В спортроте

Алексей Жданов
   

                После окончания института,  я  год «служил» в спортроте.  Находилась она рядом с кольцевой ташкентской дорогой. Каждый раз (уже много лет спустя), подлетая к Ташкенту,  я с птичьего полёта видел  крыши казармы, спортзала, футбольное поле, бассейн с вышкой, и вспоминал своё короткое пребывание в спортроте.

            Попал я туда в период, когда не было напряженного тренировочного процесса. Контингент был малочисленным, разношерстным, и  не интересным для общения. Сразу же я подружился с Володей Березовским, писарем спортроты, никакого отношения не имевшего к спорту, и, тем более, к армии. Это был худощавый, сутулый еврейский юноша с характерным профилем, с большими грустными глазами. Лицо его странным образом совмещало едва уловимые черты Чарли Чаплина и Веры Холодной. Он был умницей, хорошо воспитанным человеком, прекрасным собеседником, обладающим незаурядными актёрскими способностями и неистощимым юмором. Девяносто девять процентов так называемых солдат его ненавидели.

    До чего же хорошо было с ним дружить!
    В выходные дни, когда начальства в роте не было, мы устраивали себе маленький праздник. Чего стоила одна только подготовка!
    Лето. Жара. Больше половины спортсменов на выезде. Надоевший солдатский завтрак не тронут. Клумбы политы, дорожки подметены. В спортзале прохладно, тихо, пусто. В кабинете майора Малеева я и Березовский.

   - Мне кажется  можно уже выпить по стаканчику сухого, говорит Володя. – Что у нас с финансами?
   - У меня есть какая-то мелочь, - отвечаю я.
   - Так! Надо сделать грамотную калькуляцию!   Вова уверенно берёт чистый лист бумаги, авторучку, и, устремив  вдаль печальный взор, на мгновение цепенеет. Я, затаив дыхание, слежу за развитием мизансцены.

   Володя нарочито - медленно выводит каллиграфическим почерком первую строку:
Вино сух.  бел. «Ркацители» - 1 бут. = 1р.65коп.
   Поднимает на меня глаза потомственного пророка  и очень серьёзно говорит:
      - Мы же не будем без закуски.
На второй строчке выводит:
   - Колб. «Любит.» - 300 гр.   21 коп. х 3 = 63 коп.
Вдруг неожиданно вскидывается и спрашивает:
   - Как ты думаешь? Киссинджер наш человек?
   - А чей же ещё? – без паузы отвечаю я.  - Не отвлекайся.
   - Сыр «Голланд.»  -  100 гр. = 35 коп. - выводит рядовой Березовский.
   - Хлеб  пшен. в/с  1 бух. = 26 коп.
  - Итого…

  Неожиданно он швыряет шариковую ручку на майорский стол и возмущённо восклицает:
   - Нет! Это же безумная цифра!! (Лицо его выражает крайнее возмущение.)
   Немного успокоившись,  Вова исправляет 1 буханку на полбуханки, 300 граммов колбасы на 150 и спрашивает меня:
   - А без сыра нельзя обойтись? Мы что,  «Божоле» будем пить? И тут же энергично зачёркивает тщательно выписанную сырную строку.
   Кстати, ты уверен, что нам хватит одной бутылки? – с сомнением добавляет Березовский и, походя, задаёт каверзный музыкальный  вопрос:
 - Знаешь эту свадебную мелодию? Пам! Тала –ла-ла-ла-ла- ла...
       - Нет. А почему такая грустная тема? На еврейских свадьбах же фрейлехсы играют!
       - Фрейлехсы, что б ты знал, играют уже после тостов, а эта тема звучит,  когда невесту ведут к праздничному столу, и в это время она просто обязана быть грустной, - поучительно говорит Вова. И сходу:
   - Чья очередь идти за продуктами?
   -  Твоя!
   - Я так и знал. Давай тугрики. Сиди тихо и никому не открывай.
                ___

   Это – эпизод из 1971 года. Самое смешное, что мой друг, уехавший в Штаты,   познакомился на какой - то заправке в Калифорнии с человеком родом из Белой Церкви, и оказалось, что Володя Березовский был его одноклассником.