Портреты племянниц и жены Александра Грибоедова

Нина Ершова
1. ПЛЕМЯННИЦЫ ГРИБОЕДОВА: АЛЕКСАНДРА, АННА И АНАСТАСИЯ.

   Как известно, Александр Сергеевич Грибоедов был двоюродным братом Елизаветы Алексеевны Паскевич, урожденной Грибоедовой. От брака Елизаветы Алексеевны с Иваном Федоровичем  Паскевичем родилось четверо детей: сын и три дочери.

   Мне кажется интересным рассказать здесь о художественных портретах племянниц Грибоедова: Александры, Анны и Анастасии, а также о малоизвестном портрете Нины Грибоедовой. Не так уж много родственников было у писателя и музыканта Александра Сергеевича, поэтому важным мне кажется добавить хотя бы то немногое, что я узнала о них. Кроме того, интересными мне кажутся портреты племянниц хотя бы потому, что один из них, а именно, акварельный портрет Анастасии, написал известный миниатюрист Дессен. Ему принадлежит пастель с изображением Нины Грибоедовой, удивительным образом похожая на акварель с изображением Анастасии Паскевич. Об это портрете я напишу дальше, а пока сошлюсь на воспоминания Сергея Кантакузена - Сперанского, праправнука генерал - фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича:

" ПОТОМКИ ПАСКЕВИЧА.

  Итак, детей у Паскевича и его жены Елизаветы (в девичестве Грибоедовой) было четверо: Александра, близнецы Анна и Анастасия и единственный сын Федор.
Александра вышла замуж за Петра Николаевича Балашова, рожденного в старинном, знатном семействе, презиравшем чины и титулы. Сыновей было двое, об одном из них мы еще услышим. Близнецы и их наследники играют важную роль в нашей фамильной саге, и я вернусь к ним позже. Федор Иванович женился на графине Ирине Воронцовой-Дашковой, чьи корни уходят в IX век.

  Ее отцу было пожаловано право добавить Дашков к своей фамилии, и у этой древней княжеской фамилии не было прямых потомков по мужской линии. К сожалению, у Федора и Ирины детей не было, однако она, с ее доброй любящей душой, стала настоящей сказочной тетушкой, в семье ее называли Petite Tante или Маленькой Тетушкой Всего Мира. Когда моя мать (венгерка по отцу и внучка Анастасии ) осиротела, именно эта тетя приняла ее в России, дав ей любовь и кров.

  ( Генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, блестящий военачальник и талантливый управленец, единственный в истории кавалер одновременно двух орденов — Святого Георгия и Святого Владимира, а также один из четырёх полных кавалеров ордена Святого Георгия.
Иван Паскевич родился 8 (19 по новому стилю) мая 1782 года в Полтаве, в семье председатель Верховного Земского Суда Вознесенской губернии, коллежского советника Фёдора Григорьевича Паскевича.

   Паскевичи — малороссийский потомственный казацкий род Полтавского полка, ведущего начало от казака Пасько, старшины в армии гетмана Богдана Хмельницкого. - Н. Е.)   В 1856 г.  сын  Паскевича унаследовал поместья в Могилеве и Подолии, дворец в Санкт-Петербурге, все наследные титулы и большую сумму денег. Не имея своих наследников, Федор Иванович обратился к Императору с просьбой разрешить завещать имущество в Гомеле и свои титулы племяннику, Николаю Петровичу Балашову, старшему сыну Александры. Этот вопрос так и не решился, с ним тянули аж до самой Мировой войны...

  Вернемся к близнецам. Анна, старшая, вышла замуж за князя Михаила Дмитриевича Волконского и родила дочь, Лизу. Анастасия вышла за князя Михаила Борисовича Лобанова-Ростовского, и у них родилось двое дочерей: Мария, в Варшавском дворце, а через 5 лет — Ольга, моя бабушка по материнской линии.

  Анастасия была чернокудрой красавицей с темными, сверкающими глазами и черными бровями. У меня сохранился ее миниатюрный портрет 1850 года, накануне свадьбы. На ней чудесное муслиновое платье, очень открытое, с кружевами. На этом портрете она без украшений и драгоценностей, и ее лицо, освещенное любовью, прелестно без прикрас, выглядит она гораздо юнее своих 28 лет. Каждый раз, глядя на это прелестное личико, я с грустью вспоминаю, что характер, к несчастью, у нее был ужасный — своенравный, высокомерный, упрямый и независимый. (Именно этот портрет написал известный миниатюрист Дессен. По композиции он удивительно напоминает  портрет Нины Грибоедовой Чавчавадзе, двоюродной тети по мужу Анастасии - Н.Е.).

  Эта моя прабабушка большую часть своей замужней жизни провела не с мужем в России, а со своей сестрой в Париже. Однажды юные красавицы попали в серьезную переделку, связавшись с банкиром-шарлатаном; неприятности были таковы, что Федор Иванович вынужден был вмешаться и привезти их домой. После он назначил каждой из сестер ежемесячную ренту, на которую Анна жила припеваючи, а Анастасии вечно ее не хватало.

  Ей было около 30, когда она вышла за Михаила Борисовича, происходившего из знатнейшей московской семьи, чьи предки были известны со времен Рюрика, варяжского князя, ставшего первым Великим Князем Руси в 828 году. У меня хранится родовое древо этой семьи, с IX до XIX века, когда оно, к несчастью прервалось, так как у Анастасии не было сыновей, а брат ее мужа никогда не был женат...

  Князь Михаил был очень привлекателен, умен, образован, знал несколько европейских языков, латынь и греческий. В часы отдыха он занимался переводом классики или сочинял музыку. Будучи вечно занят военной службой и наукой, он, как и его брат, не помышлял о женитьбе, но его родители рассудили, что брак с дочерью знаменитого генерал-фельдмаршала Паскевича будет совсем нелишним в военной карьере сына, и подтолкнули его к женитьбе на Анастасии. Она же, по словам моей матери, «влюбилась до безумия» в молодого красивого адъютанта своего батюшки и с первой минуты их встречи решила, что выйдет за него замуж.

  Свадьба состоялась в 1851 г. в Варшаве, которую Анастасия находила, несмотря на то, что это был вполне европейский город, весьма скучной. Поэтому молодожены предпочли жить в Петербурге, где жизнь бурлила и где уже жила сестра Анна вместе со своим мужем — в богатстве и довольстве. Несмотря ни на что, легкомысленная жена князя Михаила вскоре заскучала в обществе своего мужа-интеллектуала — и отправилась в блестящий Париж, где уже поселилась ее сестра...
 
  Княгиня Анна Волконская, как уже было сказано, свою супружескую жизнь начала в Петербурге, однако после рождения первой и единственной дочери Лизы оставила и ее, и мужа, уехав жить в Париж.
Объяснения этому не было никакого, кажется, обе сестры родились на свет с повышенным самомнением. Возможно, они всегда были слишком красивы, слишком богаты, слишком избалованы — и потому эгоистичны.

  В Париже Анна жила в частном отеле, окруженная интеллектуалами из литературных кругов. Она не была столь красива, как Анастасия, но была гораздо умнее; без видимых причин она все чаще приглашала сестру пожить у нее — все дольше и дольше. Странно, но ни одна из сестер, казалось, не изменила своему мужу.

  Вторая Империя настолько ослепила и ошеломила Анастасию, что она, оставив маленькую дочь в России, с головой погрузилась в новую жизнь. Спустя год Федор Иванович настойчиво просил ее вернуться и не губить свой брак. Это ни к чему не привело, и Анастасия, к тому же беременная, вновь бросилась в круговерть парижской жизни и веселье, окружавшие ее сестру.

  Однажды, в 1858 г., из России пришли плохие вести о том, что Михаил Борисович серьезно болен и просит жену приехать. Пришло еще несколько писем, но Анна убедила сестру, что это лишь попытка вернуть ее домой, и ехать никуда не надо. Дальнейшие события все-таки привели Анастасию в Петербург — однако слишком поздно: ее муж, всего 40 лет отроду, скончался в одиночестве на больничной койке. Она была потрясена до глубины души и столь же сильно рассержена на сестру, с которой с тех пор не разговаривала до конца дней.

   Однако жить она вернулась в Париж, после рождения второй дочери, Ольги. С тех пор, оставшись вдовой в 36 лет, она вела беспокойную жизнь, терзаемая муками совести и горькими воспоминаниями; она много путешествовала и умерла в 1892 г. в возрасте 70 лет..."

2. ПОРТРЕТ МИХАИЛА БОРИСОВИЧА ЛОБАНОВА -РОСТОВСКОГО.

  Как вспоминает Сергей Кантакузен - Сперанский, Анастасия Паскевич была влюблена в своего красавца мужа, совершенно незаурядного человека. Вот выдержки из статьи о нем, где более подробно раскрываются дарования и особенности характера Михаила Борисовича:

  " Князь Михаил Борисович Лобанов-Ростовский сформировался под влиянием многочисленных факторов. Рассказы старых воинов, прошедших Европу в предшествующие десятилетия, идеи декабристов, слава генерала А.П. Ермолова произведения П.Я. Чаадаева, Г.Р. Державина и основательное образование имели определяющее значение в его становлении.

    Гуманитарному кодексу, усвоенному однажды, князь не изменял на протяжении всей жизни, хотя со временем его взгляд на юношеские идеалы несколько трансформировался. Не в меньшей степени к воплощению своего предназначения Михаил Борисович был подготовлен благоприятной обстановкой в родном доме: просвещенный француз-гувернер и образцовая русская семья положительно влияли на ребенка...
   
    Пройдя жесткую жизненную школу, Михаил Борисович за год до смерти передавал как завещание другому младшему брату Якову подтвержденную опытом мудрость: "Знатное имя - не привилегия, а тягость, обязывающая нас его поддерживать"...

    Из писем матери княгини Олимпиады Михайловны Лобановой-Ростовской к сыну Якову в 1857-1858 гг. видно, сколь кропотливо, несмотря на то, что дети выросли, вели отец и она их по жизни. "Когда человек тонет, то надо его спасать. Так Мишелева болезнь его совсем бы уничтожила. Как же не стараться было его спасать!" ( из письма матери Михаила Борисовича).

    Но спасти от тяжелейшей болезни Михаила Борисовича не удалось. Похоронили его в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве, где позже и отца - Бориса Александровича, действительного статского советника обер-прокурора департамента Сената, и брата - Алексея Борисовича, министра иностранных дел России и известного генеалога...

    Спустя три года после кончины Михаила Борисовича Олимпиада Михайловна сообщала Якову Борисовичу: "Я получила письмо от Мишелевой жены из Парижа. Она пишет, что дети выросли и похорошели, а старшая дочь очень хорошо учится. Она, верно, будет иметь способности, как ее папа. Дай Бог, чтоб они были счастливы".

    Замечательному внутреннему содержанию героя соответствовала и его физическая оболочка. Упомянутая исследовательница Э.Г. Герштейн обратила внимание на описание внешности князя Михаила Борисовича Лобанова-Ростовского и производимого им на окружающих впечатления, которое оставил племянник Сухово-Кобылиных писатель Салиас : "Высокий и стройный, светло-белокурый, чрезвычайно красивый и изящный, светский лев, флигель-адъютант императора Николая Павловича, друг детства моего дяди, тетушек и матери, которого даже зовут просто Мишель".

    При этом он герой, отличился на Кавказе в делах против горцев, о чем свидетельствует Георгиевский крест в петлице. Вдобавок вокруг него особый ореол (по крайней мере для меня), так как он был очень близким человеком знаменитой Рашели, от которой я в те времена буквально сходил с ума. Говорили, что он был одной из самых серьезных привязанностей гениальной воплотительницы Федры, Роксаны, Камилы и т.д." ...

    Портреты его - большая редкость. Но он так интенсивно мыслил, что всего полезного и добродетельного, сделанного им за 38 с небольшим лет, хватило бы на несколько жизней.

    Рюрикович в тридцатом колене - потомок известных князей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и других почтенных созидателей Отечества - , Михаил Борисович не подвел своих пращуров и состоялся как один из лучших сынов земли Русской.

    Автор статьи - С.Е.Павлова. " Князь Михаил Борисович Лобанов-Ростовский". (повествование и документы о его действиях, мыслях и трудах). 2005г. "


    Автор этой интересной статьи пишет о портретах князя, как о большой редкости. Но не так давно  был отреставрирован миниатюрный портрет Михаила Борисовича, который сейчас находится в Орловском музее. Там же можно видеть и портрет Марии Михайловны Скарятиной, дочери Михаила Борисовича и Анастасии. Это пастель работы французской художницы ирландского происхождения О Коннель. В письме из Парижа упоминаются дочери Михаила Борисовича.
Старшая из них - Мария Борисовна, Скарятина по мужу. Это о них в  упомянутом выше письме из Парижа Анастасия пишет, что " выросли и похорошели, а старшая хорошо учится."

На сайте Орловского музея можно узнать о портрете и о художнице:

 " О’Коннель, Фредерика Эмилия (O'Connell, FriederikeEmilia).1823 –1885. Портрет Марии Михайловны Скарятиной, урождённой княжны Лобановой-Ростовской (1851 - ?). 1877. Пастель, холст

   Портрет был создан в 1877 году французской художницей ирландского происхождения, Фредерикой Эмилией О'Коннель, некоторое время работавшей в России. На нем изображена двадцатишестилетняя супруга Владимира Владимировича Скарятина. Родовитый орловский дворянин в те годы был адъютантом великого князя Владимира Александровича, а впоследствии стал генерал-лейтенантом и егермейстером Высочайшего двора.

  Скарятиным принадлежала великолепная родовая усадьба в селе Троицком Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне это территория Верховского района). Здесь все было устроено для удобной и духовно богатой провинциальной жизни: множество прислуги, музыка, картины, библиотека, в которой насчитывалось более 20 тысяч томов.
Все перечеркнули события 1917 года. Четверо детей Марии Михайловны эмигрировали, она с мужем осталась в России. После смерти супруга, в 1921 году, решила уехать к дочери в Лондон. Но в Риге ее задержали, посадили в тюрьму, где вскоре она скончалась."

  Но все же, может быть у Анастасии были причины уехать в Париж от мужа, в которого она была безумно влюблена раньше, как утверждает Кантакузен? Мне кажется, причины могли быть, как пишет в своих воспоминаниях писатель Салиас. Увлечение Михаила Борисовича знаменитой трагической актрисой Элизой Рашель и связь с ней могли вызвать ревность Анастасии и разрыв отношений с мужем, несмотря на пылкую любовь...

  Свадьба Анастасии и Михаила состоялась в Варшаве в 1851 году и была пышно отпразднована. По этому случаю даже выпущена была специальная монета, и изготовлена серебряная ваза, хранящаяся сейчас в Москве. Сестра Анна вышла замуж почти на десять лет раньше, ее единственная дочь Елизавета 1843 года рождения. Девочка выросла вдали от матери, уехавшей в Париж.

Итак, свадьба Анастасии была отпразднована пышно и, судя по всему, молодожены были счастливы и жили первое время в Петербурге. В  1853 году в Петербурге появилась актриса Рашель...
 
Вот как пишет об этом Ольга Закарян:

"  В один из осенних вечеров 1853 года в Александринском театре Санкт-Петербурга давали "Федру" Расина.
Столичные жители с некоей долей скептицизма ожидали выхода французской актрисы Элизы Рашель. Но с первого же её появления на сцене исчезла настороженность и остался один лишь восторг. Аплодисментам не было конца.
 
   Элиза Рашель прибыла в Санкт-Петербург по высочайшему приглашению императора Николая I. Он увидел её в Париже и, покорённый, пригласил в Россию. Как гостеприимный хозяин и почитатель талантов, Николай уделял актрисе много внимания: подарил ей кольцо с изумрудом и двенадцатью бриллиантами. Когда Рашель внезапно охрипла, царица прислала ей дойную ослицу. Французскую актрису не раз приглашали на обед во дворец. Рашель смущало высокое внимание. "Меня? Дочь Феликсов?"

Элиза Рашель Феликс родилась 28 февраля 1821 г. Её отец Яков Феликс - еврей из Меца - был бродячим торговцем. Но при этом знал немецкий и французский языки, превосходно декламировал отрывки из трагедий Вольтера и Корнеля и весьма успешно устраивал на ярмарках праздничные шествия, где исполнял роли простаков..."

   Итак, в 1853 - 1854 гг. Рашель совершила турне по России и вызвала всеобщий восторг. К ее поклонникам относился сам император Николай I. Писатель Салиас был увлечен ею. Писатель Салиас, которому в ту пору было 13-14 лет, пишет о своем увлечении ею, что несколько странно, на мой взгляд.

   Вторая дочь Михаила и Анастасии Ольга (бабушка Сергея Кантакузена - Н. Е.) родилась в 1857 году, а в 1858 году Михаила Борисовича не стало. По словам Кантакузена Анастасия тяжело переживала смерть мужа и была обижена на сестру за то, что та помешала ей уехать к тяжело больному мужу.
  Но тут стоит еще указать на тот факт, что Михаил Борисович участвовал в военных действиях практически все время, начиная с момента свадьбы в 1850 году.

" До Крымской войны он не избежал участия в Венгерских событиях 1849 года, служа в штабе армии, а в 1854 году находился при фельдмаршале князе Паскевиче-Варшавском под Силистрией и при генерал-адъютанте князе Горчакове в Кишиневе и на Дунае. Адъютантом последнего князь сопровождал Михаила Дмитриевича по месту его нового назначения главнокомандующим Южной (Крымской) армией в город Севастополь...

По возвращении из Геническа в Севастополь князь непосредственно участвовал в военных действиях в городе в августе 1855 года, командовал пехотным полком и вместе с войсками Севастопольского гарнизона в ночь с 27 на 28 августа перешел на Северную сторону.

За действия в Геническе князь Лобанов-Ростовский М.Б. пополнил свой послужной багаж, включающий российские и иностранные ордена, золотой саблей с надписью "За храбрость", а за участие в севастопольских битвах вскоре после их окончания - чином полковника.

Жизнь Михаила Борисовича неожиданно оборвалась в 1858 году в тридцать девять лет. С женой - княгиней Анастасией Ивановной Паскевич-Варшавской у него были 2 дочери. ( вторая дочь - Ольга родилась в 1857 году в Париже Н.Е.)

 ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ С.Е.Павловой:

"Эпизоды и участники Крымской войны в Геническе 1854-1856 г.г."

3. ПОРТРЕТ  АНАСТАСИИ.

   В своих воспоминаниях Сергей Кантакузен - Сперанский упоминает о  красивом миниатюрном портрете Анастасии Лобановой - Ростовской. Он пишет о черноволосой красавице в простом муслиновом платье. Судя по всему, здесь речь идет о портрете Анастасии работы художника Эмиля Дессена, исполненном накануне свадьбы, состоявшейся в 1850 году. В 1848-1849 годах Эмиль Дессен находился в Петербурге, где он и мог написать портрет очаровательной Анастасии. Акварельный портрет работы Эмиля Дессена находится сейчас в Орловском краевом музее.

 Сестры - близняшки Анастасия и Анна родились в 1822 году и были  фрейлинами императрицы с 1837 года до своего замужества. Старшая сестра Александра, родившаяся в 1821 году, тоже была фрейлиной с 1837 года и до замужества. О портретах светловолосых сестер  сестер Александры и Анны я расскажу позднее. На мой взгляд, они больше похожи друг на друга, чем двойняшки Анна и Елизавета.
 
   Французский художник Эмиль Дессен в 1850 году едет в Грузию и здесь пишет портреты, исполненные пастелью, членов семьи Чавчавадзе. Они находятся сейчас в музее Зугдиди. Интересно здесь то, что совершенно в той же манере, что и портрет Анастасии, выполнен известный портрет Нины Грибоедовой в сером платье, изображающий ее юной девушкой с венком из цветов на голове. Похоже все: поза, платье, даже венок на голове...

  В Национальной парламентской библиотеке Грузии хранится миниатюра работы неизвестного художника, с которой, возможно, написал копию художник Дессен, когда находился в Грузии. Нине в ту пору было 38 лет и он никак не мог изобразить ее в облике юной девушки. В своих воспоминаниях француз отмечает красоту и любезность Нины, но пишет о ней как о зрелой женщине. Получается, что портреты племянницы и тети ( по мужу) очень похожи, хотя свадьба  Нины состоялась на двадцать лет раньше, а Нина была на 10 лет старше племянницы Анастасии.

  Кстати, если говорить о возрасте, то упомяну здесь, что мать Нины Саломе Чавчавадзе ( 1795 - 1846 гг.) оказывается ровесницей Александра Сергеевича Грибоедова, дату рождения которого упоминают в различных вариациях от 1790 до 1795 годов. Это если верна дата рождения писателя - 1795 год, но, как показывают опубликованные документы, а именно, послужной список отца писателя Сергея Ивановича Грибоедова, она не верна.

  " В делах Судогодского земского суда сохранился послужной список Сергея Ивановича Грибоедова (1761-1814 гг.) - отца поэта: «Лет - 35, из дворян Владимирского наместничества, сын надворного советника Ивана Грибоедова, при ком и ныне нахожусь, собственного имения не имею. В службу вступил в 1775 году 18 марта кадетом в Смоленский драгунский полк, из оного взят в штат к его сиятельству г-ну генерал-поручику и разных орденов кавалеру князю Юрию Никитичу Трубецкому, где находился при нем в Крыму капитаном в Кинбурнском драгунском полку. Государственной военной коллегией за имеющимися болезнями отставлен с награждением секунд-майорским чином 16 октября 1785 года. В походах был, в штрафах не бывал. Женат на дворянке статского советника Фёдора Алексеевича Грибоедова (однофамильца) на дочери его Настасье Фёдоровне, имею детей малолетних, сына Александра и дочь Марью, которые находятся при мне»

 (Николаев Б.П., Овчинников Г.Д., Цымбал Е.В. Из истории семьи Грибоедовых. Сб. научных трудов. Л. 1989.)."
Автор: Николай Фролов
Источник:
"Призыв" 25.05.2011 г."

   Итак, в 1796 году, если судить по дате написания, у Сергея Ивановича было двое малолетних детей. Если учесть, что Марья родилась в 1792 году, а Александр был старше, тогда дата его рождения явно не 1795 год... Известно, что Настасья Федоровна, мать писателя вышла замуж в 1791 году. Младший сын Павел Грибоедов родился в 1795 году в Москве и вскоре умер. Тогда Александр Сергеевич мог родиться или в 1790 или в 1791 годах, как иногда сам и указывал в документах. Тогда получается, что он был старше матери Нины Грибоедовой  - Саломе Чавчавадзе, родившейся в 1795 году...

  А теперь о портретах двух других сестер, хранящихся в Гомельском дворце.
Про эти миниатюры часто пишут, что они работы неизвестного художника, между тем, как написал их весьма известный миниатюрист Станислав Маршалкевич.

4. ПОРТРЕТЫ АННЫ И АЛЕКСАНДРЫ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА МАРШАЛКЕВИЧА.

  Иван Федорович Паскевич приобрел в 1832 году в Гомеле дворец, который сейчас является музеем. Там и находятся миниатюрные портреты, о которых идет речь.

" В Гомельском дворце Паскевичей среди высокохудожественных произведений русских и иностранных мастеров достойное место занимали миниатюрные портреты.

Миниатюрная живопись в XVIII - начале XIX вв. была очень популярна. Множество миниатюрных портретов, написанных на слоновой кости, фарфоре, стекле и эмали украшали кабинеты, гостиные и Гомельского дворца. Это были портреты императоров и императриц, королей и шахов, военачальников и священнослужителей, родственников и членов семьи Паскевичей...

Уцелели только 12 миниатюрных портретов. Их эвакуировали в июле 1941 года в Сталинградский областной музей и в мае 1946 года вернули в Гомельский музей. Это 11 портретов на слоновой кости членов семьи Паскевичей и портрет на фарфоре с золотой короной фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича. Эти миниатюрные портреты, обладающие высокохудожественной ценностью, представляют для нашего музея и большую историческую ценность. Это пока единственное изображение родителей и детей фельдмаршала Паскевича в нашем музее.

  Миниатюра Паскевича Ивана Федоровича (1782-1856), графа Эриванского, Светлейшего князя Варшавского, генерал - фельдмаршала написана, согласно описи, с картины берлинского живописца Франца Крюгера (1797-1857). Им же были написаны парадные портреты Ивана Федоровича и его жены Елизаветы Алексеевны (портрет фельдмаршала Паскевича экспонируется в Эрмитаже в фельдмаршальском зале), а их копии, выполненные Николаем Густавовичем Шильдером, размещались в гомельской «золотой» столовой, а сейчас экспонируются в музее.

  Интересен миниатюрный портрет жены фельдмаршала Елизаветы Алексеевны Паскевич, урожденной Грибоедовой (1791-1856).

  Отец фельдмаршала Федор Григорьевич Паскевич (1757-1832) происходил из рода знатных запорожских казаков. Богатый полтавский помещик имел 500 душ крестьян. Служил советником Екатеринославской палаты уголовного суда, председателем Верховного Земского суда Вознесенской губернии. Коллежский советник, в Малороссийской Коллегии служил под главным начальством Петра Александровича Румянцева-Задунайского. «Оба пользовались общим уважением, заслужив его умом, обходительностью и благородным образом мыслей.» (Дм. Бантыш-Каменский).
Мать Анна Осиповна, урожденная Карабанькова (1766-1829) происходила из знатного древнего рода могилевских войтов.

  Благодаря миниатюрам мы можем видеть старшую дочь Ивана Федоровича и Елизаветы Алексеевны Александру Балашову (1820-1844). Ее мужем был флигель-адъютант Его Императорского Величества, камергер Высочайшего Двора капитан Петр Александрович Балашов (1811-1845). Александра прожила очень короткую жизнь, умерла в возрасте 24 лет в Риме и была захоронена на кладбище Тестаччо. Петр пережил жену на 7 месяцев, умер в возрасте 34 лет и был захоронен рядом с нею на римском кладбище. В 1845 году их перезахоронили в родовой усыпальнице Балашовых в имении Шапки (село Покровское) Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Тосненский район Ленинградской области).

В 1821 году в семье Паскевичей родились девочки-двойняшки Анна и Анастасия.

Анна (1821- 1901) вышла замуж за Волконского Михаила Дмитриевича. Но жила в Париже вдали от мужа и дочери. Там она и умерла, была похоронена на кладбище Пер-Лашез, а затем перезахоронена, согласно завещанию, рядом с отцом в гомельской фамильной часовне-усыпальнице.

  Дочь Анны и Михаила Волконских - Елизавета (1843-1921) в 1860 году окончила Смольный институт с большой серебряной медалью. В 1864 году вышла замуж за князя Куракина Анатолия Александровича - одного из богатейших людей России, министра земледелия. Родовое имение жены Елизаветы Михайловны Андреевское Мологского уезда Ярославской губернии он сделал образцово-показательным, а сам уезд по производству молочной продукции занимал одно из ведущих мест в Европе.

( Тут следует добавить о муже Анны - Михаиле Дмитриевиче Волконском.
Волконский Михаил Дмитриевич (1811 - 1876 ) – генерал-майор, действительный член Императорского Высшего Экономического Общества

  Михаил Дмитриевич Волконский родился 7 ноября 1811 года. О его жизни известно немного. Был подпоручиком Лейб-Гвардии Павловского полка. В 1840-м году был избран действительным членом Императорского Высшего Экономического Общества. Позднее дослужился до генерал-майора. Был женат на дочери фельдмаршала князя И. Ф. Эриванского Анне Ивановне.

   3 июня 1835 года Мологским земским судом был введен во владение имением Андреевское Мологского уезда (ныне – Некоузский район). Первым его шагом было открытие в селе Марьино сельской школы, одной из старейших сельских школ России (работает до сих пор). В 1860 году на свои средства он открывает в своем имении еще и церковно-приходскую школу. Строит водяную мельницу на берегу речки Ильдь. В начале 60-х годов в усадьбе был построен винокуренный завод по методу Финглера производительностью 20 тысяч ведер спирта в год. 25 ноября 1865 года завод по неосторожности сгорел. В историю усадьбы вошел, как крепкий хозяин – он, в отличие от других владельцев, жил там постоянно, а не наездами. Известен также как автор «Записок паломника». Скончался на Рождество 7 января 1876 года."

  Как видим, супруг Анны был человеком весьма достойным, но и довольно своеобразным.Человек практичный, но в тоже время, весьма религиозный. Не этим ли обстоятельством объясняется разъезд супругов? Судя по всему, дело тут не в избалованности и плохом характере Анны, как пишет Кантакузен, а в разном взгляде на жизнь... Кроме того, Михаил Дмитриевич Волконский был старше супруги на 11 лет, дочь она родила в 21 год. Затем супруги навсегда расстались. Как пишет Кантакузен, Анна была умна и окружена поклонниками интеллектуалами из литературных кругов. Судя по всему, жизнь в усадьбе Андреевское, где постоянно проживал муж, была не для нее. Еще пишут о том, что в Париже ею был увлечен один французский барон...

  Стоит добавить, что внучка Анны, Мария Анатольевна Куракина была фрейлиной при дворе и вышла замуж за Шаховского. Ее портрет работы неизвестного художника сохранился.
 Вот еще интересный материал по поводу взаимоотношений супругов:
 
Озеров К.К. Дворянская усадьба Андреевское и ее владельцы,
 
 " 20 ноября 1811 года в семье Д.М. Волконского родился сын Михаил. "Мой Мишенька", - так ласково называл отец своего сына. Михаил Дмитриевич Волконский стал военным. Окончил службу в звании генерал-майора. Он сделал много добрых дел для Андреевского. 1 сентября 1835 года по его распоряжению в селе Марьине была открыта школа для крестьянских детей, которая сейчас самая старейшая в России. 1 сентября 1995 года ей исполнится 160 лет. И за все время в ней ни на один год не прекращались занятия.

   В Рыбинском художественном музее хранится портрет основателя Марьинской школы Михаила Дмитриевича Волконского, написанный художником второй половины XIX столетия Иваном Извековым. А в фондах Ярославского музея-заповедника его же портрет в молодом возрасте, работы неизвестного художника первой половины XIX столетия.

   Михаил Дмитриевич Волконский был женат на светлейшей княгине Анне Ивановне Паскевич-Эриванской. Здесь следует сказать, что все владельцы Андреевского принадлежали к высшему аристократическому сословию России. Их финансовые возможности были неисчерпаемы.

   В 1843 году в семье М.Д. Волконского родилась дочь Елизавета. Когда Лизе Волконской исполнилось 8 лет, в Петербурге она поступает в закрытое аристократическое учебное заведение - Смольный институт благородных девиц со сроком обучения 10 лет. По окончании института за отличные успехи в учебе и высокое нравственное поведение Елизавета Волконская получает Большую серебряную медаль.

   В 1864 году молодая княгиня Елизавета Михайловна Волконская вышла замуж за князя Анатолия Александровича Куракина и с этого времени усадьба Андреевское через брак переходит к новому владельцу. Князь А.А. Куракин был с 1834 года рождения и принадлежал к потомственным дворянам, представители которых занимали высокие государственные посты в управлении Россией. Он окончил юридический факультет Петербургского университета и в последующем сформировался в типичного представителя делового капиталистического мира, хорошо знающего административные науки и экономику...

   В семье князя А.А. Куракина было четверо детей. Дочери Мария, Анна, сыновья Михаил, Иван. В 1901 году в Париже умирает мать Елизаветы Михайловны - Анна Ивановна Паскевич-Эриванская. Она оставила семье Куракиных огромное наследство. Вот некоторые выдержки из ее завещания:

  "Весь капитал, принадлежащий мне в России, в Петербургском банке, я завещаю моей внучке Анне Куракиной.
Золото и серебро - Анне Куракиной.
Мои бриллианты и позолоченный саксонский фарфор - моей внучке Марии Куракиной.
Мои золотые прииски в Сибири близ Тюмени - внукам Михаилу и Ивану поровну.
Свои драгоценности и всю мебель, среди которой много весьма ценной, - своей дочери Лизе Куракиной.
3000 франков я завещаю Марьинской церкви.
После моей смерти 1000 франков я завещаю раздать бедным моего квартала".

( Как видим, Анна позаботилась о своих внуках, особенно выделив при этом внучку Анну Анатольевну, вышедшую замуж за Н.Н.Щебеко в 1891 году. - Н. Е.)

  Миниатюрные портреты другой дочери-двойняшки Анастасии Лобановой-Ростовской не сохранились. Так, запись в «Описи наличности Гомельского Замка 1891 года» от 5 мая 1910 года сообщает, что миниатюрный портрет на слоновой кости дочери И.Ф.Паскевича Анастасии Лобановой-Ростовской был подарен родственнице Ольге Владимировне Беннигсен, а другой ее портрет 26 мая 1917 года передали в Петроград. Однако, благодаря тому, что ее правнучка Наталья Грин-Скарятина, жившая в Швейцарии, передала Орловскому областному краеведческому музею миниатюрный портрет своей прабабушки, мы тоже имеем его копию...

( Кстати, портрет Анастасии работы Дессена, который как раз и находится в Орловском музее, имеет большое сходство с фотографией Анастасии - Н. Е. Судя по всему, именно его копия находится в Гомельском музее.)

Мужем Анастасии был представитель знатного княжеского рода полковник Михаил Борисович Лобанов-Ростовский (1819-1858). Герцен характеризовал его как «человека благородного со всей широтой и богатством русской натуры». Интеллектуал, он оставил актуальные и по сей день аналитические записки в области истории, военного дела, политики, философии и географии. К сожалению, его портрет не сохранился.
( Как я уже упоминала, портрет Михаила Лобанова - Ростовского сохранился
в Орловском музее - Н. Е.).

  Среди миниатюр - два одинаковых портрета сына фельдмаршала Федора Ивановича Паскевича (1823-1903). За заслуги отца в 8 лет 6 октября 1831 года он был произведен в офицеры (прапорщики). В 1839 г. стал флигель-адъютантом Его Императорского Величества. За усмирение венгров получил чин полковника, за отличие против турок - чин генерал-майора с назначением в свиту Его Императорского Величества (1854). С 1856 года - генерал-адъютант с оставлением при особе Его Величества. В отставку Федор Иванович вышел генерал- лейтенантом. Женой его была Ирина Ивановна Воронцова-Дашкова (1835-1925). Она стала последней владелицей Гомельского дворца и имения. Ее портреты не сохранились.
 ( Наверно, имеется ввиду, что не сохранились миниатюры в Гомельском дворце.
 Хотелось бы добавить здесь, что портрет брата "маленькой тетушки" И. И. Воронцова -  Дашкова, написанный в 1868 году все той же художницей О Коннели, хранится в Эрмитаже. Так же, как и ее портрет работы Робийяра Ипполита. - Н.Е.)

На четырех миниатюрных портретах Паскевичей (Ивана Федоровича, Федора Ивановича и Федора Григорьевича) есть авторская надпись на польском языке «Marszalkiewicz». Автором наших портретов-миниатюр оказался выдающийся виртуозный миниатюрист Польши Станислав Маршалкевич (1789-1872). Он родился и умер в Варшаве. Учился у знаменитого королевского портретиста Марчелло Баччарелли (1731-1818), с 1816 года - у польского исторического живописца и портретиста Антона Бродовского (1784-1832). В 1830 году Маршалкевич закончил Дрезденскую Академию, а затем учился у французского живописца-миниатюриста и рисовальщика Жана Батиста Изабе (1767-1855). Маршалкевич был профессионалом миниатюрной живописи - его портреты выразительны и скрупулезны в рисунке, чисты и насыщены в колорите, носят индивидуальный характер. Не удивительно, что наместник Царства Польского Паскевич обратился именно к этому художнику.

Миниатюрные портреты Гомельского музея предположительно можно датировать 1830 - 1850-ми годами.

Портрет Паскевича Ивана Федоровича, написанный на фарфоре с золотой короной подписан «Sturm». К сожалению, авторство этого произведения еще не установлено.

 АВТОР : Кравцова Анна Петровна. "

   Итак, мы видим две прекрасных миниатюры, на которых изображены сестры, на мой взгляд, очень похожие друг на друга. Виделись ли они со своей знаменитой двоюродной тетей, Ниной Чавчавадзе? Девочки были моложе Нины на 10 лет, когда она в 16 лет вышла замуж, им было 6 - 7 лет. Известно, что Грибоедов служил на Кавказе под началом  Паскевича и Нина общалась с Елизаветой Алексеевной. Возможно, она видела девочек, если они  были в ту пору в Тифлисе. О Нине написан ряд воспоминаний.

  Выдержку из одного из них я здесь приведу. Написано оно в ту пору, когда Паскевичи уже жили в Гомеле. Известно, что они уехали с Кавказа в 1830 году, а в 1828-1829 годах племянницы вполне могли  присутствовать на свадьбе двоюродного дяди. Возможно, были знакомы с Ниной Чавчавадзе, юной невестой Грибоедова, хотя упоминаний об их знакомстве я не нашла. Но о самой Нине сохранились довольно яркие записи Бороздина.

5. ЗАКАВКАЗСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ. КОНСТАНТИН БОРОЗДИН.

 " Наш европейский кружок был весьма невелик. Он состоял из самой княгини, Нины Александровны, воспитательницы дочери княгини м-ль Берг, доктора С. А. Суханова и меня. Княгиня до того завалена была с утра до вечера всякого рода делами, что редко уделяла нам свои досуги, поэтому кружок наш группировался преимущественно около ее сестры.

  Нине Александровне было тогда 42 года, но по наружности своей она замечательно сохранилась и казалась далеко моложе своих лет; многие молодые женщины могли бы еще и тогда позавидовать прекрасным ее волосам, черным, как вороново крыло, и совершенно сохранившимся зубам; а глаза ее, кажется, никогда не могли состариться: столько было в них выражения доброты, приветливости и ясности душевной; цвет лица у нее был матово-бледный; росту она была немного выше среднего; всем ансамблем своей личности она производила такое впечатление, что лучшего сравнения ее, как то сделал сам Грибоедов, с мадонной Мурильо, нельзя было приискать.

  Беседа с нею велась как-то особенно легко и приятно. Она не была ни ханжой, ни скучной моралисткой, ни синим чулком и всегда охотно отзывалась на шутку и веселость в разговоре. Для меня особенно драгоценно было встретить знакомство в ней с Москвою и ее обществом, где она прожила целый 1846 г., поехав туда на свадьбу брата своего Давида, женившегося на княжне Анне Ильинишне Грузинской. У нас много нашлось общих знакомых из московского общества, отчего и разговор о Москве становился для нас интереснее. В Москве она впервые встретилась с родною сестрою Грибоедова, Марьей Сергеевной Дурново, знакомой ей дотоле лишь по письмам. Они сошлись как родные сестры, конечно, горько поплакали при воспоминании о дорогом им покойнике, и с тех пор между ними шла самая сердечная и искренняя переписка.

  Любимым ее воспоминанием было все относящееся до Александра Сергеевича, и она охотно о нем рассказывала. В этих простых сердечных рассказах рисовался человек сильный душою, умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным и равнодушным, но вместе с тем в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел и не мог ничего делать наполовину: на своем последнем политическом посту он был глубоко проникнут сознанием его важности и усиленно работал.

 Во все без исключения близкие ему интересы он посвящал свою молоденькую жену, умел становиться при истолковании их на уровень ее юных понятий; но в особенности любил он заниматься с нею музыкой, был учителем строгим и старался воспитать ее вкус классической школой. Много знала Нина Александровна пьес и его собственной композиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою, — она охотно их играла любящим музыку. Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести; она знала, что эта вещь была моя любимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии ее прослушать. Нельзя не пожалеть, что пьесы эти остались незаписанными никем: Нина Александровна унесла их с собою...

 
  В 1856 году, по случаю коронации, княгиня Дадиани поехала в Москву и пригласила с собою и Нину Александровну. После коронации прожили они, по милостивому приглашению государя, целый год в Петербурге и в мае 1857 г. вернулись в Тифлис.

  Тут давно уже чувствовалось отсутствие Грибоедовой, ее ждали с нетерпением и в особенности младшая сестра ее, баронесса Софья Александровна Николаи, незадолго до ее приезда сделавшаяся матерью первенца-дочери, названной именем тетки, Ниною. Мне привелось быть в это время на несколько дней в Тифлисе, и, конечно, я был и у Нины Александровны. Она была вполне здорова, чрезвычайно довольна своею поездкою, выговаривала мне, зачем я отказался ехать с ними в Москву. По обыкновению была весела, приветлива, рассказывала много о коронации, о милостивом приеме государя и государыни, о Петербурге, который видела в первый раз. Жила она в квартире барона Николаи, и у нее всякое утро
бывали положительные рауты, весь Тифлис спешил у ней перебывать, и затем ей самой предстоял целый ряд выездов, обедов, вечеров, в честь ее готовившихся. Мне и в голову не могло придти в тот день, когда я пришел с нею проститься перед выездом в Кутаис, что я вижу ее в последний раз...

  А между тем, вот что случилось. Силы младшей ее сестры восстановились, и она переехала в деревню — июньская жара выгоняла уже всех из Тифлиса; Нину Александровну нетерпеливо ждали уже в Цинандал, к брату Давиду, в Кахетию; торопили ее оттуда письмами, и она уже собиралась выехать и отправила часть своих вещей вперед, как вдруг нежданно-негаданно посетила Тифлис, кажется, никогда небывалая в нем и страшная гостья — холера. Одной из первых и немногих жертв ее сделалась Нина Александровна...

  Она болела двое суток и, несмотря на все усилия докторов спасти ее, все оказалось напрасным. Она скончалась 25 июня 1857 г., 45-ти лет от роду, и кончина ее была так внезапна, что ни брат, ни сестры не поспели к ней в Тифлис. Ближайшим из родственников, находившихся при ней, был князь К. Л. Дадиани, брат покойного владетеля Мингрелии, он ей и закрыл глаза. Ее похоронили рядом с мавзолеем Грибоедова, где она заранее приготовила себе место, и в это последнее жилище провожал ее буквально весь Тифлис."

   Из этих воспоминаний следует, что Нина в Москве побывала в 1846 году на свадьбе своего брата  Давида и там впервые познакомилась и подружилась с сестрой Грибоедова. Было ей в ту пору 34 года. По свидетельствам всех современников, выглядела она молодо и была очень красива " красотой грузинского типа", как пишет один из них. Это обстоятельство позволяет мне думать, что до сих пор малоизвестный портрет Нины мог быть написан в Москве в ту пору. Вот сведения о нем:

 " Portrait of N.Chavchavadze (Griboyedova)
Материалы и техника
Холст, масло
Размер
203;154
Варианты названия
Портрет Н.А.Грибоедовой (урождённой Чавчавадзе) (?)
Из коллекции
Бодиско
Современное место хранения
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина".

   Это красивый портрет молодой женщины, предположительно атрибутированный как портрет Нины Грибоедовой. На мой взгляд, этот предполагаемый портрет Нины удивительно похож на ее портрет, написанный художницей Хелен Франкен незадолго до смерти Нины.
  Хотелось бы верить, что это действительно еще один из портретов Нины Грибоедовой, поскольку для нас важно любое из ее изображений, дошедших до нас.

   Интересно, что в Государственном центральном театральном музее имени Бахрушина находится еще один предполагаемый портрет - трагической актрисы Элизы Рашель, о которой я писала раньше.
 



НА КОЛЛАЖЕ: ВЕРХНИЙ РЯД ПОРТРЕТ АНАСТАСИИ ПАСКЕВИЧ ЛОБАНОВОЙ - РОСТОВСКОЙ РАБОТЫ ЭМИЛЯ ДЕССЕНА ; ПОРТРЕТ НИНЫ ГРИБОЕДОВОЙ ЧАВЧАВАДЗЕ РАБОТЫ ЭМИЛЯ ДЕССЕНА; МИНИАТЮРА - ПОРТРЕТ МИХАИЛА БОРИСОВИЧА ЛОБАНОВА - РОСТОВСКОГО.

ВТОРОЙ РЯД: ПОРТРЕТ МАРИИ МИХАЙЛОВНЫ СКАРЯТИНОЙ ЛОБАНОВОЙ - РОСТОВСКОЙ РАБОТЫ О КОННЕЛИ; ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ ПАСКЕВИЧ БАЛАШОВОЙ РАБОТЫ МАРШАЛКЕВИЧА; ПОРТРЕТ АННЫ ПАСКЕВИЧ ВОЛКОНСКОЙ РАБОТЫ МАРШАЛКЕВИЧА;

ТРЕТИЙ РЯД: ПОРТРЕТ НИНЫ ГРИБОЕДОВОЙ(?) ИЗ БАХРУШИНСКОГО МУЗЕЯ, ПОРТРЕТ НИНЫ ГРИБОЕДОВОЙ РАБОТЫ ХЕЛЕН ФРАНКЕН; ПОРТРЕТ ЭЛИЗЫ РАШЕЛЬ(?) РАБОТЫ КАРЛА БРЮЛЛОВА(?) ИЗ БАХРУШИНСКОГО МУЗЕЯ;


ЧЕТВЕРТЫЙ РЯД: ПОРТРЕТ ВОЛКОНСКОГО МИХАИЛА ДМИТРИЕВИЧА РАБОТЫ СОКОЛОВА СОБСТВЕННОСТЬ АНАТОЛИЯ КУРАКИНА; ПОРТРЕТ МАРИИ АНАТОЛЬЕВНЫ КУРАКИНОЙ РАБОТЫ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА; ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ОКОЛИЧАНИ, ДОЧЕРИ АНАСТАСИИ ПАСКЕВИЧ.