Эмилия Мюллер

Анжелика Миллер
Прозаическая миниатюра

  Вам когда-нибудь снилось, что вы умираете или вот-вот сейчас умрёте? На вас обрушивается скала, или вас сбивает машина на полной скорости, или вы видите приближающееся наводнение мирового масштаба. Вы видите поток воды, сметающий всё на своём пути, и понимаете, что жить остаётся считанные секунды. Вас накрывает огромной волной, и вы перестаёте дышать. И вот это чувство перед смертью, это состояние вашего организма, его не описать словами. Безысходность. Отчаянье. Осознание своей беспомощности. Вы застыли в ступоре. Конец приближается со скоростью звука, а вы ничего не можете изменить. И вы понимаете, что это – конец. И больше ничего уже не будет. Вас никогда уже не будет. Нигде. Ни с кем. Ни для кого. Говорят, что всё можно изменить, кроме смерти. Всё можно исправить, кроме смерти. Истинная правда.

  Сегодня я получила от бывшей подруги видеоролик короткометражного фильма «Эмилия Мюллер» - чёрно-белые съёмки этак годов 90-ых. Мне подумалось: «США? Франция? Канада?» Пришлось порыться в интернете, где я быстро и успешно обнаружила этот шедевр в электронной энциклопедии «Википедия»: «Эмилия Мюллер» (фр. Muller) — третий фильм режиссёра Ивон Марсиано». Он был снят в 1994 году на «Студии де Булонь». Фильм считается одним из самых выдающихся короткометражных фильмов 1990-х годов. Сюжет. Молодая актриса (хотя и сыграла она всего лишь одну роль) Эмилия Мюллер, пришла на пробы. Режиссер попросил её об одном одолжении: показать, что в её сумке. Он сказал: «Берите любой предмет из своей сумочки и рассказывайте, почему он там и какие у вас ассоциации».

Эмилия пришла на пробы без сумки. Но услышав задание мэтра, не растерявшись, взяла с вешалки чужую сумку и стала рассказывать о каждом предмете так, как будто это её собственная вещь. Ни один из предметов из чужой сумки не принадлежал актрисе, но она его описывала с такой любовью и нежностью, с такими мельчайшими подробности, что ни у кого не возникло бы ни малейшего сомнения, что сумка не её. Впрочем, по гениальной задумке режиссёра, этот интересный момент должен был раскрыться только в конце фильма. Эпилог меня поразил на столько, что я села и написала эту прозаическую миниатюру.
Эмилию Мюллер играла актриса Вероника Варга.

Когда актриса сказала:
«Я всё время меняю работу. Домработница. Няня. Официантка. Сотрудница архива. Сейчас я работаю корректором в издательстве. Работа мне нравится. Но когда я читаю тексты, я вижу одни недостатки». Я подумала, что это про меня.

Когда актриса сказала: «Мечтаю иметь свой дом. Нет, не большой особняк, а маленький деревянный домик в глубине леса». Я подумала, что это про мою бывшую подругу, которая выслала мне этот видеоролик.

Когда актриса сказала: «Меня не страшит одиночество. Меня родители часто оставляли одну дома. Оставляли на целые дни. У меня была какая-нибудь книжка, и мне было не страшно». Я подумала, что это опять про меня.

Когда актриса сказала: «Я полечу в Париж-Ниццу и обратно только потому, чтобы посмотреть на могилу одного художника – Матисса. Его могила пуста, но рядом всегда стоит букет красных цветов. Кто-то, может какая-то женщина каждый день приносит новый». Я подумала, что это о моей бывшей подруге. У неё недавно умер муж совсем молодым – 48 лет.

Когда актриса сказала: «В записную книжку я всё время что-то записываю. Но это бессмысленное занятие, потому что ничего не даёт. О том, что важно, помнишь без всяких записей». Я опять подумала, что это обо мне и об одном поэте, который любил, но разлюбил меня.

Когда актриса сказала: «Это мой дневник. Я каждый день заставляю себя хоть чуть-чуть писать. Это как вторая работа». Я опять вспомнила подругу, которая выслала мне видео, она детская писательница, журналист.

Когда актриса сказала: «Однажды я потеряла свой дневник и мне стали сниться кошмары о том, что его нашли и стали выяснять со мной отношения. Потому что там были написаны страшные вещи, о которых я никому не рассказывала». Я снова подумала, что это обо мне.

Когда актриса сказала: «Меня скорее соблазняет чужое желание». Я подумала: «О, и это тоже обо мне!»

А вот это вновь о моей бывшей подруге: «Я стараюсь снова увидеть людей, которых любила. Мне необходимо знать, что они делают, кем стали, даже если я не вижу их многие месяцы… Если вычёркиваешь кого-то из своей жизни, оказывается, что вычёркиваешь часть и своей жизни… Сама жизнь способствует разлуке».

Когда актриса сказала: «Здесь карточка донора. Когда я умру, мои органы достанутся науке». Я подумала, что это о моей подруге, которая выслала мне видео, когда-то давно мы обсуждали по телефону и эту тему тоже.

Когда актриса сказала: «Это таблетки от бессонницы. Я их не принимаю, но они всегда под рукой. Самое ужасное время с 4-ёх до 5-ти, когда нет под рукой ни интересной книжки, ни сухарей…» Я подумала, что это о моей подруге. Боже мой, и о монашках мы тоже говорили и собирались уйти в монастырь вместе, когда умрут наши мужья. Ведь женщины живут дольше мужчин.

Когда актриса сказала: «Способность иметь друзей ограниченна. Если у вас появится новый друг, то вы потеряете кого-то из старых. Я с этим согласна. В жизни можно иметь двух или трёх друзей». Это обо мне и о моей подруге.

Когда актриса сказала о своём друге: «У него один единственный недостаток: его любят все, но он не любит никого». Я опять подумала, что это обо мне и об одном поэте, который любил, но разлюбил меня.

Когда актриса сказала: «Мы с братом хотели стать астронавтами. Мы всё время смотрели на небо. Но не получилось…» Я подумала, что это опять о моей бывшей подруге. Она верит в Бога и часто смотрит в небо.

  У каждого человека есть кладбище ненужных вещей и ненужных людей. Когда меня предают или обманывают, я мысленно убиваю этого человека и кладу в могилу. Очень часто убиенные мной не хотят умирать, они даже мёртвые постоянно порываются встать из могилы: напоминают о себе письмами, звонками, случайными встречами. Но я-то знаю, что на самом деле, они не чувствуют ни вины, ни сожаления. Они просто любят себя настолько, что не хотят даже себе признаться в том, что кто-то их отверг навсегда. Согласна, больно! Маленькие обиженные дети. И вы стоите рядом. Но руки не протягиваете. Потому что один раз вы уже умирали, и не хотите пережить это вновь и вновь. Ужасное чувство, чувство конца – как перед смертью. Безысходность. Отчаянье. Осознание своей беспомощности. Вы застыли в ступоре. Конец приближается со скоростью звука, а вы ничего не можете изменить. И вы понимаете, что это – конец. И больше ничего уже не будет. Вас никогда уже не будет. Нигде. Ни с кем. Ни для кого. Говорят, что всё можно изменить, кроме смерти. Всё можно исправить, кроме смерти. Истинная правда.


31. 08. 2018 г., Мюнстер, Мари Шансон