Свидетельства С. Я. Маршака

Елена Шувалова
Свидетельства С.Я. Маршака.

  Да, все перечисленные «свидетели» - Бруштейн, Лебедева, Розенфельд и Васильев, - входили в круг (семейный или профессиональный) художника-графика Владимира Васильевича Лебедева. Но сам Лебедев никаких свидетельств по «Коньку-Горбунку» не оставил!..

 Вот такая «притча»…

 Но от Лебедева «дорожка» наша ведёт прямиком к Самуилу Яковлевичу Маршаку, для которого Лебедев был не просто художник-иллюстратор его книг, а – художник-соавтор! (Об этом пишет И.Л. Андронников)*. И вот у Маршака некоторые свидетельства имеются. Хотя они совсем не прямые, а очень опосредованные. Мы их интерпретируем в нашу пользу. Насколько мы имеем на это право, увидим далее.

  Первое свидетельство о «Коньке» Маршак сделал в 1923 году в своей пьесе «Золотое колесо». Пьеса эта не сохранилась, она восстановлена потомками Маршака по черновику.

«Золотое колесо» - это рождественское сказочное действо. В нём действуют висящие на ёлке игрушки – Иван с Коньком-Горбунком, Петрушка, Марфутка, и пр..  Ивана с Коньком в этой пьесе просят привезти Солнышко. Как вы помните, в сказке «Конёк-Горбунок», Солнышко – сын Месяца Месяцовича и брат Царь-Девицы. Он в сказке не появляется, о нём только говорится. Мы считаем, что Солнце – это один из образов, за которым скрылся настоящий автор сказки – А.С. Пушкин. Это – главный, высший его образ.




    Как Солнышко не появляется в сказке, так и настоящий автор скрыт от читателя. И просьба девочки Весняночки в пьесе Маршака привезти Солнышко – это, как мы считаем, просьба вызвать «на сцену» Автора. Солнышко приезжает в сарафане и платочке, - женском обличье, хотя он и – брат! В руках у него – золотое колесо, - символ начинающегося нового времени.

Пока остановимся на этом.


*И. Андроников. Создание двух мастеров.Предисловие к книге С. Маршака и В. Лебедева "Детям". http://s-marshak.ru/articles/andronikov2.htm


Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/31/1296