Свадьба в Малаховке. Нежданный гость

Дегтярский Владимир


Филька-«адаптер» проснулся в своей мастерской ранним утром пятницы от звонка мобильного. Звонила бывшая соседка Зоя.
– Ты чего в такую рань? – буркнул Филипп, не открывая глаз, а только услыхав настроенную на Зойку «Вишнёвую девятку», ИХ мелодию.
– Слушай, Филя, завтра у …, – замялась Зоя, – …моего Кольки свадьба. Я просто хочу тебя заранее предупредить. Ты там смотри, не сделай чего лишнего, ну, ты понимаешь о чём я…
– А, ты про это. Да ладно, чего я, не понимаю что ли?
– Я тебя не зову, не обижайся. От греха подальше, ясно?
– Да не вопрос. Сказал же.
Филька присел на топчане, глянул на угасающее в телефоне фото звонившей. Зоя в молодости, в купальнике и с веслом в руке, изображала знаменитую скульптуру. Филипп сделал эту фотку ещё на старенький фотоаппарат-мыльницу в далёком 90-м. Они с Зойкой отдыхали на речке. Обоим было по тридцать. Филя гулял направо и налево, пользуясь популярностью не только в своей Малаховке, но и в соседних деревнях. Имя было звонкое, как у артиста, и хорош собой был молодой человек. Не деревенской красоты. Умом и способностями Бог не обделил: после армии техникум окончил, работал в местном хозяйстве механизатором. «Адаптером» прозвали мужики с работы: умел Филя любую деталь подобрать или сделать на своих станках и сварочном! Чинил всё, что под руки попадалось. Трактор, сеялки, часы, чайники, утюги, мотоциклы…Золотые руки! Вот и прозвали этой штуковиной, что «всё под всё подстроит и оно подойдёт». Так и стал Филькой-адаптером.
Про Малаховку в этой истории тоже неспроста. Не секрет, что нынче полстраны смотрит скандальные передачи по телевизору, где сплошь страсти на тему бесконечных анализов ДНК. То мама «не та», то папа «левый», то дети «с неба свалились» … В городе, может, и не так популярны эти жути, а в селе «самое то». В Малаховке – особенно. Название обязывает!
Смотрят. Но про своё и не догадываются. А повод есть.
Так вот, обоим было по тридцать. Ну, Фильке-то гулять в удовольствие, а Зое куда дальше? Замуж бы, а за кого? Сосредоточила усилия на «адаптере». Шансов мало, гулёна известный, но чем чёрт не шутит? Пошла на всё. Решила для себя: не возьмёт замуж – ребёнка рожу, буду растить. Миллионы так живут. На той речке и вышло «всё». Ещё раз к нему в мастерскую забегала, пока Филя запретил:
– Зоя, мы современные люди! Зачем эти проблемы? Я парень молодой, да и не моё это – сопли, слюни, ясли-масли. Ты это брось, не будет ничего.
Утёрлась Зойка, никому, даже матери, не сказала про то, что через две недели (после мастерской) показал известный «маркер». Она родит от Фильки. Решено.
Но судьба распорядилась счастливым для сельской девушки образом.
Через их улицу проезжала чужая свадьба, из неблизкой Наталовки. Одна из машин свадебного кортежа возьми, да и заглохни прямо напротив Зойкиного дома. Старенькая «шестёрка» не вынесла летней жары. Встала, как вкопанная посреди неширокой улицы. Зойка покормила курей и шла за водой к колонке. А тут эта «шестёрка» с бантами и ленточками.
– Вот б…, бросили меня одного, с…Как чувствовали, что ли? – матерился водитель, мужчина лет сорока, возясь под капотом.
– Что, не хочет ехать? – Зойка поставила ведро рядом с машиной, рассматривая в упор «нежданчика». Таким нежным словом Зоя после этой встречи так и будет называть случайного встречного. Мужик симпатичный, коротко стриженый, с хорошо выбритыми щеками, в костюме (свадьба же!)
– Да, встала …– сдержался «нежданчик» от очередного комплимента в адрес авто. – Я уже раз остановился после ЗАГСа, мои все решили не рисковать, пересели в другие машины. А я вот... Туда ещё вёрст тридцать пилить, машину же не брошу. Попал.
– Да вы оставляйте машину-то здесь. Закроете. А я присмотрю. Вон моё окошко. Видно всё. Ну, без гарантии, конечно, сами понимаете, село.
– Ну, а дальше что?
– А завтра или когда, заберёте.
– А кто ж её без меня починит? Забрать как? Хотя,… может, волоком?
– Тут есть один мужик рукастый, ключ оставите, посмотрит. Если без затрат особых и запчастей, так почему нет? Телефон свой дайте, я позвоню.
Водитель задумался. Девка трезвая, на вид «ничего». Вышла из калитки, живёт здесь вроде. И на свадьбе охота погулять…Эх, была не была!
– А вас как зовут?
–Зоя.
– А меня Николай. Ну, ежели вы такие тут добрые… Отблагодарю. Поможете с дороги съехать?
Вдвоём затолкали «шестёрку» во двор. На крыльце за всем наблюдала мама Зои.
 Николай двинулся на окраину, ловить попутку до своей деревни, а Зойка поспешила за водой. Ещё корову напоить, посуду помыть, в доме прибрать. Полно дел.
– Симпатичный мужик, а, Зойка? – мама с надеждой в голосе налила в кружку свежей воды.
– Да ничего так. Толку-то?
– Вот ведь как оно, доча? Ты ж у меня и красавица, и по дому молодец, а мужика себе не найдёшь? Да как же это, Господи, да мне ж на старости лет…– Зойка вышла прочь, чтобы не слушать надоевшие причитания старушки. «В печёнках уже!»
Управившись по хозяйству, Зоя направилась к Филиппу, благо есть повод.
– Ну, чего ты? Зоя, я ж просил, не ходи ты ко мне в мастерскую, правда. Что тебе?
– Да я по делу. У меня там рядом с домом машина заглохла. Мужик какой-то сломался, оставил у меня во дворе. Ключи вот отдал. Посмотришь? Починишь – может, калым будет. Обещал отблагодарить.
– Не дед?-неслучайно вопросил механик: потому как, если пожилой кто, так вроде бы и неловко будет деньги драть, а с городского - да, есть смысл повозиться.
– Нет, молодой. Нормальный.В костюме. - уточнила важную деталь девушка.
– Ладно. После работы зайду.
Дело оказалось простое. Поменял свечи, карбюратор продул, подзарядил аккумулятор. Машина завелась. Зойка позвала в дом чаю попить. Посидели, поболтали ни о чём. Назавтра по телефону договорились встретиться с Николаем. Тот несказанно обрадовался хорошей новости, обещал к вечеру подъехать. Что и сделал.
На этот раз «нежданчик» был в джинсах и футболке, отчего казался ещё моложе и привлекательней для Зои, которая уже решила открыто спросить его, женат или нет. А что тянуть? Не семнадцать лет. Как спросить? А, само получится…
– Вот спасибо вам, ребята! – Николай повернул ключ в замке, «шестёрка» весело загудела, охотно встала на «холостые». –Золотые мои! – в порыве благодарности Николай пожал руку Фильке, а затем, повернувшись к Зойке, обнял её резко и поцеловал в щёку. Зойка зарделась, а Филипп опустил глаза: в глубине души Зоя, конечно, нравилась ему, может даже больше, чем просто нравилась. И он всем сердцем желал ей счастья! Но расстаться со своей свободой? Жениться, и всё? Конец вольной жизни? Пелёнки-малёнки? Хоть разорвись…
Несмотря на Филькины возражения, Николай сунул ему в руку щедрую купюру и запретил даже обсуждать вопрос, в запале воскликнув:
– Да ты мне, может, не машину починил, а всю мою жизнь!!! Спасибо, братан!
Странной показалась эта фраза Филиппу и, тем более, Зойке, которая не обратила внимания на то, как при прощальном рукопожатии Николай задержал взгляд на правой руке девушки. Нет кольца. Для деревни не новость, но всё-таки… И такое отчаянное и многозначительное слышалось в последней его фразе, что от растерянности Зоя и не придумала, как ей выведать о «семейном статусе» незнакомца. На том и расстались.
В тот же вечер Зойка отправилась к местной гадалке. Недолго думая, баба Тоня посоветовала положить на ночь под подушку четыре карточных «короля», съесть парочку солёных огурцов и загадать заветное:
– И не запивать! Жажда должна мучать тебя, а во сне и увидишь его в королевском наряде… Иди с Богом. – путая «святое с грешным», бабаТоня перекрестила напоследок Зойку, искренне пожелав той удачного разрешения судьбы. «Хорошая девка, а мужа нету! Да что ж такое?»
Никак не могла уснуть Зоя. Всё сделала, как велела баба Тоня. Съела два самых больших огурца малосола из бочки, распечатала новую колоду карт, что уже десять лет лежала в шкафу. После загадочной смерти папы, который любил совсем не сельский преферанс, (и который его в конечном счёте сгубил), карты в доме никто не видел. Но тут особый случай. И карты должны быть новые, без истории! «Ну, помоги мне, Господи!» Зойка перекрестилась три раза и легла ровно, как тот Ленин в Мавзолее, на спину, ещё и руки скрестив на груди. Для чистоты эксперимента!
Не успела уснуть – звонок. «Нежданчик» !!! Зойка его так окрестила в записной книжке, забыв исправить хотя бы на «Николай».
– Зоя, ты не против, если я к тебе завтра приеду?
– Нет. Приезжай…те. А когда?
– Да я хоть сейчас.
– Приезжай.
–А мама твоя дома? Как-то неловко, может?
– Буду тебя ждать…около мастерской на механостанции. Как в село заезжаешь, налево к старой мельнице, её видно с дороги. А там старые цеха, увидишь.
Зойка сразу позвонила Филиппу. Он как раз ночевал в мастерской. Попросила его уйти до утра.
– Да я понимаю, Зоя. Не объясняй. Скажи, этот… с «шестёрки»?
С легкомысленным облегчением вздохнул Филька-«адаптер», выходя наружу и прикрыв незапертую дверь. «Ну, глядишь и Зойку пристроим.» Трактор чинит, мотоциклы, лодки моторные, а простую девку не «адаптирует» к жизни?!!! Но червячок ревности в сердце уколол…Не привык, чтобы ему «рога наставляли», так вроде и не жена…Охо-хо.
Долго сказка сказывается да быстро дело делается. Или наоборот? Ну, в этом случае – так. Сразу заладилось у Зои с Николаем. Переехал к ней сперва, поближе познакомились, потом к себе забрал: там работа и дом. Николай ей рассказал, как у него первый брак случился. Попалась одна, наглая да жадная, ещё и вертихвостка. Изменяла, деньги семейные на любовников тратила, чуть дом не оттяпала. Вовремя спохватился Николай, не дал беде случиться. Детишек не было, слава Богу. Расстались. Она с разбитым корытом, а он с занозой в сердце. Любил её, говорит. Больно красивая была, стерва.
А ещё рассказал, что ему сон был. Едет по незнакомому городу, у него машина ломается. Он из машины выходит, по сторонам озирается. Оглянулся, а машины нет. Искал кругом, да не нашёл. Вроде к потере? А в ином соннике наоборот, к крутой перемене в жизни. А какие без потерь перемены?
Поженились. Зажили счастливо. Родила сына. Назвали Николаем. А что, красиво – Николай Николаич. От кого родила – знала. Ясное дело, что скрыла. После–второй появился, Вадюша. Полетели годы спокойной семейной жизни. Всё наладилось. И вот младший Николай решил жениться. До этого дня не было сомнений в душе Зои, чтобы однажды признаться, не носить ложь под сердцем до конца дней. Это по-божески. А по-людски? Это же конец! Посоветоваться с кем-то? Мамы уж нет, подругам не дай Бог такое сказать. С батюшкой в местной церкви обсудить? Мучало её это. Николай-муж сам предложил на свадьбу позвать Филиппа:
– Зоя, а давай мы твоего друга из Малаховки позовём. Он нам как крёстный прямо! Кабы машину не починил, может по-другому всё было бы, кто знает?
– А что – машину починил? Ну, другой починил бы. Какая разница?
– Другой если бы нашёлся ещё! А нашёлся, так…короче, делай как знаешь. Я бы позвал.
Вот и позвонила она Филиппу. Хотела его спросить, душу излить, а вышло, что пригрозила да предупредила. Ещё раз набрала его:
– Филь, а на свадьбу-то хочешь прийти?
– Нет, Зоя, не надо это никому. Все годы не видел его ни разу. И он знать не знает. Никому это не надо. Пусть уж так и будет. Это ж начнётся, как у Малахова. Кто да с кем, да когда, да ДНК…Позор на две деревни. Забудь.
– Ну, может ты и прав. Тяжело мне, Филь, я же знаю, что твой.
– Да я понял сразу. А чего сама не сказала тогда? Может, по-иному всё сложилось бы? Чего скрыла?
– Чего скрыла? Забыл, как ты мне приказал и не подходить к тебе?
–Да прям, не подходить… А ты бы настояла.
– Ой, ладно, Филипп. Моё дело пригласить, твоё дело отказаться. Бывай.
– Пока, Зоя.
А вот и день свадьбы. Всё «по протоколу»: машины с бантами, ЗАГС, памятник воинам Отечественной, скромная фотосессия в районном парке, проезд по улице с гудящими клаксонами и – домой, где столы под навесами, нарядные гости, музыка на всё село, всё чин-чинарём! Как положено. Гуляй, свадьба!
Но вот – запоздалый гость. Подъехала вишнёвая «девятка», надраенная до блеска. Несмотря на почтенный возраст, без малейших царапин и вмятин. Та «девятка», на которой Зоя с Филиппом ездили на речку, где она сфотографировалась с веслом. Празднично одетый хозяин машины с букетом цветов направился к навесу с молодыми. Подошли Зоя с Николаем, все обнялись, Николай-муж познакомил Филиппа с женихом и невестой, сказав, что таки считает того крёстным отцом их семьи. «И не перечьте мне! Дай, брат, я тебя расцелую!» Подвыпивший отец семейства от всей души обнял Филиппа и расцеловал его в обе щёки. Зоя напряглась. Филя вручил ей букет цветов, а потом, уловив момент посреди гульни, подошёл к своему сыну, красавцу-жениху. Похож! И Малахова с расследованиями не надо! Долго смотрел в лицо сына, мучаясь только ему, Филе-«адаптеру», известными муками, пытаясь найти хоть чёрточку чужую…Жених неловко сдвинул плечами, предложил гостю выпить. Зоя была рядом в готовности…В готовности к чему? Прогнать? Не дать слово сказать? На всю свадьбу огласить правду? Убить Филиппа на месте? Самой пойти удавиться в сарае? Зачем?! Зачем он приехал?!!!
– На вот, Коля, держи. Это тебе подарок на свадьбу. – Филя вложил жениху в руку ключи от «девятки» и конверт с документами на машину. – Владей!
Оторопевшая Зоя попыталась вмешаться, но её отстранил муж.
– Это что за подарки такие, Филипп? Что-то тут не так, брат.
– А что не так? Я же крёстный, а не хрен собачий!
– Ну, это…Вообще, он крещёный давно, и кум, вон он, сидит. Это я так, про крёстного, фигурально…
– Поздравляю.
  Как громом среди ясного неба вдруг обрушилась на Филиппа его горькая глупая судьба! Как прожгло мгновенно, что это ЕГО сын, что ЕГО, Филиппа, свадьбу украли, жизнь украли! Как пелена с глаз сошла, протрезвел будто впервые за всю свою никчемную, никому не нужную «канитель» … Поднял взгляд на сына, на Зою, подал руку старшему Николаю:
– Коль, не обижай. Примите подарок. Я от души, правда. Я же крёстный? Ну, пускай у парня два крёстных будет? Что, плохо?
Тот пожал руку Филиппу, помрачнел. Свадьба шумела и гуляла, но враз стало страшно тихо, глухо, пусто в трёх головах. Словно уши заложило, один звон внутри тревожный. Филипп повернулся и пошёл к калитке, готовый зарыдать, едва сдерживая стон, крик души. «Господи, что я наделал? Почему всё ТАК??? А мне что? Где моё счастье??? Кто виноват, Господи???»
Ах, если бы Филипп умел слушать Того, к Кому обратился в горьком отчаянии, то услышал бы ответ на свой тяжкий вопрос. Но сердце старого холостяка, так и не выросшего из Фильки-«адаптера» в мужчину, пока было закрыто для правды. Ему предстоял ещё долгий путь к самому себе. И дай ему Бог пройти эту нелёгкую дорогу, не сделав ещё больших ошибок. А сегодня он ошибся.
 Одно слово, нежданный гость.

В.Дегтярский