«Вольной была женщина древнего Илака»
И.В.Печуркин
Легенда является частью цикла легенд и сказаний
о древнем "Шаш-Илаке"
В одном селеньи Джанабад,
В семействе юзбаши,*
Сангиата** гостям всем рад,
Семь дочерей росли.
Все семь красавиц дочерей,
Стройны, как на подбор.
Одна другой ещё милей,
Отец был ими горд.
Но видно время подошло,-
Пришла благая весть.
Создали очагов тепло,
И вышли замуж шесть.
Осталась младшая там дочь,
Луноликая Куйсун.
Гнала всех женихов лишь прочь,
Они улыбки ждут.
Батыры песни пели ей,
О нежной красоте,
И коротали ночи те,
Чтоб видеть лик в окне.
А сердце у неё молчит,
Раз не пришла пора,
Оно размеренно стучит,
Всех гонит со двора.
И ветер песни те разнёс
О дивной красоте,
И вот один смердящий пёс,
Посвататься хотел.
Бута –Манку* степной шакал,
Жесток, самолюбив.
Вождь племени, кровав оскал,
Силён, злоблив и лжив.
Горит от злости один глаз,
А воины его,
Если ослушались приказ,
Не пощадит того.
Потребовал тотчас отдать,
Женой ему Куйсун,
А, если будешь возражать,
То силой увезу.
-«А, что на это скажет мне,
Красавица кизим ***?
Ты подошла бы мне вполне,
Ведь я неотразим.»-
-«Разве живут в одной норе,
Шакал и соловей?
И падаль ест шакал в дыре,
А птица средь ветвей,
Поёт о розах и любви,
Такой тебе мой сказ,
Так, что ты замуж не зови,
Я вовсе не для вас».
Заскрежетал Бута Манку,
Проклятия цедил.
«Тебя я силой увезу»-
Со злобой уходил.
Санги запрятал свою дочь,
Зятьёв он пригласил.
Кровавая настала ночь,
Бута всех порубил.
Убит отец и все зятья,
И стонет Джанабад!
И разорённая семья,
Вот, что наделал гад.
Согнали в кучу всех дехкан,
Кровавая та рать,-
«Где есть Куйсун? Вас ждёт курган****
Всех будем убивать.»
И вышла гордая Куйсун,
Предстала перед ним.-
«Я замуж за тебя пойду,
С условием одним.
Всё, что награбил- всем верни.
И свадебный обряд,
Исполнишь сам ты «кыз кувди»*****.
-Бута безмерно рад.
Горит огнём один тот глаз,
«И только лишь всего!?»
Сияет он, как медный таз-
« Я выполню его!»
И подвели им двух коней,
Лук дали, две стрелы.
Угнаться должен он за ней,
И стрелы расщепить.
Чтоб жениху в нём победить,
В галопе на ходу,
Должен стрелою расщепить,
Невестину стрелу.
«Но нет, условье не приму,-
Не расщеплю стрелу,
С коня невесту я сниму
На полном лишь ходу.»
И бросил он на землю лук,
И бросила Куйсун.
И конь взметнулся вперёд вдруг,
И полетел скакун.
(Ну тут немного поясним,
Обычай кыз кувди-
На расстояние стрелы,
Когда ушла невеста,
Срывается потом батыр,
Галопом сразу с места.
Её догнать и снять с коня,
К груди её прижать.
И девушку, потом обняв,
С ней вместе прискакать)
Стремительно они летят,
По берегу реки,
Но не дано, невесту снять,
Те руки коротки.
И кровью наливался глаз,
И пыжился Бута,
Не получалось хоть бы раз,
И таяла мечта.
Как будто бы срослась с конём,
Красавица Куйсун,
И не приехать им вдвоём,
Лихой у ней скакун.
И рассмеялась вдруг она-
«Мой ласковый батыр!
Не будем силы тратить зря,
Подковы драть до дыр.
А лучше насладимся той,
Прохладной водой,
Потом уеду я с тобой,
Мой конь пойдёт пустой.»
Обрадовался вдруг Бута,
Тем шелковым речам,-
«Твои слова - ушам дутар,******
Как звёзды всем ночам»
Жених остановил коня,
На землю бросил меч.
Но это сделал всё же зря,
Глава скатилась с плеч.
Как будто треснувший арбуз,
Разрублена она.
Потом, поганый этот груз,
Окрасила вода.
Текла река Ахангаран,
Бурлил её поток,
Как исцеление от ран,
Забот и от тревог.
Взлетела на коня она,
Отправилась домой.
Бута ведь получил сполна,
Обрёл народ покой.
Куйсун народ избрал своим,
Бессменным Юзбаши
Но время в тайне сохранит,
Блуждание души.
…………………………………
Рабыня лишь родит раба!
Чтоб процветал народ,
Свободной женщина должна,
Быть, чтоб продолжить род!
И сакские нам племена,
Явили тут пример,
Что счастье матери всегда,
Есть главная из Вер!
Стих написан на легенду,записанную И.В.Печуркиным со слов
Каримова г.Алмалык 1963г
*Сангиата-приставка к имени ата означает отец.Санги отец.
** Кизим-обращение к девушке
***Юзбаши Начальник,предводитель сотни воинов.
****Курган — разновидность погребальных памятников
*****Кыз кувди-догони, поймай девушку.
******Дутар - щипковый музыкальный инструмент типа лютни.