Умный глупец

Вячеслав Вишенин
СКАЗКА  ОПУБЛИКОВАНА В ДЕТСКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ "СИМБИК" № 3 (167) 2019 ГОДА ОГАУ "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "УЛЬЯНОВСКАЯ ПРАВДА"               

                Некогда жил в одной деревне мужик Кузьма, который считал себя умнее других. Как это, спросите вы? А я вам сейчас расскажу. Так вот, Кузьма был уверен, что работать до седьмого пота  могут лишь дураки. А он, в силу своего природного высокого ума, достоин того, чтобы вкусно есть, сладко спать и не утруждать себя особо трудом. В общем, желал этот Кузьма получить от жизни все, не прикладывая усилий.  Вы спросите, может, действительно, Кузьма был семи пядей во лбу? Да нет. Не сказать, чтобы мужик был особо умен. Ничем таким не блистал. Упертый, как баран. Чего себе в башку втемяшит – с места не сдвинешь. К тому  же, еще ленивый и нерасторопный. Но, зато, был хитер, скуп, и очень расчетлив. Во всем, значит, искал выгоду для себя. В гости к себе никогда никого не звал. Зато сам любил по гостям хаживать и наедаться там от пуза. Если выходил на работу, то всегда трудился вполсилы. Да и вообще, при возможности  старался от нее, от родимой, отлынивать. 
            
                Зовут, скажем, деревенские мужики  Кузьму сено косить. А Кузьма им в ответ: мол, намедни косу об камень сломал. Теперь, вот, новую надобно покупать. А это не раньше следующей весны. Так что, извините, ничем помочь не могу. Промолчат мужики и уйдут восвояси. В следующий раз придут – идем, Кузьма, помощь нужна. Старый колодец в деревне иссяк, нужно новый копать. А Кузьма враз больным скажется. Мол, работал вчерась весь день, да спину надорвал. И сегодня нет никаких сил. Вновь мужики понурят головы и уйдут. В третий раз заглянут. Надо в лес ехать – деревья рубить. А Кузьма молвит, что, мол, топор куда-то запропастился, никак найти не могу. Езжайте без меня. Я в следующий раз вам помогу.

                Уедут мужики в лес. А Кузьма сидит на крылечке, семечки щелкает, да нахваливает себя. «Вона какой я умный. Мужиков который раз спровадил. Они-то, глупые, верят, что топор у меня исчез. А на самом–то деле, он как лежал в сарае – так и лежит. Просто неохота мне силушку свою на всякую ерунду, понимаешь, тратить. Своих хлопот хватает».

                И так всегда и во всем. С какой бы просьбой не обращались к Кузьме, за какой бы помощью не приходили – наш умник всегда находил тысячу отговорок, лишь бы ничего не делать. То дела возникнут срочные, то заботы домашние, то недуг согнул в три погибели. И невдомек было Кузьме, что мужики деревенские все прекрасно понимают и догадываются, и чем болеет Кузьма, и что за хлопоты у него, и куда деваются его инструменты. Ну, и решили они этого умника проучить, чтобы, значит, ему неповадно было.

                Вот как-то приходит Кузьма с ведрами к колодцу за водой. Видит, сидят вкруг колодца мужики, папиросками пыхтят.  Кузьма им и говорит:
- Дайте, мужики, воды набрать, а то дома даже и ковшика не наберется.
А те молвят:
- А ты копал колодец? Землю вытаскивал? Сруб мастерил?
- Так ведь я болел тогда. С постели подняться не мог.
-  Знаем мы, как ты болел.  За работу — не мы, а поесть да поспать — против нас не сыскать? Не дадим тебе воды. Иди к старому колодцу, может, там ковшик и наберешь.
Почесал Кузьма затылок, да и ушел не солоно хлебавши.

                В другой раз пошел Кузьма к старосте:
- Разреши, уважаемый, взять сена немного. Скотину дома нечем кормить. Боюсь, как бы не передохла.
 А староста ему в ответ:
- А ты, Кузьма, это сено косил? Утром рано вставал и гнул спину до самого вечера? Соленым потом и трудовыми мозолями заработал это?
- Да ведь у меня коса сломалась…
- Ну, вот тогда на чужой каравай свой рот и не разевай.

                Через некоторое время снова пошел наш умник на поклон старосте:
- Позволь, уважаемый, несколько бревен взять, чтобы дров для дома наколоть. Топить нечем, дома холодно.
 А староста ему выговаривает:
- А ты ездил в лес за этими бревнами? Рубил их? В деревню привозил?
- Так  у меня тогда топор куда-то пропал.
- Как в лес ехать – топор пропал, а как себе дров наколоть – так сразу и нашелся? Уходи Кузьма подобру – поздорову, - рассердился староста и прогнал Кузьму.
    
                Сидел умник дома, сидел. Размышлял. Надо в лес ехать за дровами. Негоже в холодном доме сидеть. Так и околеть можно. Заправил телегу, засунул топор за пояс и вперед. Приехал, значит, в лес. Ходит, смотрит, какую березку  срубить. Одна – маленькая, другая – толстая, третья – трухлявая. Зашел поглубже в лес. Выбрал подходящую. Только рубить начал, чует, вроде как смотрит кто на него. Обернулся - мать честная! Волк из кустов выглядывает. Да не один, а со своими собратьями. Обходят они Кузьму кругом, глядят жадными глазами, готовятся ко вкусному обеду. Застыл Кузьма. Стоит, соображает, как из беды выбираться.

                Ой, как пожалел он, что нет рядом друзей его – мужиков деревенских. Уж они бы помогли, не дали бы в обиду. Враз бы эту свору разогнали.  Да сам виноват Кузьма – не стоило над ними потешаться, не стоило себя умней других считать. Хотел хитростью выгоду для себя извлечь, да просчитался. Сам себя и перехитрил, и беду накликал. Как заревел Кузьма нечеловеческим голосом, как размахнулся топором, как запустил его в волчью стаю, и скорей к телеге. Взмахнул вожжами и погнал лошадь галопом в деревню. А волки за ним. Рядом несутся, зубами клацают, пастями щелкают. Вот-вот нагонят. Кузьма весь холодным потом покрылся, сидит не жив, не мертв, молитвы в уме читает. Слава Богу, лес на ту пору закончился. Волки и остановились, не стали догонять. Пошли другую добычу искать.  А умник наш до дому доехал, зашел внутрь и целый день на кровати под одеялом пролежал. Отходил от погони, с мыслями собирался, да про жизнь свою горемычную думал.
 
                А когда созрел – за ум взялся. Про лень свою забыл, стал трудиться, как все. А умничать над другими перестал. Потому, как понял, что на одной хитрости, как на одной ноге, далеко не уйдешь.