Еще раз об Аннушке, разлившей масло

Константин Матаков
                ***

Ничего не поделаешь, образ булгаковской Аннушки не отпускает. Как и его библейские антиподы. В Евангелии мы встречаем эпизод, когда сестра Марфы Мария помазала маслом ноги Иисуса, и при этом дом наполнился благоуханием от этого масла. Любопытна реакция Иуды: он предлагает продать это масло (миро) за триста динариев (немалая сумма!), и раздать нищим. Иоанн подчеркивает, что Иуда не заботился о нищих, а просто был вор. Иисус же говорит, что это прообраз Его будущего погребения, - и это важнее заботы о нищих в данный конкретный момент. И вот странно: представляется, словно бы масло Аннушки – это и есть масло, которое Иуда продал, и вырученная сумма была роздана нищим, - за исключением тех денег, которые предатель Христа просто уворовал.. В этом смысле предложение Иуды позаботиться о нищих, напоминает дьявольское искушение, когда сатана предлагает Христу обратить камни в хлебы. Буквально речь идет об искушении голодом, ибо Иисус голодал в пустыне. Но в перспективе речь идет о преобладании телесного над духовным: почему бы не накормить голодных, которые так нуждаются? Разве накормить голодных – это не евангельская заповедь? Разве Христос Сам не насытил чудесным умножением хлебов тысячи человек? Но – «не хлебом единым жив человек»..
Поклонение Богу в духе и истине важнее потребностей плоти. И это искушение напоминает о коммунистическом безбожии, когда необходимость «накормить» и «одеть» была поставлена во главу угла, а потребности духа всегда рассматривались как менее значительные. И вот Аннушка и была этой нищей, о которой безбожники позаботились таким образом, - и купила это масло. Купила масло у большевистских иуд.. Конечно, в Евангелии речь идет о благоухающем масле, но разве масло, полученное из рук безбожников может благоухать? В Евангелии масло Марии приуготовляло Христа к погребению, а масло Аннушки – приуготовляло к погребению атеиста Берлиоза. У Марка мы читаем, что апостолы «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Но масло булгаковской героини, - это не субстанция исцеления, не носительница благодати, ибо благодать здесь отсутствует; нет, это материя смерти, и смерти не только физической, - смерти вечной. Да, Мария, помазав маслом Спасителя, сотворила прообраз погребения Христа. Но за погребением последовало Воскресение, спасающее мир. А эпизод с пролитым маслом на трамвайных рельсах происходит в те времена, когда никакого воскресения после смерти быть не может, и нет Смерти, которая была бы искуплением всех и навсегда. И потому гибельное масло Иуды несет в себе только ад.. Однако, как мы знаем, ад не может одолеть Церковь, созданную Христом, в которой по-прежнему есть освящение масла и исцеление.