Ч. 1 Столкнулись в тумане

Владимир Врубель
 
Было время, когда пароход «Arctic» и три других парохода этой же серии считались символом удобства, скорости и современности среди всех других судов, следовавших рейсами между Великобританией и Северной Америкой.

Пароходы принадлежали американской компании «Collins Line», жёстко конкурировавшей с британской компанией «Cunard Line». Англичане в этом соревновании победили, их компания существует и в наше время.

Американские пароходы были намного больше, чем их английские соперники. «Arctic» спустили на воду в 1850 году. Длина судна была 86,5 м, максимальная скорость 12 узлов, оно могло пересечь Атлантику менее, чем за десять суток.

Чарльз Диккенс, которому довелось пересечь на американском пароходе Атлантику, писал, что по удобству и отделке американский пароход превосходит все английские.

Командовал пароходом капитан Джеймс Люс, моряк с тридцатилетним стажем плавания.
20  сентября 1854 года пароход «Arctic» вышел из Ливерпуля в Нью-Йорк.
 
На его борту находились 233 пассажира, из них 150 были состоятельными людьми, занимали каюты первого класса. Среди этих пассажиров находилась и жена одного из основателей компании  Эдуарда Коллинза со своими детьми, 15-ти летним сыном и 19-ти летней дочерью.

Экипаж парохода состоял из 153 человек. Столь большое число членов экипажа объясняется тем, что тогда пароходы использовали паруса в качестве дополнительного движителя.
 
Плавание до 27 сентября проходило прекрасно, пока пароход не вошёл в полосу такого густого тумана, что хоть ножом режь.

Это случилось в районе Больших отмелей, о котором я уже рассказывал в одном из предыдущих очерков. Там холодные воды Лабрадорского течения перемешиваются с тёплыми водами Гольфстрима.

В результате в этом месте очень часты туманы. И, тем не менее, пароход шёл на максимальной скорости, поскольку в компании не держали «чрезмерно осторожных» судоводителей.

Пассажиры готовились к обеду, собравшись в большой кают-компании. Толчок все ощутили как небольшой, зато его последствия оказались тяжёлыми. В густом тумане на «Arctic» наскочило французское судно «Vesta».

Это было небольшое винтовое судно с экипажем 50 человек, которое перевозило на остров  Сен-Пьер, Ньюфаундленд, 147 рыбаков и обработчиков рыбы.

Капитан Люс  сначала решил, что его судно отделалось царапиной, а француз пострадал очень  сильно. Он даже распорядился спустить спасательную шлюпку, чтобы выяснить какая требуется помощь, но шлюпка и находившиеся в ней люди исчезли в тумане.

Потом оказалось, что они поднялись на французский пароход. На «Vesta» сначала началась паника, но  французский капитан быстро её пресёк. Только двенадцать паникёров успели самостоятельно спустить  шлюпку и отойти от «Vesta», чтобы быть потопленными, попав под нос парохода «Arctic».

Спасли только одного из них, подняв его на верёвке на борт «Arctic». Он оказался рыбаком по имени звали Франсуа Яссонет. Но радоваться спасённому было рано.

«Vesta» остался наплаву, а вот с пароходом «Arctic» оказалось всё плохо.
Корпус парохода получил три пробоины ниже ватерлинии, судно не имело водонепроницаемых переборок и стало быстро заполняться водой от носа до кормы.
 
Французскому капитану не пришло в голову, что огромный, по сравнению с его судёнышком пароход, получил смертельное ранение. Он медленно повёл  «Vesta»  в Сент-Джонс, куда пришёл  29 сентября.

Осознав серьёзность положения, капитан Люс направил судно к ближайшему берегу,  мысу  Кейп-Рас, но вода в течение четырёх часов затопила кочегарное отделение, машины остановились, гибель парохода стала неизбежной.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/08/30/1116