Журнал Kалейдоскоп номер 1 вторая часть

Любовь Кирсанова
*****************************
ВТОРАЯ   ЧАСТЬ   ЖУРНАЛА
*****************************

**************************
"О   ТЕХ,   КОГО   ПОМНИМ" 
**************************


О Игоре Иванове 7 вспоминает Дина Иванова 2:

Днями вспоминала ушедших наших авторов.
Тех, которые своими работами будоражили душу и согревали её теплом своего сердца.
Да, общение с ними давало пищу для ума и веру, что человек создан для счастья.

«Умей его, счастье, распознавать и щедро делись с другими».
Таков был  девиз незабвенного Игоря Иванова 7. И он этим богатством сполна обладал.

Открыла его страницу: http://www.proza.ru/2010/03/31/1436 
- Здравствуй, дорогой друг! Как тебя не хватает… Но ты не ушел. Мы тебя помним.

Так многие его почитатели писали в скорбные дни...

В 2012 году  вышла его книга:
Игорь Иванов 7 "Память зерна горчичного" (Фрагменты повести): http://www.proza.ru/2010/03/31/1436

Листаю... Плачу… Сколько в ней искренности, боли и веры в человека.

Игорь Иванов 7      Страница автора:      http://www.proza.ru/avtor/goschaiv

Сегодня 1 Сентября 2018 года читателям будет особенно интересно прочитать воспоминания о далёких годах, о школе:
Игорь Иванов 7  "Память старого двора. глава вторая"   http://www.proza.ru/2010/11/14/536

И ещё. Читателю будет интересно познакомиться с рассказом, который мы нашли на странице МФ ВСМ в разделе "Познавшие вечность":
"Памяти Игоря Иванова 7 - от сына"  http://www.proza.ru/2013/11/18/435

               
                *****


Душевно вспоминаем ещё одного нашего автора, который оставил неизгладимый след в сердцах читателей "Прозы".
Незабвенный Евгений Антонович Смирнов, наш Антоныч 3! Это был удивительный человек, замечательный автор прозы и художник. 

Страница автора:   http://www.proza.ru/avtor/anton58
"Слово об Антоныче"   http://www.proza.ru/2013/09/09/1572

Сегодня, 1 Сентября 2018 года читателям будет особенно интересно прочитать рассказ Антоныча 3, который никого не оставит равнодушным:
"Учитель"  http://www.proza.ru/2011/04/01/1985

                *****


В День Знаний невозможно не вспомнить ещё одного человека. Это Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель.

"Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке!!" (Википедия).


"Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно".
(А. С. Макаренко. Лекции о воспитании детей)

                *****


********************************************************
"ПРОБЛЕМЫ   СОВРЕМЕННОСТИ.   О   ВОСПИТАНИИ   ДЕТЕЙ"
********************************************************


1. Елена Гвозденко           "Опасности системы Жохова"

Методика обучения в начальной школе по системе Жохова набирает популярность. «Природосообразное обучение, развитие мозга, обучение в радости», - каких только восторженных откликов не встретишь в Интернете. Очень много эмоций и крайне мало информации. Система полностью закрыта. Ни книг, ни разъясняющих технологий, ни публикаций уважаемого человека, ни иллюстраций уроков, ни обсуждений педагогического сообщества, ни мониторинга результатов – ничего. Тайна. И это тайна сильно настораживает. Кто же такой Жохов Владимир Иванович?  В чем суть его системы?
Жохов В.И. Сорок пять лет проработал в школе учителем математики и физики, 35 лет методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей. Более 30 лет разрабатывал педагогическую систему «УниК». И интересная, на мой взгляд, информация – в настоящий момент - руководитель Департамента развития общего образования Центрального института системного развития государства, бизнеса, человека.

Если содержание методики скрыто от ненужных разработчику взглядов, то восторженных презентаций, наполненных какими-то заоблачными обещаниями, предостаточно.

«Предвыборные» обещания:
«- снижение заболеваемости в два-три раза;
- дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу;
- качественное изменение отношений со сверстниками и взрослыми;
- сохранение и развитие потенциала, заложенного природой;
- нормализуется познавательная активность детей, как в школе, так и дома или в секциях;
- значительное увеличение объема усвоенных знаний и умений (за 4 месяца работы дети легко изучают основной материал 2 лет обучения);
- улучшаются социально-психологические показатели: дети поют, танцуют, не стесняются публичных выступлений;
- ученики быстрее растут, укрепляется иммунитет, улучшается состояние опорно-двигательного аппарата».

И прочее в таком же духе. К концу первого класса дети освоят счет до миллиона, таблицу умножения, грамотное письмо и осмысленное чтение. В некоторых рекламных статьях пишут, что методика позволяет обучить полному курсу начальной школы всего за год!

Просто школа будущего. Удивительно, что на страницах, посвященных этому чуду педагогической мысли, совершенно нет отрицательных отзывов, лишь «смотрела и плакала». И это тоже настораживает. Новая методика должна раскрывать рациональное содержание, а не манипулировать чувствами.

Для поверхностного ознакомления (иное просто невозможно в условиях повышенной секретности) пришлось перерыть множество материала, найти страницы тех, кто прошел через жоховскую систему и по крупицам собрать основное содержание. Да, мое представление может быть ошибочным, но в этом вина организаторов, предлагающих провести эксперимент над собственными детьми под воздействием рекламных трюков.

Первый принцип – природосообразности,  сохранение и улучшение здоровья. Кто из родителей не обратит на него внимание? Чем же он достигается? Основной способ – свободное перемещение во время урока, отсутствие дисциплины в привычном понимании. Жохов уверяет, что возможность двигаться, ходить по классу, выходить из него по желанию – уже залог дисциплины. Хотя и делает ремарку на некие иные, опять-таки тайные методы. Из отзывов, которые, опять-таки, по словам форумчан, стираются сторонниками реформы: Дети сильно устают, многие засыпают на партах, закрывая руками уши. Учителя 5 классов испытывают большие трудности с выпускниками, их невозможно организовать. У многих психологические проблемы, они отстают в развитии.
Можно, разумеется, решить, что это происки недоброжелателей. Но давайте представим. Вы решили поменять работу, выбрав сферу, в которой у вас нет никаких знаний. Вы посещаете курсы по 4 часа каждый день. Эти часы все что-то говорят, передвигаются, постоянный шум, невозможность сосредоточиться, постоянно сменяющиеся картинки на мониторе, весь курс проходит с использованием только интерактивной доски, поэтому все это время вы вынуждены смотреть на нее. Обучение выстраивается изолированными блоками, т.е. 4 минуты вам, скажем, объясняли деталь конвейера, а затем 4 минуты виды колбас, следующие 4 минуты маркетинговый подход к реализации продукции и т.д.  Уроки строятся именно по такому принципу, спасибо неравнодушной родительнице, которая с совершенно иной целью выложила конспект одного из занятий. Вы решили, что так обучить невозможно? Отнюдь. Эти блоки повторяются в различной вариативности много-много раз.  Если вам 100 раз показать виды колбас, то вы автоматически запомните эту информацию.

Что дает подобное обучение? Да, ребенок свободно может выучить счет до миллиона и таблицу умножения к концу первого класса. Он может довести до навыка воспроизведение букв, но где здесь понятийная основа, где развитие мыслительных операций? В наш век обилия информации и сложностей с устойчивым вниманием, клиповым восприятием – разрушительнее системы невозможно представить.

Сам Жохов постоянно обращается к теме развития мозга, особенно его лобных долей.
«Мы получаем ребенка детсадовского с несформированным вниманием. У него в безобразном состоянии лобные доли, и пока мы внимание не организуем, на это месяц потребуется, разобраться с лобными долями, надо чтобы отвлекающих факторов просто не было. Грубо говоря, надо сделать так, чтобы просто некуда было больше смотреть: картинка на экране и больше ничего…»

Нейропсихологи утверждают, что специально развить лобные доли ребенка невозможно! Это ошибочная бытовая теория! Но даже если возможно, то где результаты исследований, где заключения специалистов, где мониторинг выпускников? Ничего! Просто заявления. Допустим, я скажу, что после прочтения этой статьи ваша лобная доля разовьется на 0,5 %, вы мне поверите?

На одной из страниц с рекламой жоховской системы я нашла информацию о книге, которая легла основу методики. Это книга Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Книга, наполненная специфическими терминами, но чрезвычайно интересная тем, кто интересуется функциями мозга. И с первой же главы нахожу массу противоречий с «гениальной» методикой. Думаю, что выбор «теоретических основ» пал именно на эту книгу потому, что она довольно сложно воспринимается человеком неподготовленным.

Что же нового по сути предложил Жохов?

Принцип природосообразности, развивающего обучения, был введен еще Иоганном Генрихом Песталоцци около 250 лет назад. Вся советская педагогика широко использовала методы, разработанные Песталоцци. Свободное перемещение во время урока вовсе не плохая форма, но стоит ли использовать ее постоянно? Весьма оправдано было бы использовать во время адаптации или каких-то креативных приемов обучения. В большинстве случаев это ведет не к сохранению здоровья, а к его разрушению – к недоразвитию внимания, памяти, неврозам. Это хаос. Процесс плохо контролируется педагогами. Интересно, что в качестве педагога по жоховской методике работают иногда люди без педагогического образования вовсе.   Провозглашая некую свободу детей и родителей, сам разработчик пользуется весьма авторитарными методами. Педагогов назначает он (правда, иногда предлагая вариативность на старте). Родители не могут самостоятельно поменять учителя.

Многие родители пишут, что дети болеют не реже, чем обычные. Да, снятое напряжение от статичной позы, но, постоянный шум, движение, рассеянность внимания, постоянный просмотр монитора с меняющимися картинками.

Обучение блоками. Это не новое направление, более того, учителя и в далеком СССР профессионально меняли виды деятельности каждые 5 минут. Это то, что вытекает из азов знаний возрастной психологии. Более того, современные маркетологи, ораторы прекрасно пользуются особенностями внимания, каждые несколько минут переключая на другой объект.

О метапредметных уроках, интегрировании. В Сети я нашла весьма неплохой пример со сказкой «Колобок». Это когда на чтении дети читают сказку, на математике просчитывают маршрут Колобка. Прием, действительно, хороший. Почему он хорош. Наша цивилизация движется в сторону интегрированных открытий и наук. Это становится все заметнее. Финская система образования выстроена на интеграции. Это когда обрисовывают проблему и решают ее с точки зрения физики, географии, экономики, психологии и т.д. Да, будущее за интеграцией. Но должна быть логическая связь, хотя бы как в примере «Колобка», когда используется одна сказка как инструмент. Дети не развивают собственное творчество, но им предлагается модель, в которой один инструмент может нести разную функциональную нагрузку.

Но тот конспект урока, который случайно оказался в свободном доступе, не содержит даже признаков интеграции. В лучшем случае это метапредмет по аналогии с метафизикой. Детям предлагали 5 минут работать с простейшим анализом слова (начало 1 класса), а затем перескакивали на повторение таблицы умножения (2 класс).

С большой гордостью сторонники сообщают, что дети овладевают счетом до миллиона к концу 1 года. Зачем? Зачем этот навык (а это просто навык) без осмысления понятия числа? Зачем считать до тысячи, если не усвоить, что число выполняет различные функции, являясь порядковым номером, количественной характеристикой. Без понятий о составе числа – основы математических вычислений? Зачем навыки без причинно-следственных связей? О каком развитии мышления может идти речь?

Цитата Шохова о письме: «Обычный подход это развитие мелкой моторики, то есть, двигая пальчиками, мы пытаемся на самом деле развивать мозг, эти управляющие центры. Работа неблагодарная. Знаете, сколько времени детям приходится проводить за прописями, совершенно подражательная обезьянья работа. А так, чтобы уж очень быстро накапливали технику письма, этого ведь нет. Это каждодневная дрессура, механическое повторение. Каждый день надо по часу с этими прописями ребенку сидеть работать, а конечная цель какая, мозг развить, потому что мышцам пальцев мы ничего не  прибавляем. Они какие были, такие и есть. Тренируются что – центры управляющие, которые этими мышцами заведуют. Принципиальное отличие, что мы делаем – мы идем наоборот.

Мы сразу активно начинаем работать с мозгом, развиваем мозг. Здесь у нас, в первую очередь, применяется математика, а потом уже, используя развитый мозг, и писать начинаем. Оказывается, почему у нас дети намного быстрее, чем в обычных классах, развиваются и без такой тренировки – дрессировки обходятся. Потому, что у них сразу начинает активно работать мозг, мы развиваем мозг, а он управляет движениями мышц. Вот мы и получаем к новому году из первоклассников, фактически, третьеклассников по письму. Это - новый подход».

Во-первых, мы прибавляем мышцам пальцев. Мелкая моторика – чрезвычайно важна! При движении пальцев активизируются центры мозга, отвечающие за мышление и речь. Но важны еще эти мелкие мышцы, письмо рукой еще никто не отменял. Попробуйте вы, с вашим взрослым, развитым мозгом, скажем, связать свитер. Посмотрите мастер-класс и свяжите. Необходим навык.

«У нас в классе показывали хорошие результаты те же 6-8 человек, в основном те, кто старше (7 - 8 лет на момент первого класса), с остальными - сидели и дотягивали дома, как дотягивала и я - и по русскому, и по математике, дотягивала, не зная сути методики - до средних требований по классу.
Русский язык и правописание - можете сразу забыть. Что дочка написала - не может разобрать сама. У нас почти все в классе так пишут, кто не так - занимаются чистописанием дома. Они не пишут, а срисовывают, вкривь и вкось, не отрабатывают строчные буквы, не знают технику письма, обводят буквы по 2-3 раза, соединения букв не проходят!!!
Читать умела и до школы - лучше НЕ стала (спасибо, что не хуже).
Математика - сильная, но есть ли смысл делать из ребенка ходячего калькулятора? Все равно мы ее тянули дома!» - Из форумных отзывов (орфография и пунктуация сохранены).

Обратите внимание на математику. Многие родители отмечают сильную математику, но повторяют, что это «калькуляторные» знания. Не логика, не анализ – навыки вычисления.

Родители жалуются на постоянную смену заданий – «времени подумать нет». Дети не анализируют материал, стремятся выкрикнуть ответ.

Так почему же столь популярная методика овеяна ореолом тайны? Есть два объяснения.

«Вам нужно понимать, что автор методики продает (да-да именно продает, а не то, что он говорит на своих рекламных встречах) свои диски только на один год и ставит своего учителя», - пишет одна из родительниц. Озвучена и сумма – 55 тысяч рублей за год с класса общеобразовательной школы, 80 тысяч с частной.

Так что это? Маркетинг, сеть, приносящая доход разработчику или…

Меня насторожила фраза одной родительницы в обсуждении: «есть ежедневные задания, в том числе нейропсихологические, в достаточном количестве». Что это за нейропсихологические задания, включают ли методы нейролингвистического программирования, то есть непосредственно грубого вторжения в психику вашего ребенка?

Какую систему выбрать – решать вам. Но нельзя в выборе полагаться на эмоции.

               



2. Евгений Солнечный       Книга "Новая педагогика"
http://www.proza.ru/2016/08/28/1110

Часть третья  "НОВЫЕ  ДЕТИ"   (Отрывок)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга написана по просьбе читателей газеты “Тайная Доктрина”. Родители и педагоги в один голос утверждают, что дети сейчас пошли неуправляемые. И в этом они правы. Но это как раз и говорит о том, что пришло время перестать нарушать закон жизни: “свободы воли и свободы выбора”, манипулированием детьми. Какими бы мы гуманными методами не управляли детьми, это все равно насилие над их волеизъявлением, подавляющим их  свободу духа и, как следствие, творческую самостоятельность.
Родители просят дать рекомендации. Но дети все разные, поэтому воспитание дело творческое. Понимая, что не все родители способны на творчество, я все же даю некоторые общие принципы подхода к детям, многие из которых позаимствованы у Джона Грея. Самые же главные, уже давно известны: “Поступайте с людьми (детьми) так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами”. “Не лгите людям (детям)”, т.е. чтобы слова не расходились с делами. Дети, как никто, чувствуют фальшь  и воспитываются они не словами, а примером. Поэтому, не управляйте детьми, а живите с ними и наслаждайтесь общением.
Воспитание, как таковое, основанное на управлении, устарело и постепенно перейдет в сотрудничество, базирующийся на духовности, как самосовершенствовании сознания. Такое воспитание, как учеба друг у друга, будет более продуктивным. Поэтому я  вставил в книгу некоторые главы, посвященные самосовершенствованию. В своём поклонении материальному успеху, общество забыло основную истину: успех зависит от того, кто вы есть, а не от того, что вы делаете. Так и в воспитании, мы пытаемся сделать детей такими, какими сами не являемся. А не лучше ли создать сначала у себя высоконравственные убеждения? Тогда они автоматически проявятся во всей вашей жизни, в том числе и в воспитании детей. Никакие слова, ни тем более эмоции, не дадут ничего хорошего, кроме вреда.
Помните определение счастья, данное героем фильма “Доживем до понедельника”: “Счастье – это когда тебя понимают”. Это высказывание справедливо и в обратную сторону: “…когда ты понимаешь”, т.е. оно должно быть обоюдным. А разве может оно быть таким в семье, где ребенок говорит: “Я счастлив только тогда, когда отца нет дома?” Другими словами, он имел в виду, что “счастье – это свобода, свобода от насилия”. Я тоже считаю, что счастье – это внутренний психологический комфорт. Поэтому, если хотите сделать детей счастливыми, будьте прежде счастливыми сами. Счастье – это гармония душ. Не старайтесь сделать детей счастливыми. Будьте сами счастливы, тогда и они тоже будут счастливы.
 
ДЕТИ  НОВОЙ  ЭПОХИ

В интересное время довелось жить нашему поколению – время перемен. Кого-то это страшит, кто счастье видит в стабильности (застое). А кто-то, как горьковский Буревестник, “мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой” (счастье движения). Лично мне, с детства, были близки горьковские герои, типа Данко, который “вырвал сердце” и светил им людям, как факелом, прокладывая дорогу к светлому будущему. И сейчас именно такое время, когда востребуется свет сердечной любви. И именно в эпоху перемен всегда появлялись такие “воины света”. Но как показала жизнь, энергии одиночек недостаточно Нужна “критическая масса сознания”. И сейчас идет целое поколение воинов света. Это “дети индиго”.


  Индиго

О детях индиго сейчас уже, благодаря телевидению, знают многие. Но мало кто знает их отличительные характеристики. Так, беседуя с педагогами, я выяснил, что детьми индиго они считают лишь одаренных, почти гениальных детей: “Где вы их видите? Одно хулиганье. И вы еще говорите, что сейчас все рождающиеся дети – индиго”. Эти беседы еще раз убедили меня, что для авторитарного учителя критерием хорошести является элементарная послушность, что противоречит даже их истине.  Гении всегда были неуправляемыми, неуживчивыми ниспровергателями авторитетов.
Так вот то, что они сейчас отмечают в детях: “Дети, даже первоклассники, сейчас совершенно неуправляемы”, как раз и является главной отличительной чертой “детей индиго”, а не таланты. Таланты у них есть, да только не те привычные, которые можно использовать в материальной жизни, а, к примеру, сверхчувствительность. Они чутко распознают человеческую неискренность и двойную мораль, т.е. расхождение мыслей со словами, не говоря уже о словах с делом. И каким бы добрым такой “обещалкин” не был, индиго видит его насквозь и говорит ему об этом прямо в глаза. А кому эта “дерзость” понравится? Появляется несправедливость во взаимоотношениях, наживаются враги. Конечно, подобные конфликты были во все времена. Да только раньше авторитарным воспитателям удавалось задавить волю малолетних “вольтерьянцев”, превращая  их в послушных рабов и винтиков. Сейчас же картина совершенно другая. Они обладают большей энергией (это еще одна отличительная черта “индиго”) и их много. Поэтому педагоги и пасуют перед ними, интуитивно чувствуют не только их правоту, но и их внутреннюю силу. И третий, главный их дар и отличие, которое опять таки отрицается взрослыми (по принципу “яйца кур не учат”) – это проявленные знания истинной жизни, которые они несут в наш мир. Не академические знания или новые технологии, а убежденное понимание оздоровления всех сфер общественной жизни, политической, законодательной, образовательной, через чистоту и порядочность.
И конечно, они пришли не бороться, а светить. Борются, по привычке, с новым, а стало быть, с ними, старые (с устаревшими взглядами)  люди, превращая их, тем самым, из творцов – созидателей, в борцов-разрушителей. Те взрослые, которые боятся перемен, предпочитая придерживаться консервативных взглядов, не понимают детей индиго. И им на помощь приходит, подобная им, медицина, зацикленная на “норме”, со своими нелепыми диагнозами, типа “синдром гиперактивности с нарушением внимания”. А родители покупаются на эти псевдонаучные утверждения. И вместо того, чтобы сотрудничать со своими детьми, поддерживая их творческую самостоятельность, залог будущей жизненной успешности, начинают пичкать их седативными препаратами. В результате чего, многие из них утрачивают свою повышенную чувствительность, одухотворенность, воинственную энергию и, естественно, уверенность в себе. В общем, так и напрашивается на ум  педагогическая шутка: “Хорошо было бы работать в школе, если бы детей не было”.



************************
"ПРИРОДА   И   ШКОЛА"
************************


Владимир Калабухов        "Экологическое просвещение"

2017 – ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

     Который год подряд один денёк очередного отпуска, проводимого осенью в мещёрском селе Криуша, удаётся посвятить экологическому просвещению школьников. Конечно, я не педагог, но мне очень интересно общаться с любопытной детворой, живущей не только в городской, но и в сельской местности. Сельские хорошо знакомы с окрестностями, их растительным и животным миром. Наиболее любознательные – ученики четвёртых – шестых классов. Грамоте они обучились, а сейчас познают мир на многопредметных уроках, через книги, учебники и даже через Интернет, к которому нет равнодушия, но есть доступ.

     Первые уроки экологии в городских и Криушинской школах шли с представлением изданной в 2010 году книги «Мещёрские рассказы». Сборник многоплановый, но его истории, посвящённые походам по Пре и Оке, поездкам в грибные места Владимирской, Московской и Рязанской областей, сбору разных даров Матушки Природы, общению с домашними животными, пчеловодству вызывали у школьников неподдельный интерес. Сельские ребята по этой части, можно сказать, более просвещённые, чем городские. В их домашних хозяйствах есть гуси и куры, кошки и собаки, козы и кролики, а иногда – пчёлы и даже коровы. Так что заботиться о братьях наших меньших, дружить с ними ребятишкам удаётся с раннего детства. То же касается растительного мира – у каждого при доме есть цветники, сад и огород, где надо помогать взрослым. Вместе с родителями дети чаще бывают на природе, им знакомы голоса птиц, следы на снегу разных животных, грибы и ягоды. И это здорово!

     На первых встречах речь шла не только о книге и её содержании. Ребят интересовало многое. Как найти в лесу птичье гнёздышко? Где зимуют ежи и ужи? Ягоды каких растений лучше не брать в рот? А о мухоморах и бледных поганках им уже рассказали на уроках – в кабинете биологии, например, есть даже деревянные раскрашенные макеты разных грибов!

     Следующая встреча в Криушинской школе состоялась после составления и оформления крупноформатного цветного альманаха шестнадцати авторов «Пернатая братва». Распечатанный макет альманаха подарен губернатору Московской области А.Ю. Воробьёву с предложением распространить книгу в образовательных учреждениях. Но этому альманаху пока не повезло с изданием – как учебное пособие он не прошёл областной аттестации (наверное, квалифицированных авторов на такое хватает), а на книгоиздание и распространение другой литературы в бюджете Подмосковья расходы не предусмотрены...

     Изданный сборник «Грибной сезон. Рассказы» весной 2016 года достался в двух экземплярах и Криушинской школе. Вот его-то представление и состоялось в отпускном сентябре. В кабинете физики нашёлся электронный проектор, а к нему на флешку через ноутбук были скопированы с фотокамеры последние снимки. На них – дождевики и ситники, маслята и боровики, другие представители грибного «царства», духовка в печке на веранде, где сушатся грибы и боярышник, цветники на Лесной улице и другие криушинские достопримечательности. Время, отведённое на урок экологии, – 45 минут, до отъезда школьного автобуса в 15.00. Всего в этой средней школе – около сотни учеников из Криуши и окрестных небольших населённых пунктов. В кабинет физики пришли девочки и мальчики 4-го и 5-го классов, сели по двое за столы и стали рассматривать на экране и в альбоме большие цветные снимки разных грибов, узнавать их или спрашивать о них, если ещё не встречались с такими в лесу. Времени было, конечно, маловато, но удалось немного рассказать о самой экологии, о необходимости бережного отношения к природе-кормилице, о разных грибах. По просьбе учителей в кабинет биологии передан ещё один экземпляр книжки про грибы.

     Экологические уроки, рубрика «Окно в природу» в местных газетах, придуманная ещё светлой памяти Василием Михайловичем Песковым для «Комсомольской правды». Природоведческие книги и журналы, страницы Интернета. Поведение на природе родителей. Фильмы и даже «правильные» игры и игрушки. Всё должно быть направлено на привитие молодому поколению чувства ответственности за среду нашего обитания, её комфортность, её благополучие.

     2017-й объявлен годом экологии в России. Давайте же, друзья, возьмёмся за достойные дела, поспособствуем тому, чтобы мы сами и наши потомки жили как надо. Чтобы в лесах не было стихийных свалок. Чтобы не сливались в реки промышленные и бытовые отходы. Чтобы на государственном уровне решались вопросы сбора и утилизации всего того, что образуется от жизнедеятельности человека и инфраструктур его окружения. Чтобы не летели в мусорное ведро батарейки и ртутные лампы, не свозились на полигоны горы макулатуры торгового и бытового происхождения. Чтобы в городе было больше чистого воздуха, зелени, птичьих голосов. Чтобы сухостой заменялся посадкой новых деревьев. Чтобы липы в старинных усадьбах не превращались в пустые столбы, а цвели и привлекали пчёл. А без этого нам и не выжить.