А как с РнД, много лет беременным Стратегией 2030?

Владимир Лагутов
ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО ВОЗБУХЛО

Семь открытых вопросов о стратегии Дона-2030
24.08.2018 текст Владимир Козлов

Выборы в Законодательное собрание Ростовской области резко активизировали обсуждение стратегии развития региона до 2030 года. Экспертные площадки с губернатором проводятся буквально каждую неделю, разделы обсуждаются порой реально каждый день. Много умных вещей говорится, но это не тот формат, в котором какое-либо критическое мышление вообще приветствуется. А оттого количество вопросов по поводу этой работы увеличивается. Сформулирую только семь — больше на страницу не помещается.

1. Прежде всего — а почему всё так затянулось? Если забить в поисковике словосочетание «Дон2030», одним из первых выпадет сайт предвыборной кампании губернатора Ростовской области Василия Голубева, последнее обновление которого было в сентябре 2015 года. Как сейчас помню, тогда проводили целый ряд тематических экспертных сессий, посвящённых новой стратегии развития региона. Одну из них я даже модерировал. Прошло три года, мы обсуждаем всё ту же самую стратегию. Да, продвинулись значительно: уже есть доступный всем текст основных разделов и сроки сдачи. Но количество времени уже давно пора переводить в качество текста.

2. Почему не хватает взгляда со стороны? Стратегию развития Ростовской области формально разрабатывает ГАУ «РИАЦ», а содержательно — само министерство экономического развития Ростовской области. Сам министр её писал, своими руками — это не преувеличение. Это очень экономный подход. Но даже он может предполагать привлечение к работе известных экспертов. Нет денег нанять дорогого исполнителя? Можно привлечь эксперта из той же команды на определённом этапе. Потому что именно так происходит обмен прогрессивным опытом. Именно так заражаются амбициозными идеями. Свежие головы, интеллектуальные провокаторы — необходимы.

3. Каким образом угодить всем? В презентациях о стратегии фигурирует цифра принявших участие в общественных слушаниях проекта — 18 тысяч человек. «За время обсуждения в проект Стратегии-2030 поступило более 500 предложений», — цитируют СМИ слова губернатора. Предложениями теоретически могут быть комментарий на сайте проекта, реплика из зала, выступление, специально присланная аналитическая записка. Если это так, то придётся признать, что в содержательный разговор вступило менее трёх процентов от участников обсуждений. Но в данном случае мы в области больших чисел, очевидны и усилия, которые предпринимаются для достижения их величины. Однако современные стратегии — стратегии приоритетов. Угодить всем невозможно, потому что ресурсы не бесконечны, об этом предупреждают. Поэтому страшно подумать, что приняты все предложения. А если бы их было 18 тысяч, они тоже были бы все приняты?

4. Кто-нибудь перечитывал цели устойчивого развития? Возможно, это занудство — читать документы, но там написано, что цели устойчивого развития раскрываются в социальной, экономической и пространственной политиках, которые далее расписываются ещё по четырём пунктам. Первый пункт социальной политики — качество социальных услуг, тут же чисто экономический пункт об обеспечении предприятий кадрами. Намерений бороться с бедностью или неравенством здесь не найти. Стоит напомнить, что качественные социальные услуги необязательно становятся доступнее для бедных. Зато три из четырех экономических целей — откровенно социальные: обеспечение благосостояния населения, «обеспечение экономической основы для развития социальной сферы». Никакой идеи опережающего роста, амбиций региона-лидера — идеи, которая, казалось бы, не раз в регионе звучала — здесь нет. А пространственное развитие — это сплошное «снятие инфраструктурных ограничений». Ожидаешь найти там «внедрение современных технологий в развитии городских пространств», но напрасно — сейчас складывается впечатление, что ничего нового в пространственном развитии у нас не появится.

5. Вы уверены, что МСП — лишь социальный институт? Сегодня в стратегии МСП понимается прежде всего как сектор, необходимый для решения определённой социальной проблемы — обеспечения занятости. Потому и основной показатель развития здесь — количество занятых. Давайте рассуждать: рост количества занятых в секторе может вообще не предполагать роста количества предпринимателей, имеющих свое дело. А если это количество не растёт, то в чём смысл развития сектора? Есть и другие показатели — количество субъектов МСП на душу населения, их вес в ВРП, соотношение количества компаний МСП и крупных. Сергей Подуст, депутат ЗС РО, на одной из экспертных площадок очень кстати привёл цифры такого соотношения: 25:1 в России, 500:1 в Европе. Нет никаких оснований предполагать, что количество предприятий МСП, их вес в ВРП в результате реализации региональной стратегии сколько-нибудь вырастут, ибо задач таких не стоит.

6. Откуда возьмутся производственники и инноваторы? В федеральной Стратегии развития МСП до 2030 года малый бизнес — это прежде всего «фактор инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики». Инновационность — производная от массовости самого предпринимательства. Но ещё раз: в стратегии Дона 2030 нет задачи выращивать новых предпринимателей, зато задачи структурных перемен стоят — к 2030 25% субъектов МСП будут работать в обрабатывающей промышленности, ещё 4,5% — в социальном предпринимательстве. Очевидно, что здесь пропущено звено: показатели занятости не являются основой для решения структурных задач.

7. Почему доклады о стратегии отличаются от текста документа? Раздел стратегии, посвящённый развитию МСП, и презентационные доклады министра экономики о развитии этой сферы — разные вещи. Потому что презентации учитывают президентские майские указы, а стратегия — почти нет. Например, раздел о МСП в майских указах как раз даёт блок инструментов для формирования новой волны предпринимательства — через «создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства». Слова «акселерация» в Стратегии-2030 пока не найдено. Успеют ли дописать?



НУ, КАК ВСЕМ УГОДИТЬ?

Действительно, автор прав - всем не угодишь. Да и задача угодить всем не ставится. Раньше было проще - всех железной рукой в коммунизм загнать, потом в дикий рынок. Оказалось тоже, но еще хуже. И как только появится какая либо благородная и полезная цель, так под нее Стратегия и строится.

Пока в нашей стране все строятся на добычу барышей паразитам и ворам всех мастей. И только, вот даже пенсионную реформу провели по сути за счет геноцида пенсионеров во славу сохранения барышей олигархов.
Потому повторяем сразу - Цель  определяет Стратегию, тактику и все дорожные карты на пути ее достижения. Совершенно ясно, что цель не может быть экономической или социальной, так как эта публика сначала всю природу сожрет, а потом начнет уничтожать, что уже и делает само двуногое население. И точка невозврата уже пройдена по многим экосистемам в Миллениум. О чем есть чудный доклад проф. Лагутова В.В. "Парад за точкой невозврата" на 5 съезде по сохранению окружающей среды в декабре 2017 в Москве.


КТО ЧИТАЛ ЦЕЛИ УР?

Что тут пишет автор семи вопросов-ответов?
"...цели устойчивого развития раскрываются в социальной, экономической и пространственной политиках,..."
Он сам себе представляет эту ахинею из полусотни целей? У церковников свои, у банкиров свои, а у могильщиков тоже свои, т.е. кому что нравится. Да сама ООН давно, еще в ЮАР в 2002 году на Форуме РИО+10 расписалась, что из упомянутой триады получилась абсолютная нелепость. Если социум и природа есть две стороны одной медали - Земли. Либо те, либо эти. А вот экономика вообще никаким боком не может быть целью развития - это идиотизм. Это не цель, а инструмент для развития общества или спасения природы. Главное, что мировое сообщество поняло еще в Миллениум, а до наших властей эта глупость, изящно упакованная, только доехала. И в централизованном порядке началось производство всяческих Стратегий... В частности, Ростовской областью и Новочеркасском, по тому же дурацкому лекалу, что ранее ежегодные мероприятия "по борьбе с экологической опасностью".

Далее идет словоблудие, типа вот такой откровенной схоластики:
"Зато три из четырех экономических целей — откровенно социальные: обеспечение благосостояния населения, «обеспечение экономической основы для развития социальной сферы». Никакой идеи опережающего роста, амбиций региона-лидера — идеи, которая, казалось бы, не раз в регионе звучала — здесь нет. А пространственное развитие — это сплошное «снятие инфраструктурных ограничений». Ожидаешь найти там «внедрение современных технологий в развитии городских пространств», но напрасно — сейчас складывается впечатление, что ничего нового в пространственном развитии у нас не появится.


ЧТО ТАКОЕ АКСЕЛЕРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
"Почему доклады о стратегии отличаются от текста документа? Раздел стратегии, посвящённый развитию МСП, и презентационные доклады министра экономики о развитии этой сферы — разные вещи. Потому что презентации учитывают президентские майские указы, а стратегия — почти нет."
Эта фраза патентованного эксперта вводит в ступор любого грамотного человека. Если в стратегии развивается еще и МСП, как мы понимаем местное самоуправление, например всякие ТОС и другие моши... то автор вообще не имеет представления о самоуправлении, хотя живет на Дону, где именно казачье самоуправление стало нормой демократии мировой.



КОММЕНТАРИИ ГРАЖДАН ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ

Юрий Евченко
Вот - пример организации работы по разработке стратегии социально-экономического развития города. Только это - Ростов-на-Дону, а не Новочеркасск. Тоже нет единственного разработчика, который выиграл конкурс за большие деньги... А общественное обсуждение идет нормально, даже заинтересованно, в том числе в соцсетях. Заинтересованные люди могут принять участие и открыто высказать свое мнение... Почему в Новочеркасске всё не так? Кто может ответить на простой вопрос? Жители не те, или власть непрофессиональная?

Но главное - публичность и открытость. Не полузакрытые совещания, на которые приглашаются "дежурные активисты" или всегда всё бюджетники, чаще всего внутри администрации, куда вход по пропускам (для своих) или т.н. общественной палаты, где всегда не хватает мест для всех желающих..., а на реально открытых площадках, доступных для всех желающих, и информация о встречах распространяется заблаговременно и очень широко...

Посмотрите на фотографии. Найдите простые отличия. Нет т.н. Президиума, где восседают т.н. "руководители", представители администрации города сидят вместе со всеми участниками. Трибуна - для выступающего; и выступающие не заранее заготовленные; и повестка дня не расписана до последней минуты и проект решения не заранее заготовлен...

А в Новочеркасске - по Черномырдину: "что ни делаем - получается КПСС", "хотели как лучше - получилось как всегда"...
Рад за родной город. rostov-gorod.ru  В Ростове продолжаются дискуссии о целях Стратегии-2035

Сергей Абрамов шумим братцы....шумим!

Ситливая Евгения Ну в Новочеркасске, думаю, даже не по Черномырдину. Люди, которым поручили разработать стратегию с трудом понимают значение этого слова, да и потом - жить они тут не собираются, так отсидеться до новых должностей. А за то, что все развалили, у нас не наказывают, а награждают обычно. Киргинцев вот, по слухам, чем-то в аэропорту руководит.

Anna Ermishina Уточнение к фразе об отсуствии разработчика по конкурсу Управление
zakupki.gov.ru

Юрий Евченко Спасибо за уточнение. Значит Новочеркасская администрация потому и лоханулась... Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Сэкономили, блин...

Александр Водяник Юр! далеко не все так прекрасно...например, усилия группы по разработке предложений стратегического развития Ростова как того самого сбалансированного (по Погребщикову))) города полностью были отвергнуты.Т.е. полностью и все было возращено на какие пути? правильно- субботниково-украшательское...)) и так обстоит дела со всем остальным. Поэтому это показушное мероприятие...абсолютно. Эдакий формат карго-вечеринки)))

Юрий Евченко В Новочеркасске даже карго-вечеринки нет. Полная вата.

Владимир Зедон Да мало того, энтузиастов этого дела, кто что-то свое предлагал затуркали в умолчании. Новочеркасск - единственный город на Юге, который имел и имеет свой уникальный шанс. Но, руководящие проходимцы не способны даже оценить готовое, так как не способны на принятие решений. Хотя этим отличается вся иерархия власти от граждан. Ныне город такой же банкрот - бомж, как и Детройт в США: там понаехали негры и разорили, и тут так же...

Юрий Евченко "затуркали в умолчании" - это пять! Очень точная характеристика! И город, полностью согласен, имел и имеет свой шанс! А к характеристикам "на способны оценить" и "не способны на принятие решений" добавил бы "не способны понять". С такими "руководителями", город, к сожалению, не то что стратегии, будущего не имеет!