Недостатки субъективного идеализма

Альдер Ан
          Идеализм – мировоззрение, при котором первичным элементом действительности является дух, сознание, разум. Он противопоставляется материализму, который признаёт первичность материи и производность сознания. Идеализм имеет два основных направления – объективный и субъективный. При объективном идеализме первоначалом признаётся духовная сущность, не зависящая от сознания и воли человека (Бог, мировой разум и т.д.). Субъективный идеализм признаёт реальным лишь сознание человека, которое формирует всю окружающую действительность. К нему близок принцип cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»), сформулированный Р. Декартом, который усомнился в реальности всего окружающего и нашёл лишь неоспоримое доказательство собственного существования: чтобы думать, надо, безусловно, существовать.
          Что же находится за рамками собственного существования? Сторонники субъективного идеализма утверждают, что всё остальное – некая иллюзия, порождаемая субъективным разумом. Так, с блокированием органов чувств искажается или даже пропадает пространство. С отключением сознания (что происходит, к примеру, во сне) исчезает и время. Таким образом, окружающая действительность для субъекта значительно меняется при изменении состояния его сознания. Всё это говорит – или может говорить – о непостоянности окружающего, его сильной зависимости от состояния психики человека, а значит и производности, вторичности.
          С другой стороны, существуют вопросы, которые субъективный идеализм, на наш взгляд, объяснить не может.
1. Предполагая индивидуальное сознание как первооснову, необходимо назвать саму индивидуальность. Кто является субъектом, чьё сознание моделирует окружающий мир? В этой ситуации можно предположить только два варианта: или это некий человек, или это «я сам». Первый вариант разрешить невозможно: носителем первичного сознания может быть любой субъект, и определить его – абсолютно невыполнимая задача. Более того, наделение кого-то постороннего свойствами генератора реальности мало чем отличается от объективного идеализма, где эту роль обычно выполняет Бог. Допустимым остаётся только вариант «я сам». При этом приходится признать иллюзорность (фиктивность, нереальность) окружающих людей, в том числе близких, приятелей, собеседников. Впрочем, настоящей проблемой это будет только в том случае, если кто-то из них тоже субъективный идеалист. В этом случае спор, чьё сознание реальней, будет очень долгим. Другими словами, по-настоящему общего мировоззрения среди сторонников субъективного идеализма быть не может, мировоззрение каждого из них будет уникальным («первично лишь моё сознание»), а истинность его в связи с этим будет стремиться к нолю.
2. В рамках субъективного идеализма крайне затруднено объяснение объективных закономерностей. Открыты тысячи физических, исторических и иных законов, которыми занимаются любые науки вообще. Такие законы безотказно действуют во времени и пространстве. Так, любое вещество состоит из конкретных атомов; общность языков народов связана с историей их расселения; эволюция организмов подтверждается морфологическими, эмбриональными, палеонтологическими доказательствами. Об этих закономерностях субъект может даже не догадываться, а владея знаниями о них, наоборот, будет способен сознательно улучшить качество жизни. Достаточно вспомнить, что дала человечеству добыча огня.
          Кроме того, закономерна и общность восприятия людьми окружающей действительности. Двое, десять, тысяча человек с нормальным восприятием цвета одинаково назовут цвет ручки (зелёная) и сопоставят его с другим предметом (зелёным деревом). В концертном зале все одинаково воспринимают песню артиста, что свидетельствует об идентичном восприятии людьми звуковых волн. Вообще, утверждение о разном восприятии действительности людьми трудно соотнести с общностью генетики, строения организма: в связи с чем два тождественных по строению организма должны по-разному реагировать на изменения физической среды?
3. Наконец, даже если безапелляционно допустить первичность собственного сознания, а также то, что всё вокруг, со всеми открытыми и неоткрытыми своими закономерностями, – продукт его искусной работы, остаётся неясным, как такое сознание соотносится с волей лица – генератора действительности. Помимо того, что сознание человека утаивает для него же самого знания об окружающем, и того, что человек не может усилием ума изменить физические константы, произвольно определять поведение собеседника или поднять камень лишь усилием мысли, сознание (будучи генератором реальности) периодически организует не вполне желательные события в жизни человека, которых бы он явно не хотел.  Наличие желаний, чувств наподобие тревоги, разочарования, страха, счастья, а также нежелательных событий говорит о том, что человек не только не может произвольно изменить окружающий мир (что было бы логично для субъекта – генератора реальности), но и не всегда контролирует собственную жизнь: его воля не всегда совпадает с его же собственным сознанием. Поэтому возникает вопрос: что есть сознание, не зависящее от воли? Некий инородный элемент, посторонняя сила, мало чем отличающаяся от «высших сил», посылающих людям испытания, наказания и вознаграждения.
          Таким образом, идея субъективного идеализма содержит внутреннее противоречие, разрешение которого невозможно без введения постороннего генератора действительности, что превращает эту философию в другую разновидность идеализма – объективный. По сути, идеализм не может не носить религиозный оттенок, поскольку всегда должен предполагать наличие внешнего для воли человека первоначала – будь то Бог, мировой разум или же собственное неконтролируемое сознание.