Что значит школа для меня

Элла Лякишева
  Первое сентября... Конечно, это праздник - День знаний! Начало нового учебного года! Пользуясь случаем и возможностью, я поздравляю с этим праздником тех авторов сайта Проза.ру, в чью жизнь когда-то вошла  школа! Или они вошли в школу, посвятив свой труд детям!
     Бодрости вам, дорогие мои коллеги, творческих сил, вдохновения, счастья!
     А статью эту я написала в последний год работы в школе.   

                ШКОЛА  ДАЁТ  МНЕ ВТОРУЮ МОЛОДОСТЬ

      Школа! Что значит она для меня? Отвечу одним словом – Жизнь.
  С гордостью могу сказать, что продолжаю учительскую династию. Сельским учителем был мой дед по отцовской линии, всю жизнь проработавший в маленькой сельской школе на Урале (Удмуртия).

    Воспитателем в детском саду работала мама. Возможно, тяга и любовь к этой профессии передаются по наследству с каким-нибудь геном, и теперь нашу династию продолжает моя дочь Светлана – уже в четвёртом поколении.
 
  На себе испытала не раз, что учительский труд, если выполнять его от души, изнурителен. Чем же притягивает школа? Что даёт такого, чего не найдёшь в другом месте?

    Будучи моложе,  я ответила бы так: «Здесь интересно, некогда скучать. Каждый ученик – личность, каждый – загадка, каждый – новая книга, которую надо прочитать и понять. А я с детства была великим книгочеем».
 
    Сейчас отвечу по-другому: «Школа даёт мне вторую молодость, душевную бодрость». Входишь  в класс как на поле боя: ты под обстрелом  взглядов, то требовательно испытующих, то дерзко-раскованных, то застенчиво-любопытных…

   И мне это нравится, потому что не дает шанса расслабиться, опуститься в тину обыденности. А осознание, что именно ты – учитель! – можешь и должен сделать этих детей (а с ними и мир, и будущее) хоть на чуточку лучше, осознание огромной ответственности не даёт уснуть совести и душевной энергии.
   
      Что для меня школа? – И строгий судья, и палач, и задушевный друг, и самый лучший врач.

    Любимый предмет – литература. Готовлюсь к уроку, продумывая каждый этап. Стараюсь предугадать, как воспримут, поймут ли  высокую душу Пушкина, сумрачный гений Лермонтова, трагедию Маяковского…

   Горюю, что так мало часов отводит программа на изучение литературы. А ведь именно она  лучше других учебных предметов может развить душу, воспитать нравственность и раскрыть себя как личность, потому что даёт возможность сравнить и  понять других и себя.

    Все эти годы я по мере сил старалась среди школьных всходов найти творчески одарённых детей, помочь им. Вот почему я иногда ощущаю себя садовником в этом саду жизни. А если к 11 классу появлялся среди моих учеников хоть один поэт – я счастлива!               
 
   Вы спрашиваете, были ли у меня любимчики. Считаю этот вопрос некорректным. Учитель не должен иметь любимчиков. Да, были ученики, которых я уважала больше, чем других.
     Вы скажете: конечно, за отличные знания – и ошибётесь.  Кому-то судьба  или родители подарили здоровье, способности, память, но если такой человек  эгоистичен – с ним неприятно общаться на любом уровне.

   Гораздо, на мой взгляд, важнее, чем талант, душевные качества – то, что я называю «быть Человеком». Вот почему в школе всегда старалась приободрить застенчивых и скромных.

    Покидая роддом, в свет выходит маленькое живое существо, но оно во всём ещё  зависит от родителей – а покидая школу, в обществе появляется ещё один  «человек разумный», от которого в будущем зависит судьба не только страны, но и всей планеты.

   Вот почему из всех учреждений, считая и административные, и правительственные, и хозяйственные, и военные,  на главное место я всё-таки ставлю

                ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ШКОЛУ!

   Ещё раз, дорогие друзья, поздравляю всех УЧИТЕЛЕЙ!
            С искренним уважением
                Элла Лякишева