Па Пху кон расположен на господствующей вершине, к нему ведёт серпантин, а с его площадки открывается потрясающий вид на горные джунгли. Сам Ват Па Пху кон виден издалека, он блестит своими крышами цвета ультрамарин на многие километры, он зовёт к себе. И вот мы пришли. Большой бот с традиционными статуями Будды, большая вихарна с лежащим Буддой и, расположенные ниже сангхавара, помещения для монахов. Все строения с ультрамариновыми крышами. Но, конечно, все посетители идут к лежащему Будде, чтоб поклониться и преподнести дары. Лежащая статуя белоснежная, сусальное золото не лепится на  неё, для этого есть меньшая вихана с сидящим Буддой, а здесь особый ритуал. Сестра жены рассказывает, что утром и вечером, в закатных лучах и лучах восхода, которые проникают через окна между слоями крыш, лежащий Будда светится весь бликами. Сама вихарна построена в близком к китайскому стилю, с множеством слоёв крыш, но с задранными к небу коньками с небесными птицами и колокольчиками в клювах. Зрелище, по утверждению многих, потрясающее, но мы не стали дожидаться заката. Сфотографировались с Нагами и полюбовались на просторы у подножия горы. Здесь тоже светлая энергетика и хочется жить. Наверное, такие светлые монастыри строятся именно для этого. Они внушают почтение, веру и надежду в лучшее будущее. Следующий монастырь, в северном пригороде курортной Паттайя, тоже построен с этой целью, он весь белый, как тот, что и на севере.

Белый монастырь
 Это тот монастырь, который отразил всю палитру тайских верований. Здесь и даосизм, представленный Гуань-Инь, индуизм в смеси с анимизмом, представленный Ганешей, Пайя-нагом и ломпо лыси во всех своих образах, и конечно Будда. Буддизм в Таиланде всегда почитается и почитался как учение и философия, которая по своей сути божеств не имеет, но существование их не отрицает. Будда – учитель внутреннего состояния человека и его правильной жизни. Но любой человек должен иметь то, к кому можно обратиться с просьбой, кому можно высказать все свои чаяния и беды. Духи и даосские ботхисатвы подходят для этого как нельзя лучше. Буддистские монахи в своём просветлении, конечно же, понимают всю многогранность и многоуровневость мира, и потому Будда ближе всего, как человек. Ну а с просьбами и для проведения ритуалов лучше обратиться к шаманам и духам. Это правильно.
 Белый Бот построен по образу и подобию знаменитого белого монастыря в Чианмае, он как пена воздушная, как облака, как рай. Даже вход в монастырь, традиционные ворота такие же резные и белоснежные. Сангхавара в сторонке, перед мирянином, пришедшим за благословением, открывается величественный белый бот, а перед ним традиционный будда понедельника под девятиуровневым зонтом. По другую сторону сала со статуями старых монахов, будды в разные периоды и пара пустых гробов для ритуалов очищения. Немного жутковатый ритуал для мнительного христианина, но для буддиста, который верит в собственное бессмертие и к телу относится, как к чему-то временному, нормально. Старый бот, в котором можно помолиться, тоже здесь есть. А на заднем дворе меня ждали интересные инсталляции. Небольшой пруд с островком по центру. На нём статуя Гуань-инь, а охраняют пруд два Нага. За прудом, спрятанная в тени деревьев есть стилизованная пещера. Её строительство я видел давно издали. А теперь вот можно зайти. Темно и страшно…, но внутри чуть подсвечивается каждая ниша, а лабиринт переходом остаётся тёмным. В нишах сидит ломпо рыси в разных своих ипостасях. Тут и традиционное его изображение в тигровой шкуре, менее традиционное – с головой быка, что мне приятно, как родившемуся в этот год. Тут же фигура богини Кали с четырьмя руками, она вооружена мечом и трезубцем, усатый Индра и Пайя-наг, а также сам Рыси в белых одеждах, просветлённый. Образ лесного монаха, отшельника и шамана, в Таиланде собирательный и уважаемый. Начало ему положил действительно монах-отшельник, знаток трав, кореньев, практической магии, проводивший различные ритуалы. Не зря магические сак-янт делаются тоже от его имени. Теперь это чуть ли ни отдельный культ в рамках традиционного буддизма. Жена моя, как истинная буддистка, отрицает на словах всякую магию черную и белую, но неизменно ею пользуется.
 Интересно, что такой монастырь построен в пригороде Паттайя. Коммерция на ритуалах и верованиях набирает свои обороты. Тайцы стараются этого не замечать, ходят в старые традиционные монастыри. Но буддизм толерантен, а потому имеет право на существование и такая популяризация тайского буддизма, да и монахи ничего против традиций и канонов не совершают.