Ч. 2 Отшвыривая женщин и детей

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/08/30/1070

На «Arctic» оставалось пять спасательных шлюпок, в которых можно было разместить 150 человек. Капитан приказал спустить шлюпки и сначала посадить в них женщин и детей.

Вышло иначе. К шлюпкам, отшвыривая женщин и детей, бросились мужчины, между которыми началась драка за места.
 
Экипаж, включая офицеров, игнорировал приказы капитана. Все спасали только собственные жизни. Люди с палубы прыгали на головы тех, кто уже находился в шлюпках, калеча людей, либо промахивались, попадали в воду и тонули.

Старший помощник капитана был среди тех, кто поддался панике и не подчинился приказу капитана посадить в шлюпку женщин и детей. Как только его шлюпка заполнилась людьми, он распорядился уходить от парохода.

Машинная команда, главе с главным инженером Роджерсом, угрожая пистолетом, захватила одну из двух последних оставшихся шлюпок с запасом продовольствия и воды, не допустила в неё ни одну женщину и ни одного ребёнка.

Эти пятнадцать членов экипажа постарались побыстрее отойти от парохода, хотя шлюпка была рассчитана на тридцать человек.
 
На «Arctic» из всего экипажа остались только капитан, четвёртый помощник Фрэнсис Дориан и молодой стажёр-инженер Стюарт Холланд, а с ними толпа пассажиров из примерно 300 человек, среди которых находились все женщины и дети.

Капитан приказал строить плот из подручных материалов. Дориан организовывал его сооружение, стоя в шлюпке.

Несмотря на мольбы Дориана, призывавшего людей к порядку и совести, в его шлюпку набралось столько мужчин, что четвёртый помощник, опасаясь за перегруженную шлюпку, отошёл от парохода.
 
Капитан приказал стажёру стрелять из сигнальной пушки в надежде, что выстрелы услышат с какого-нибудь проходящего судна. Стюарт Холланд, выполняя приказ, стрелял, пока пароход не погрузился в воду.

Примерно в 16.45 пароход «Arctic» затонул. Капитан плавал, поддерживая своего одиннадцатилетнего сына Вилли. Их затянуло в глубину тонущим пароходом, лопасть пароходного колеса убила ребёнка, а капитан чудом остался жив.

Когда он вынырнул на поверхность, то увидел, что вокруг плавали, люди цепляясь за стулья, двери, разные деревянные обломки.

Отломившаяся часть колеса сыграла роль плота для капитана и ещё одиннадцати человек. Температура воды была 7 градусов по Цельсию. До берега дошли только две шлюпки, в одной из которых находился старпом. Они высадились на берег примерно в 50 милях от Сент-Джонса.

Старпом, в котором заговорили то ли страх расплаты, то ли совесть, занялся организацией спасения тех, кто оставался на пароходе после его бегства, но спасать  было некого.

Английская шхуна «Джон Клементс» неделю крейсировала в районе гибели парохода, но  выловила только флагшток.

Ньюфаундлендский епископ бесплатно предоставил свою яхту для поиска людей, зато три крупные телеграфные компании предложили своё судно за плату 500 долларов в день.

Спасательная шлюпка Дориана была самой маленькой из шлюпок. В ней находился 31 человек. Борта шлюпки едва возвышались над водой. Она не затонула только благодаря морскому искусству  четвёртого помощника.

Через сутки шлюпку обнаружил барк «Huron», направлявшийся в Квебек. Во время спасения людей со шлюпки обнаружили человека на плоту. Питер МакКейб, так звали этого человека, оказался единственным выжившим из 72 человек, которые спасались на плоту.

Спустя двое суток с парусного судна «Cambria» заметили в воде французского рыбака с «Vesta», которому «посчастливилось» пережить после спасения на «Arctic» новое крушение.

Моряки с парусника спасли ещё девять человек, плававших в воде на обломках, капитана Люса и его двоих  спутников из тех одиннадцати, которые держались за обломок гребного колеса.

Последним человеком, подобранным из воды, был Джеймс Смит, который выжил двое суток на плоту, сделанным им из доски и плетёной корзины.   Те, кого подобрал парусник, провели двое суток в холодной воде без еды и воды.

Всё же есть запас прочности в человеческом организме! В середине ноября шхуна «Lily Dale» обнаружила одну из шлюпок «Arctic». Шлюпка находилась в хорошем состоянии, даже вёсла оказались внутри, но никаких следов людей в ней не было.

Всего спаслись 88 человек, из которых только 24 человека были пассажирами, включая злополучного французского рыбака. Список пассажиров утерян, поэтому цифры погибших пассажиров разные. Предположительно погибло не менее 285 человек.
 
Не спаслись ни одна женщина и ни один ребёнок. В законодательстве отсутствует статья, что в первую очередь спасают женщин и детей. Находятся защитники этого, утверждающие, что каждая жизнь бесценна, независимо от пола и возраста.

Автор придерживается иного мнения. Примером для меня служит поведение капитанов и команд погибших  «Беркенхед» и «Титаник». Жизнь показывает, что иных примеров больше. Из недавних – прочитайте подробности гибели теплохода «Адмирал Нахимов».