Белогвардейская баллада 3

Александр Захваткин
100-летию Гражданской войны посвящается.
Светлой памяти юнкеров оплативших жизнью свой воинский долг.


В третьей балладе словами романсов раскрывается судьба юнкеров лихолетья начала 20 века от выпускного вальса 1913 года, через кровь Первой мировой и Гражданской войн до бегства в эмиграцию.


ЮНКЕРСКИЙ ВАЛЬС
(Вальс юнкеров)
(Белый вальс)

Автор: Б. Алмазов

Под громкое, троекратное, раскатистое «Ура!!!»
Присягу Императору давали юнкера.
Каникулы весенние, в собраньях вечера,
Этот вальс вас убаюкивал,
Опьянял вас, юнкера.

Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Струится вощёный паркет,
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
В семнадцать мальчишеских лет,
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Все было как будто вчера,
Этот вальс не забыт, этот вальс помнит вас,
Юнкера, юнкера, юнкера.

А после под воем шрапнели
Мальчишки по Дону прошли,
С зашитою в полу шинели
Частицей российской земли.
В бензиновом, асфальтовом, парижеском бреду
Этот вальс вас успокаивал,
Отводил от вас беду.

Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Наивный, как весна.
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Тогда юнкерам не до сна,
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Струится вощёный паркет,
Этот вальс не забыт, этот вальс помнит вас,
В семнадцать мальчишеских лет.

Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Оркестра военного медь,
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
До сих пор продолжает звенеть.
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Все было как будто вчера,
Этот вальс не забыт,
Этот вальс помнит вас,
Юнкера, юнкера, юнкера.
Этот вальс не забыт,
Этот вальс помнит вас,
Юнкера, юнкера, юнкера.

1964 год


ПЕРЕКОПСКИЙ ВАЛЬС

Автор и исполнитель: Д. Персин

В промёрзлых окопах метель и пурга,
Да редкие трели «максима».
А там, за дорогой, траншеи врага
И холодно невыносимо.

Двадцатого года январские дни,
Кругом перекопская жижа...
Помилуй нас, Господи, и сохрани, -
Противник всё ближе и ближе.

Друг к другу прижались в ночи у костра
Герои, кого ни спроси я,
Мальчишки, юнцы, господа юнкера, -
Твои командиры, Россия.

Мне их через час в штыковую вести
На страшного дикого зверя...
Как мне уберечь их, как мне их спасти?
Как мне избежать их потери?

Тот служит идее, а этот царям,
А кто-то лишь шашке да воле.
Но что я потом напишу матерям,
Коль мальчик останется в поле?

И будет нести свой последний дозор
Не струсит уже и не выдаст,
Не веривший в смерть, не принявший позор,
Безусый, в шинели на вырост...

А тот, кто стреляет с другой стороны,
Такой же - мы русские оба.
И все попадём по законам войны
В объятья дубового гроба.

Так стоило ль нам затевать этот спор?
Как выйти из чёртова круга?
Кто это придумал, с каких это пор
Мы режем и рубим друг друга?

Но час пролетел, наступила пора,
На фронте не думай о многом...
В атаку, вперёд, господа юнкера!
Вперёд, за Россию и с Богом!

1992 год


БЕГСТВО
(Шинельное сукно)
(Свинцовое сукно)
(Песня русских офицеров)

Автор и исполнитель: И. Карташёв

Шинельное сукно набухло русской кровью.
Последний наш парад Россия принимай.
Служили мы тебе и с верой, и с любовью,
И без надежды нас теперь не оставляй.

Уходим в никуда, и палубы эсминцев
Гудят, от наших ног, уставших уходить.
Мы знаем, точно все, назад не возвратимся,
Нас не перековать, нас можно лишь убить.

Остались позади и радости, и страхи,
Когда боялись мы Россию замарать.
Теперь наденут все там красные рубахи,
Да превратят в кабак, и будут продавать.

Теперь наденут все там красные рубахи,
Да превратят в кабак, и будут продавать.

И так случилось все, мы с юности в окопах.
Четырнадцатый год, брусиловский прорыв,
Потом февральский бунт, убогих остолопов,
Так просмотрели мы октябрьский нарыв.

И хлынул русский гной копившейся веками,
Умылись кровью все и захлебнулись в ней,
И юноши тогда вдруг стали стариками.
Вот так на Русь легла годов свинцовых тень.

Шинельное сукно коробит алой кровью,
Последний наш парад Россия принимай,
Мы вновь к тебе придём и с верой, и с любовью,
Ты без надежды нас тогда не оставляй.

1989 год


Автор романса «Юенкерский вальс» Борис Александрович Алмазов родился в 1944 году в Ленинграде.
Отец Бориса до войны учился в музыкальном училище, имел красивый бас. Мать не смогла получить высшего образования: как дочь священника, она считалась «ущемлённой в правах», но войну начала медиком «с тремя кубарями в петлицах». [1]
Как шутит Борис Александрович родился он «в результате прорыва блокады», поскольку отец воевал на Ленинградском фронте, а мама - на Волховском. Отец влюбился в маму с десяти лет отроду, они были родом из одной станицы - чудо, что на фронте они встретились. При иных обстоятельствах их брак вряд ли бы состоялся: мама была на 13 лет старше отца, хотя «маленькая моя мама – вспоминал Борис, - даже на каблуках в трофейных французских туфлях, которые отец принёс из разведки, казалась девочкой рядом с огромным двухметровым, сутуловатым и совершенно седым в 24 года отцом. Мама рассказывала, что немцы на его глазах убили деда, и он не ценил ни свою жизнь, ни чужую, его «личный счёт» достиг более 70-ти фашистов. Начав войну добровольцем-кавалеристом, он закончил её артиллерийским разведчиком — наводил огонь тяжёлой артиллерии, находясь практически в боевых порядках немецких войск. Отец уверовал в свою скорую смерть и, стало быть, думать о послевоенной жизни, о семье, где жена старше мужа - было незачем».
Буквально через три месяца после рождения Бориса семья переехала из Ленинграда на Дон, но после войны опять вернулась в Ленинград. Отец участвовал в войне с Японией и уже после победы погиб «в штрафниках» в Кенигсберге, а мать после войны осталась инвалидом с серьёзными повре-ждениями позвоночника.
Хотя жила семья очень бедно (мать инвалид, отца нет), но, благодаря маме и бабушке, Борис к четырнадцати годам окончил семь классов музы-кальной школы, затем учился в школе изобразительных искусств. Начиная с четырнадцати лет долгие годы активно занимался конным спортом. Чтобы иметь средства для дополнительного образования Борис в 15 лет начинает работать на заводе разнорабочим и продолжает учиться в вечерней школе рабочей молодёжи. Через год, окончив 9 классов в 1961 году [2] продолжил работать на заводе, где овладел профессиями токаря и слесаря.
В пятнадцатилетнем возрасте мама привела будущего писателя («что поделаешь, послушный сын», - вспоминает Борис Алмазов) с тетрадкой первых рассказов в журнал «Нева» - и, как ни странно, его рассказы сразу «пролистал на ходу» Сергей Тхоржевский (1927 – 2011), который тут же за 15 минут продиктовал Алмазовым список статей о литературе, которые «молодому автору» необходимо было проработать, а потом, по воспоминаниям Бориса Александровича: «вдруг улыбнулся... А это — сказал он, отдавая тетрадь, — надо в Костёр». Жечь свои рассказы, подражая Гоголю, Борис не стал, а что «Костёр» - это детский журнал, они с мамой как-то не сообразили.
В 1962 г. Борис Александрович начинает писать собственные песни. И уже в самом начале своего творческого пути обращается к теме белогвардейского романса. В 1964 году пишет романс «Юнкерский вальс», что весьма необычно для того времени. В это время (1962 – 1968) он учится на вечернем факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. За время обучения сменил множество работ: был грузчиком, массажистом в детской больнице, рабочим в геологической партии на Крайнем Севере, литературным сотрудником в многотиражной газете.
После окончания вуза преподавал в школе дисциплину «История искусств». Проработав около 20 лет в школе, Алмазов разработал собственную методику преподавания этой дисциплины, и, опубликовав ряд научных работ, стал членом Российского педагогического общества как один из лучших специалистов в области истории искусств.
Издание стихов и песен за рубежом, а также отказ вступить в Коммунистическую партию, по религиозным мотивам, ставят Б. Алмазова в ряд диссидентов.
С 1990 году Алмазов участвует в возрождении казачества и постепенно становится идеологом российского «Союза казаков». Сначала его избирают первым атаманом в Санкт-Петербурге, а после Северо-Западного Округа «Союза казаков».


Автор романса «Перекопский вальс» Дмитрий Евгеньевич Персин родился в 1963 году в Новосибирске.
Песни начал писать с 14 лет.
После армии поступил в Киевский Институт Народного Хозяйства (филиал в городе Кривой Рог, Украина), окончив его, работал заместителем главного бухгалтера на Домодедовской ковровой фабрике.
Участвовал в различных музыкальных авторских конкурсах, и в 1988 году стал лауреатом Варшавского конкурса Авторской песни, посвящённого творчеству В.С. Высоцкого.
В 1992 году поступил в ГИТИС на отделение эстрадной режиссуры к И.Г. Шароеву (1930 – 2000) и создал свою музыкальную группу «Числа».
В 1999 году выпустил свой первый альбом «ПтицеLove».
В этом же 1999 году международное актёрское агентство пригласило Дмитрия на главную роль в израильскую картину «Многоточие» по сценарию российского писателя-эмигранта, который настоял на том, что героя должен играть реальный человек-прототип Дмитрий Персин. Съёмки не состоялись, но данные актёра попали в несколько российских актёрских агентств.
Параллельно с израильской историей режиссёр Павел Урсул (р. 1967) пригласил его в свой нашумевший театральный проект «Чапаев и Пустота».
В 37 лет Дмитрий начал актёрскую карьеру. Играл в театре и снимался в кино. Писал музыку для спектаклей и кинофильмов. У него было хобби - писать пародии для известных и начинающих пародистов.
Д.Е. Персин умер в 2009 г.


Автор романса «Бегство» Игорь Владимирович Картьшёв родился в 1960 году в городе Алма-Ата.
В возрасте восьми лет начал сочинять музыку. В 1980 году с отличием окончил художественное училище, факультет живописи. Начал работать в издательстве. Вступил в молодёжное объединение союза Художников Казахстана, в секцию живописи.
В мае 1983 года приехал в Москву и поступил в Щукинское театральное училище при государственном Академическом театре имени Е. Вахтангова, в мастерскую народного артиста СССР профессора Евгения Симонова (1925 – 1994). В те же годы овладел гитарой и начал сочинять первые песни, хотя ещё в Алма-Ате на «Медео» в варьете Игорь делал первые попытки творчества.
В 1988 году Игорь окончил театральный институт и остался работать в театре имени Рубена Симонова. В декабре 1989 вместе с ансамблем «Братья Жемчужные» в Ленинграде Игорь Владимирович сделал первые записи, и с ними же были записаны такие альбомы как «Шухер, друг» и «Старая Москва». Кроне них выпустил ещё несколько музыкальных альбомов.
Снялся в главных ролях в фильмах «Конь белый», «Пиковая дама», «Клуб женщин», сериале «Зона. Тюремный роман».
Указом Президента России от 22 ноября 1999 года ему было присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».

[1] Старший лейтенант первого ранга.
[2] 9 классов вечерней школы рабочей молодёжи соответствовало 8 классам дневной общеобразовательной школы.