Связь времен и поколений. Надежда

Евгений Кошелев
 
                « Не нужен нам берег турецкий,
                Чужая земля не нужна…»

  Такими словами хотелось бы подвести итоги своих размышлений в произведении «связь времен и поколений»  о моей малой родины и корнях
моего рода.
 

    Я по жизни оптимист, но глядя на то, как постепенно загибаются села и деревни России, особенно в Центральной полосе, где не надо прикладывать больших усилий и денежных средств, становится обидно. Ведь еще совсем недавно по историческим меркам наши предки с потом и кровью осваивали плодородные земли «Дикого поля». И в этом большую заинтересованность проявляли как власть, так и землевладельцы России Черкасские, Нарышкины, Шереметевы и другие. И государство постепенно оживало, богатство ее прирастало не только полезными ископаемыми, но трудом землепашцев, крепостных крестьян. Итоги их труда высоко ценились за границей – зерно, лен, масло, кожевенное производство и другие продукты труда. Благодаря деревне и прирастало могуществом город со своей промышленностью.

   А сейчас по этим землям правит бал «господин Борщевик». Этот иноземец медленно, но уверенно захватывает наши лучшие земли (пустоши) не только «Дикого поля» но и на других местах. Он, как морской спрут, затягивает петлю на шее крестьянина.

 Уже нет на карте России тех сел и деревень, которые были основаны на землях «дикого поля» нашими предками 300 лет назад. Исчезли такие села, основанные на моей родине, как волостное село Агапиха, Белозериха, Вишенный Хутор. Скоро возможно исчезнет и село Топориха. Многие сельчане выехали в село Поим, который был для них как отец. Ведь в далеком 1746 году наши предки по велению графа Шереметева были направлены на освоение новых земель. Приходит в запустение и бывшее вотчинное село Поим с его удивительной историей. Это село сохранило память тех лет староверчества, народных промыслов, вековые устои русской, мордовской и других малых народностей, живших в районе «дикого поля». Укрупнение школ, больниц и других общественных центров ведет к снижению численности населения в таких местах.
 
  Но история развивается по спирали, и возможно найдется в России «новый Столыпин», который всерьез возьмется за возрождение сел и деревень. И будет новая программа по их развитию, но уже с учетом тех изменений, которые появились в новых технологиях. Чтобы современные села мало отличались по быту от моногородов, но красиво вписывались в природу, не нарушая ее пространства.

 Я почему-то склонен верить, что толчок этому может дать и частная собственность на землю. Когда-то в советское время ее силой отбирали у крестьянина, прививая ему общественную собственность, но жизнь подтвердила ее не состоятельность. Для здоровой конкуренции на селе должны уживаться оба вида деятельности.

Р S.
В своих статьях историки и краеведы пишут, что уже в 17-18 веке в селе Поим были дома под железной крышей. Мне в детстве приходилось часто жить в деревне. Так я помню, что еще в 60 –х годах прошлого столетия в селе Топориха  были дома под соломенной крышей. Не ошибусь, если скажу, что большинство. Возможно, если жизнь на селе шла бы эволюционным путем, то наверно мы жили бы уже в 19 веке с «железными крышами».