Время Banksy

Александр Хлупин
      Ночь. Темнота манит загадочной неопределенностью. Капюшон на голову и прочь из домашнего уюта в прохладу городских улиц. Создается впечатление, что город никогда не спит. Он, словно гигантский кит, выброшенный на берег. Этот сюрреалистический кит судорожно хватает ртом воздух, извиваясь всем телом, пытается вернуться в свою естественную среду, но не может. А потому он обречен вечно лежать на этом берегу и думать о своей нелегкой судьбе.
      Он идет по улицам, лишь частично освещаемым светом фонарей. Темнота – его лучший друг. Для работы, которую он нашел для себя, она важнее всего. Темнота дает возможность скрыться от посторонних глаз и даже камер наблюдения. В его голове созрел очередной шедевр на злобу дня. И он уже определился с местом создания. На той самой стене, возле которой он провел днем битый час. Никем не узнанный, слившийся с толпой. Место удачное. Днем там проходит много людей. А значит, сразу обратят внимание на его очередной шедевр. Рюкзак с аэрозольными красками приятно оттягивает спину.
      Итак, он готов. Но вот где-то поблизости завыла полицейская сирена. Бегом в темную подворотню. Там сыро и вообще нет никакого света. Резко пахнет человеческими отходами. Ничего, это не так страшно, как провести ночь в полицейском участке и возможно нарушить свое инкогнито. Главное не вляпаться тут ни во что. Кажется тихо. Пора. Мир нуждается в шедевре. Хотя он, мир, сейчас дремлет и даже не подозревает об этом… 
      В Москве, в ЦДХ на протяжении всего лета 2018 проходит выставка Бэнкси, самого загадочного художника современности. Вокруг его биографии ведётся много споров. По одной версии, настоящее имя художника  - Роберт или Робин Бэнкс. В начале марта 2016 года ряд СМИ опубликовали новость, что учёные из Лондонского университета королевы Марии выяснили настоящее имя Бэнкси - Робин Каннингем. По другой версии, Бэнкси  - это Роберт Дель Ная, британский музыкант из группы  Massive Attack и граффитист. Но подлинной информации пока нет. И, наверное, это хорошо.
     На более чем 2000 квадратных метрах выставлены около 100 экспонатов, среди которых оригинальные работы, 3D-объекты, редкие принты и фотографии.   
     Экспозиция выставки составлена из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также частных собраний коллекционеров со всего мира. Впервые на выставке создана специальная мультимедийная зона, знакомящая посетителей с творчеством легендарного граффити-художника.
     Попасть в выставочное пространство можно минуя площадку, стилизованную под обычный лондонский двор с изрисованными стенами и красными телефонными будками. На скамье, сплошь покрытой абстрактными граффити можно отдохнуть и сфотографироваться. А затем, пройдя через проход, охраняемый двумя вполне симпатичными крысами в галстуках-бабочках, вы попадаете во мрак ночного города, темноту улиц и воронку подворотен. Кстати, крысы и ещё обезьяны весьма любимы художником. Они присутствуют на многих его работах. В одной из условных мрачных подворотен вас встречает Бэнкси собственной персоной. Хотя, конечно, это не он, а лишь сидящий на стуле и сжимающий в руках баллончик с краской манекен, облаченный в толстовку с капюшоном, полностью скрывающим его лицо. Вокруг условной фигуры художника стоят на столе и валяются на полу многочисленные аэрозольные краски, лежат наброски его работ, а также какой-то мусор. Повсюду кажущийся хаос и неустроенность. Именно в таких местах часто рождаются шедевры современного искусства.
     А далее начинается собственно выставка. Некоторые работы Бэнкси в буквальном смысле слова вырублены прямо из стен, на которые они были нанесены художником. Нынешние владельцы бережно хранят эти куски городского ландшафта, надежно спрятав их в стеклянные рамы.
     Кстати, в СМИ активно муссировалась тема, что, мол, сам художник не имел отношения к организации выставки, о чем сообщил в интернете. Странная ситуация, вы не находите? Как может человек, творец, на протяжении многих лет хранящий инкогнито что-то организовывать или комментировать? Или он все-таки не так уж и засекречен? Да, вот еще вопрос в связи с этим - а кто дает названия его работам?  Сами люди или автор посредством сетевых пояснений? Весьма сомнительно. Скорее всего, зрители, исходя из своих впечатлений от увиденного.
      А может быть дело в самом устройстве современного общества стремящегося любую загадку определить на конкретную музейную полку, любой нестандартный подход сделать вполне объяснимым и логичным. На всём без исключения должен присутствовать понятный обывателю ярлычок. Вот и на Бэнкси такой надели. «Гений или вандал?» вопрошает надпись на стене при входе на выставку.
     Темы работ Бэнкси весьма злободневные – антивоенные, как например «Метатель цветов», «Хорошего дня» или «Девочка с красным шаром». Политические – «Королева обезьян», «Обезьяний парламент» или «Королевская семья». На тему взаимоотношения полов – «Мобильные любовники» и «Хорошо висящий любовник». Все полотна разные по стилю, форме и подаче. Их роднит лишь тонкая ирония и смелость исполнения. В связи с этим при  внимательном просмотре работ возникает мысль – а не является ли «Бэнкси» коллективным псевдонимом неформальной художественной организации. Ведь подобное вполне возможно.
      Но так ли уж это важно? Куда важнее тот факт, что данная выставка наглядно подтвердила безграничные возможности современного искусства в плане исполнения, демонстрации и ведения диалога. Стрит-арт, еще недавно считавшийся фактически вандализмом и безвкусицей выходит на лучшие музейные площадки, что вполне может свидетельствовать о качественных переменах, происходящих в человеческом обществе. А уж насколько хороши эти перемены, покажет время.