Диалог о жизни с попутчиком!..

Николай Юматов
Фамилии придуманы.

Бывают в жизни рассужденья,
В них, философия любви...
В них, вера вечности стремленья,
Но, мысли что, в душе твои?..

Игреков, "А о чём говорить, вы мене скажите, разве в этом есть какой смысл?"
Иксов, " Как о чём, всё о том же, о человеческом, когда умрём, тогда уже не чего не скажем?
Игреков, " А зачем о чём-то, дальше говорить? Всё бессмысленно и нелепо в своей бездарной бестолковости что бы то ни было понять и изменить к лучшему, или наоборот?"
Иксов, "Почему?"
Игреков "Как почему! Вот к примеру, вторая мировая война, с одной стороны абсолютное зло, какое может только предположить человеческое сознание, воплощённое в человеческой истории и напряжение всех сил человечества в противоборстве ему."
Иксов, "Да но человечество победило, чему доказательство юрисдикция нюренбергского трибунала, определила что попадает под понятие добра и зла!"
Игреков, "Да это так, вовсю историю человечества были на уровне закона понятие что правильно, что не правильно. Как законы того или иного государства, в какой то его исторический период, что можно признать не которым правилом в жизни того или иного общества,но не в коем случае не законом жизни!.. Вы в праве мне возразить и будите правы, а как же религия, вера в Бога, когда всё рассказано и показано, как надо поступать и надо делать. Но ведь люди порой поступают наоборот, вопрос по чему? Вы скажите они двигаются своими интересами, а значит пренебрегают нравственными нормами, что в конечном случае и является тем законом который не обходимо выполнять, и тогда многие проблемы исчезнут сами собой. Так как они возникают из нечего!.."
Иксов, " Например?"
Игреков, " Крепостное право!.. Согласитесь, ведь когда барин заставляет молодую крестьянку своей грудью вскармливать борзых щенков, это насилие над личностью человека!.."
Иксов, " Несомненно, но может быть это выдумки и на самом деле подобного в барских усадьбах не когда и не чего не происходило?"
Игреков, " Вполне возможно, это только не известно где рождённые слухи трансформирующиеся в фантазии в виде сказок, о прекрасной барской жизни?"
Иксов, "То есть вы хотите сказать, что это некоторое, или точнее сказать в некотором роде кривое зеркало? Рождённое то ли от незнанья действительности господской жизни, как культурного слоя, толи злоупотребления отдельных людей, что вполне могло быть, как отдельный факт человеческого бытия в его проявлении во взаимоотношении между индивидуумами."
Игреков," Но, а вы то сами как думаете?"
Иксов, "Как отдельно взятый факт допускаю, но если честно сомневаюсь?"   
Игреков, " То есть, верите в человека и человечество? Но допускаете, как отдельно взятый факт, проявляющейся в этом самом человечестве, как некая аномалия, исключение из правила, которую можно излечить административным способом. И я вас понимаю, когда человек ест яблоко, то в процессе его поедания если он видит в нём червоточинки, то он же не выкидывает всё яблоко, а естественно вырезает эти самые червоточинки. И дальше съедает это самое яблоко, что правильно и делает!.. Но согласитесь, одно дело яблоко, другое дело сама жизнь?"
Иксов, " А разве есть разница? "
Игреков, "А разве нет?"
Иксов, " А в чём же тогда она проявляется? "
Игреков, " Но хотя бы, в сражении Дон-Кихота с мельницами?"
Иксов, " Но это художественный образ, в мировой литературе!.."
Игреков, " Да это верно, это художественный образ и именно мировой литературы."
Иксов, " Ну так в чём же дело? "
Игреков, " Да в общем то, не в чём, если это частный  случай, а не образ некоторой закономерности человеческой природы когда она реализуется вопреки нравственных норм?.."
Иксов, " Но простите, вы говорите о некоторых закономерностях человеческого бытия, обобщая проявления его природы, а это согласитесь скорее всего только мнение и то скорее всего ошибочное?.."
Игреков, "Совершено справедливо, это только мнение и вполне возможно оно ошибочно?.. Но вот вопрос, а как быть с рабовладельческим строем, который вытек из первобытнообщинного строя? Почему от примитивного коммунизма общество создав государство изобрело социально-экономическую модель рабства? Когда одна часть людей попадала в привилегированное положение, а другая часть в обслуживающие их интересы. Как вам кажется в этом вопросе есть пересекающееся нити одного и того же явления, когда один человек заставляет другого отождествлять свои интересы."
Иксов,"Каким это образом отождествлять свои интересы?"
Игреков, " Да очень простым, рабовладелец принуждает рабыню удовлетворять свои сексуальные потребности, а рабыне это нужно? Думаю нет? Даже если рабыня это делает с охотою, то если их поменять местами, она рабовладелица, а он домашний слуга, тогда она с ним в ступит в интимную связь? Думаю нет, хотя в каких то случаях и вступит, но в большинстве случаях вряд ли?.."
Иксов, "Но так же можно сказать и про помещика."
Игреков, "Совершенно верно!.."
Иксов, " Но тогда получается согласно этой логике человек, как человек не совершенен и наделён от природы плохой природой"
Игреков," Я бы не сказал так"
Иксов" Тогда как это можно объяснить? Одно дело частный случай, как с пример с борзыми щенками, другое закономерность, выявленная хотя бы из того обстоятельства что из общинно первобытного строя вытекает рабовладельческий строй, когда государство становится инструментом рабовладельцев в подчинение большинства людей, как орудия в достижении своих интересов..."
Игреков, " Заметь те, что это не я сказал, что в рабовладельческом обществе одна часть людей с помощью государства, как инструмента обеспечивает своё жизненное пространство под солнцем!.."
Иксов, " Но труд рабов не эффективен!.."
Игреков, " Совершенно с вами согласен, вопрос не в этом, вопрос почему так происходит?"
Иксов, " Но вы же сами сказали что во главе угла стоят интересы."
Игреков, " Совершенно справедливо, интересы!.."
Иксов, " Какой то, помещик любит собак. У него есть возможность, использовать дворовую женщину как орудие кормления собак, она освобождённая от каких то тяжёлых работ, скажем на поле, вполне довольна и даже ей кто то завидует, так как это опирается на труд самых бесправных членов общества. Превращённым помещиком с помощью государства, в крепостных или наёмных крестьян. Но в этом нечего нет нового, это проходили в семидесятые годы в советской школе на уроках истории..."
Игреков, " Да это наверное так, но я говорю не об этом?"
Иксов," А о чём? "
Игреков," О   том что когда нарушаются нравственные законы в поступках индивидуума, то и социально экономические нормы поведения между людьми принимают совершенно иные формы. Помещик использовал крестьянку в кормлении борзых щенков, рабовладелец девушку в своих сексуальных потребностях и так далее."
Иксов, " Но это то, понятно, ещё классик кажется сказал, что в начале должно быть рабовладельческое общество, рождающее культуру, а рабочий класс дорасти до её уровня, то есть стать носителем культуры и только тогда может быть диктатура пролетариата. В семнадцатом году прошлого века, по крайне мере на мой взгляд, пролетариат вряд ли дорос до уровня культуры, поэтому В СССР в девяносто первом году общественно экономические отношения зашли в тупик. Что говорит, революция в семнадцатом году прошлого века, была преждевременна."
Игреков" Вот вы сами сделали вывод, но дело не в этом? А в том, что если бы каждый член общества до рос до культуры и в стране не осталось не одного неграмотного, не в том смысле что человек умеет писать и читать? А в том что любой самый простой член общества не уступает в своём развитии любому высокообразованному члену общества являющемуся носителем всего исторического опыта человечества."
Иксов, "Но это не возможно?"
Игреков, "Совершенно верно, невозможно."
Иксов, " Так как же быть? "
Игреков, "Только эволюционное, постепенное движение общества в заданном направление, шаг, за шагом вперёд."
Иксов, "Но это так долго?"
Игреков," А что делать? По другому не получится!.. Так человек устроен?.. Первое, кругозор! В какое бы время человек не жил, кем бы не был, он обладает каким-то, кругозором, то есть он видит в пределах того, что он видит. Поэтому его видение мира, как правило ограничено. Это и время вкотром он живёт и его социальный статус, который накладывает отпечаток, и так далее. Поэтому он не Бог, а всегда субъективен!.. И скорее всего чем больше человек образован, тем вероятнее всего он скажет, я знаю то, что я нечего не знаю!.."
Иксов, " А вы чего-то, знаете?"
Игреков, " Я, вообще примитивный человек, обыватель. Все мои рассуждения которыми я пытаюсь оперировать, не более, как самые простые аксиомы, на основе которых я пытаюсь понять основы развития человечества."
Иксов, " Но это понятно, сейчас с эфира много идёт передач заставляющих думать человека над своим существованием. Как можно изменить жизнь к лучшему, ведь эта главная задача человечества."
Игреков, " Не знаю, возможно ли это в принципе!"
Иксов, " Но ведь мы стали жить лучше!.."
Игреков, "Всё зависит от средств производства! Каковы средства производства таковы и социальные отношения в обществе. Это диалектика. Общество не что не может сбить с того пути по которому оно движется в своём развитии, опираясь на ту культуру, которая в нём проявилась и определяет вектор его развития.
Но вернёмся к устройству человека. Первое, как мы выяснили, это кругозор в рамках которого он видит и почему индивид, как правило субъективен. Второе он обладает каким то способностями, позволяющими ему реализовать свою личность. Третьих он находится в каких то социальных условиях, в которых он должен реализоваться как личность. Всё это рождает в нём интересы, которыми он живёт. И находясь в этих обстоятельствах, он решает как ему поступить, в том или ином случае. А для этого ему дадены нравственные нормы, в рамках которых он и должен руководствоваться в принятии решения прежде чем сделать шаг в ту или иную сторону."
Иксов, "Но это человеку не по силам, тогда все были бы святые!.. Не было бы ни рабовладельческого строя, ни примитивного первобытнообщинного."
Игреков, "Почему примитивного?"
Иксов, " Почему примитивного, да потому что там главенствовала сила, кто сильней тот и брал самку для спаривания, а слабые не выживали, не нужных выгоняли или убивали. Предвосхищаю ваш вопрос,  откуда я это знаю!.."
Игреков, "Да именно откуда?"
Иксов, "Да не откуда, из наблюдений за природой, как правило выживает сильнейшее животное. Всегда в дикой  природе между самцами идёт борьба за самку. За территорию, кормления! Единственно двигательный стимул между особями одного стада это еда и половой инстинкт определяет поведение животных.
У человека тоже не на последнем месте еда и половой инстинкт, но главное для человека это чувство любви,выражение духовного состояния, общении с себе подобными. У животных это то же есть, но в целом выраженно в меньшей степени, осознать себя в большей степени они не могут, как это дано человеку."
И вот в этом смысле если сравнивать жизнь животного мира и человека, можно заметить, что животное довольствуется малым. Главное для него, это половой инстинкт и еда, и окружающая среда к которой оно приспособлено. А человек осознавая себя до вершин космоса хочет построить соответственно этого и мир окружающий его, всё приземлённое, ему порой не интересно. Почему он получив власть над другим человеком в рабовладельческом обществе стремиться реализовать себя в этом начале, подавляя в рабе человека и личность и напротив пытаясь реализовать в себе бога. Что ведёт к бунтам и революциям, переворотам, перемене общественного строя, что в конечном счёте для своего времени нечего не меняет, всё остаётся на круге своя. Каковы средства производства таковы и социальные отношения между его членами..."
Игреков, заметьте что вы снова сами сделали вывод, что революции бесполезны,
ели предположить, что сейчас Господь-Бог, заменил современные средства  производства на каменный топор, то снова бы возник первобытно общинный строй, как способ выживания человечества. Если бы на орудия труда времён древнего мира, то первобытнообщинный, сменился на рабовладельческий. Соответственно
средства производства феодального, феодальной и родили бы, ну и так далее, ранний капитализм, современные средства производства, современный."
Иксов, "А вы за какую экономическую модель, административно-командную, или рыночную?"
Игреков, " Да мне принце всё равно, как сказал в конце восьмидесятых второй секретарь райкома партии, главное чтоб жить было лучше."
Иксов, "Я с этим тоже согласен, но считаю в развитии экономики рыночную систему, как основополагающую, в развитии жизненных интересах страны!.."
Игреков, "Я не эксперт, а обыватель и по этому могу сказать одно, слышал разные  мнения по этому вопросу."
Иксов," Но, а ваше мнение?"
Игреков," Но поскольку я получил в советское время общее среднее образование, и какое то представление об экономике имею, и хотя мой кругозор до не вероятного мал, но если всё же вы предлагаете высказать своё мнение, то я попробую."
Иксов, "Попробуйте, я то же невелик специалист в этой области, просто имею свой взгляд на вещи, как и всякий человек в силу своего понимания."
Игреков, "Как говорила моя квартирная хозяйка, что потопаешь, то и полопаешь, и она права. Любой человек может употребить только то, что произвёл, а не произвёл, то не из нечего и получишь нечего... Но вот вопрос, можно коляски на строительстве с материалами возить по песку, а можно бросить доски, как говорил мне старик работавший ещё десятником. Работать будет легче, а произведено будет больше, то есть производительность труда больше, а себестоимость меньше. Значит прибыль больше, а вопрос кому она пойдёт, наёмному работнику, или хозяину?
Если предположить что предприятие принадлежит хозяину, а я только наёмный работник, то согласно найма на роботу работаю, за вознаграждение и в результате этой микро реформы получаю облегчение в работе, но вся прибыль от моей работы уйдёт в карман хозяина. Если мне этот порядок не нравится, то я могу на это работу не устраиваться, если устроился, а условия труда изменились, то я могу не соглашаться работать в этих условиях и хозяин мне обязан на какой срок у нас с ним договор выплатить неустойку за тот срок на который я нанимался у него на работу. Точно также и я если заболел и пропустил такое то количество дней, могу быть уволенным, с вычетом из зарплаты той суммы убытка которую понёс хозяин в результате моего вынужденного прогула."
Иксов, "Но у рабочего скорее всего не хватит на это средств?"
Игреков, "Справедливо! Вот по этому наёмный работник скорее всего просто обрадуется, что ему стало легче работать, а хозяин в свою очередь закроет глаза за вынужденный прогул!"
Иксов, "Это ранний капитализм?"
Игреков, "Какая разница? Это свобода!
Иксов, "А в чём здесь свобода?"
Игреков, "Как в чём, стороны равны! У вас есть, средства производства и вы нанимаете рабочие руки, которые есть у работника, и как свободные люди договариваетесь об условиях сделки, то есть работник выполняет порученную ему согласно имеющейся у него квалификации работу, а хозяин плотит ему за это вознаграждение, и они в расчёте. Как видите всё честно и справедливо, стороны равны, не нравится эта работа  ищете другую. Но, а то что возможности разные, это уже другой вопрос."
Иксов, " Но вы снова горите о раннем капитализме"         
Игреков, "Совершенно верно, о раннем капитализме, но принцип капитализма один, предприятие должно заработать прибыль, наёмный работник продаёт труд своих рук, согласно своей квалификации, а хозяин, владелец средств производства плотит ему вознаграждение за проделанную работу. Сама то основа капитализма осталась прежней. Другое дело, что мощные профсоюзы и время внесло те социальные гарантии которые изменили в корне отношения предприниматель работник!"
Иксов,"И в чём же их преобразования?"
Игреков, " Простите, я там не был, откуда я знаю, как там живут люди?"
Иксов," А говорите?"
Игреков, " Я говорю, только то что мне представляется классическим пониманием капитализма и то что я слышал... Я же не говорю что я специалист по капитализму, я говорю что мне представляется по капитализму, а насколько я прав не прав, судить не мне, а вам.
Иксов, " И что дальше вы скажите по рынку?"
Игреков, "Да нечего особенного, вот например мне говорил мой начальник, он слушал про одну из капиталистических стран."
Иксов, "Про какую?"
"Я не поинтересовался тогда, время было советское и я пропустил мимо ушей.
Один хозяин пришёл в ценовой комитет, с просьбой разрешить ему повысить цену на товар. Ему ответили обоснуйте, и когда он обосновал, разрешили повысить, на какую-то долю процента. Другой мой товарищ мне объяснил, что такое паритет цен и я понял, что в любой модели экономике нужен закон о ценообразовании,  иначе снова, как в девяностые деньги обесценятся.
Во вторых слышал, это может не во всех странах, но на заработок от заработанной  денежной единицы идёт до семидесяти процентов, есть вилка от минимума до максимума во сколько раз зарплата может быть от минимальной до максимальной."
Иксов,"Ничего не понял?"
Игреков, "Ну вот в советский период скажем, предприятие к примеру заработало четыре с половиной миллиона рублей, из них миллион двести тысяч оборотные средства, пусть будет триста тысяч на налог."
Иксов," А откуда вы знаете эти цифры?"
Игреков, Я не знаю этих цифр, я их беру с потолка, просто что бы понять принцип как работает та или иная социально-экономическая модель.
Иксов," Какая модель?"
Игреков,"В данном случае, административно-командная система и рыночная, хотя это так условно?"
Иксов, " В чём условно? "
Игреков, " административно-командная система тоже в системе рынка и капитализации, только рынка планового!"
Иксов, "А капиталы откуда"
Игреков, "Как откуда, средства вложенные в предприятия и являются капиталом только принадлежащим всем, так как все эти средства являются общенародной собственностью.
Иксов, " Но эта собственность не эффективна, куда эффективней работает частная собственность."               
Игреков, "Может быть, ваша правда, но давайте разберём пример до конца."    
Иксов, "Давайте, мне интересно ваше мнение, хотя оно какое то путанное."
Игреков, "Я же не специалист в области экономики, говорю, так как понимаю, как Бог на душу положит."
Иксов," я это принимаю во внимание."
Игреков, Дальше оставшиеся деньги берём за сто процентов и скажем, полтора миллиона идут в фонд общественного накопления, это пятьдесят процентов, миллион двести на зарплату, это где-то сорок процентов, процента три на тринадцатую, остальное на развитие предприятия и другие социальные нужды."
Иксов," Но у разных предприятий, я слышал, разный процент шёл, в фонды общественного накопления?"
Игреков, " Мы гадаем на кофейней гуще, я понятий не имею о реальных цифрах, я в бухгалтерии не работал, сколько предприятие платило на налог, сколько шло на  его развитие и социальную сферу. Я просто слышал краем уха об общем принципе. Может быть я ошибаюсь, скорее всего так и есть, дело не в этом, главное понять суть вопроса?
Иксов," И в чём же оно."
Игреков, " Как в чём?.. Если бы это предприятие было частным в то время и работало в системе рынка, то доходы на мой взгляд скорее всего распределялись бы так, миллион двести оборотные средства, небольшой налог пусть скажем тысяч триста, а от оставшихся трёх миллионов семьдесят процентов  на зарплату, двадцать два на развитие предприятия и восемь хозяину."
Иксов, " И тогда рынок по вашему заработает?"
Игреков," Но это вы более ревностный сторонник рынка и должны знать, что рынок сам собой организуется, я же уверен в том, по крайней для себя, какой бы он универсальный не был, на западе его отрегулировало время и профсоюзы, а  у нас на это времени нет, а запад надо обогнать, а без мощной экономики это сделать не возможно."
Иксов, " Но мы и сотой проблем рынка не знаем, насколько это сложный процесс, а наши суждения об проблеме рынка, поверхностны и не состоятельны, а так попытки в произвольном подходе рассуждения понять хоть сколько не будь возникающее проблемы в его работе."
Игреков, "Согласен, вот тут я с вами полностью солидарен, мы ведём плоский примитивный разговор, в общей произвольной форме, пытаясь хоть что то понять, на текущий момент..."
Иксов," Но если, вам что не понятно, то можно посмотреть в интернете, наверняка можно много чего найти на сайтах по этому вопросу."
Игреков, " Разумеется!"
Иксов, "А что вы думаете о пенсиях?"
Игреков, "Мы и так с вами долго говорим на разные темы, я устал право,"
Иксов, Ну хотя бы коротенько?"
Игреков, "Ну если коротенько, ещё где то, в конце семидесятых прошлого столетия, я слышал у нас на производстве среди рабочих говорили на эту тему, повышения пенсионного возраста, но я тогда был молод и о пенсии не думал. До неё мне тогда была целая вечность! Но всё же спросил соседа, он в своё время работал третьим секретарём райкома и лучше меня знал эту тему."
Иксов, "И что же он вам сказал?"
Игреков, "Да нечего, пошутил."
Иксов, " Как пошутил?"
Игреков," С юмором!"
Иксов," И всё же как?"
Игреков, " Сказал, Назад покойника с погоста не ворочают."
Иксов, "Мрачноватый юмор."
Игреков, "Я это запомнил, даже  страшновато стало."
Иксов, " Отчего страшновато то стало?"
Игреков, Да как то мрачно сказал, что я подумал неужели и у меня молодость пролетит, а так хотелось крикнуть, мгновение остановись, но только не движение в нём."
Иксов, "Это ностальгия о прошлом."
Игреков, "Да я бы хотел в то время на вечно, был весел, молод, счастлив. Влюблялся на право и налево, работа казалась весёлой игрой. Получал где то около ста тридцати рублей, обед стоил в пределах сорока пяти копеек в рабочей столовой."
Иксов, " Мечтать невредно"
Игреков, "А почему бы не помечтать, жили бы люди до ста двадцати, ста пятидесяти лет, открылись бы новые рабочие места, люди дожив до пенсии кто хочет переучились бы на другую работу, чтоб все работали по призванию. А кто не хочет купил бы робота и его отправил на работу."
Иксов, Всё это так, но ведь жить надоест, да и другим надо уступать место под солнцем."
Игреков"И какой же смысл жизни, что бы родится и умереть?"
Иксов, "Но как пожить, а потом и умереть можно."
Игреков, "Смысл, до того как родился не чего не знал и после как умрёшь знать не чего не будешь, значит тебя и не было."
Иксов," А твои дела, память наконец?"
Игреков, "Но ведь следующее поколения, то же умрут и за ним тоже" Получается пирамида и только смысл в Беге, Он Источник Жизни!!!"
А вы, верите в Бога?"
Иксов," я не когда об этом не думал, разве мир ни материален?.. Верующие говорят, Бог всё даёт, а почему в тех или иных случаях птички гибнут, разве они в чём провинились?.. Ответьте на этот вопрос, если сможете?
Игреков," Этого я не знаю! Я знаю что без Бога всё бессмысленно, так как всё тленно, а в Нём жизнь вечная!!!"
Иксов, " Не хочется прерывать беседу, но вот моя станция, если когда ещё встретимся, я охотно ещё подискутирую."
Игреков, "Я не против, хотя смысла в них особого не вижу!.."
"Вам виднее," сказал вставая Иксов и не подавая руки Игрекову направился к выходу из вагона.
"Я свами не прощаюсь," как бы извиняясь за длинную беседу, крикнул вдогонку уходящему Иксову, Игреков и равнодушно взглянув в сторону окна приближающийся станции, откинулся к спинке купе, с видом уставшего от равнодушия человека.