Река быстрая, полноводная Гл. 39

Клименко Галина
Гл.39


Ваня вернулся в середине октября, он прибыл поездом в райцентр ранним утром. После встречи с отцом и кратковременного с ним разговора о самом главном, Сашка засмеялся и сказал:

-   Беги, сын, я знаю, где витают сейчас твои мысли. А более подробно потом поговорим, у нас теперь целая жизнь впереди. А Маша нынче на смене, я видел, как она шла на работу.

-   Спасибо, пап.  -  на ходу крикнул ему Ванька и стремглав бросился к поликлинике. И снова в больничном дворе стояли двое: девушка, которая дождалась любимого с Армии, и парень, честно отдавший долг Родине. Вот как будто и не было этих двух лет или наоборот, все эти годы они так и стояли, прижавшись к друг другу.

Сначала и слов не находили, чтобы что-то шепнуть друг другу, а просто смотрели и не могли насмотреться. Снова обнимались и целовались. Но поцелуи сдержанные, мимоходом в щёчку или шею, оба понимали, за ними следит великое множество любопытных глаз.

Машу отпустили с суток в честь такого события, и потом ей предстояло ещё несколько выходных, потому девушка вернулась вечером домой в приподнятом настроении.

-   Сегодня у тебя всюнощная?  -  первое, что спросила Клавдия Михайловна, столкнувшись с внучкой у ворот. Она уже слышала неприятную для себя новость, что со службы возвратился Ванька, целый и невредимый. Маша догадалась, что бабушка уже в курсе.

"Ну и слава Богу, теперь не надо объясняться на закрытую для обеих тему."

Вернее, тема всегда оставалась открытой, Клавдия периодически пыталась отговорить внучку от напрасного, как она считала, обета ожидания того, с кем всё равно не будет счастлива. Машка огрызалась, плакала и всё равно продолжала быть верной своему парню. Клавдия предлагала ей всевозможные развлечения, мол, чего в таком возрасте сиднем сидеть, в соседней деревне праздник устроили на весь мир, посвящённый Дню Победы, съездила бы, да глядишь, хлопца себе там достойного отыскала. Но Машка и слушать не хотела родственницу и после серьёзных скандалов, Клавдия замолкала на несколько недель или месяцев. Но вечная неприязнь к Муравьёвым, которую она бережно лелеяла в своей душе, не позволяла ей насовсем закрыть насущную проблему. И вновь начинался разлад в их маленькой семье. Теперь же, Клавдия понимала, что она проиграла эту битву, раз Муравьёнок отслужил, то всё, до свадьбы осталось ровно пять шагов.

-   Да, всюнощная! - немного с вызовом ответила Машка.

-   А что, Муравей столы будет накрывать?  -  последовал ещё один вопрос, после недолгой паузы.

-   Конечно! Ну а как же, бабушка? У дяди Саши радость какая, сын приехал со службы. Все гулянку затевают по такому поводу, а чем Муравьёвы хуже от других?

Клавдия снова немного помолчала. Но сердце рвалось наружу от обиды, ей хотелось как-то нагрубить внучке за всю ту боль, что она испытывала вот уже много лет.

-   Обязательно до утра шлындать по улице?

-   Бабушка, сколько мне лет, помнишь? Я и так стерегла тебя долгий срок, никуда и носа из дома не показывала. А, кстати, когда Ванька находился в Армии, то ты сама меня отпускала всюду и везде, только я не соглашалась, а теперь что, внезапно запреты последовали? К чему такие изменения?
Мы не постоянно будем за столами, потом с молодёжью в клуб заглянем, а после танцев - на речку, костры жечь. Но приду я - да, только утром.  -  твёрдо добавила Маша.

-   Сама знаешь, к чему такие изменения в моей голове. - проворчала Клавдия.

-   Ну извини, бабушка, пришло моё время. Мы долго не виделись с Ванечкой, я чиста перед ним, и теперь мы снова вместе.

Но когда Маша зашла в хатёнку к Клавдии, уже при всём параде, чтобы предупредить бабушку о своём уходе, та лежала на кровати и безучастно смотрела на окно. Она ни слова не сказала Маше, но у двери окликнула внучку:

-   Машуня!

Машка тут же поспешила обратно.

-   Чего, бабуль?

-   Ты бы куртку накинула, осень ведь. А вы потом на Лукавку собрались. От воды холодом всегда тянет.

У Маши душа разрывалась от жалости к своей бабушке, она понимала, чего стоило той выказать нежность и заботу о ней. Вернее, забота проявлялась постоянно, но речь идёт о Ваньке, которого Клавдия и на дух не переносила, а внучка торопится именно к нему. Но что могла поделать Маша, ей следовало строить свою жизнь, а без Ваньки она её совсем никак не представляла.

Клавдия проснулась часа в три ночи и сразу кинулась к форточке.

"Может, у Машки свет горит, потому что она свиданничает там с Ванькой?"

Но вокруг было темно, только свет луны отражался серебром на больших окнах дома. И тут же пожилая женщина услышала смех, а вскоре увидела тёмную тень, скользнувшую на порог.

"Машка.  - облегчённо подумала Клавдия.  -  А ну-ка, потерпим чуток, следом за ней никто не побежит?"

Минуло добрых пол-часа. У Машки уже и светильник погас, девушка легла спать, а Клавдия всё караулила ненавистного Ваньку.

-   Домой, наверное, поплёлся. Машка ведь не дура, либо чует, что я стерегу. Постеснялась бабку и то слава Богу.  -  буркнула она вслух и занесла руку вверх, чтобы перекреститься, но сразу же опустила её.  -  Дурное дело не хитрое. Можно и на лавочке дитёнка забацать, он, как Лидка Шаповалова. Родители не беспокоились, доча возле забора на лавочке сидит с ухажёром, а ни где-то на кровати или в кустах. А доча стала по банке огурцов солёных съедать за один присест да раздалась и животом, и в боках. Покуда не наведались мать с батькой жениховы да не просветили наивную Любаву, мол, пора нам уже и сватовство намечать, так она бы ещё долго ни ухом, ни рылом, что скоро в аккурат бабушкой станет. - Клавдия попила воды, зачерпнув эмалированной кружкой из ведра, стоящего на лавке в первой комнате, и отправилась снова в постель. Чувствовала она себя, словно побитая собака, хотелось всё крушить от бессилия, что не получилось изменить будущее внучки. Она старалась, Господь свидетель, но ничего у неё не вышло.
Утром Клавдия направилась в дом к Машке. Девушка уже проснулась, даже позавтракала, разогрев вчерашние котлеты с вермишелью.

-   Бабуль, кушать будешь?  -  предложила Машка.

-   Нет, ещё не проголодалась, разве только чаю.

-   Сейчас согрею. Варенье доставать?

-   А какое у тебя открыто?

-   Вишнёвое.

-   Тогда доставай. Моё любимое.

Когда Машка поставила перед ней чайную чашку с блюдцем и пиалу, наполненную тёмными ягодами в таком же точно сиропе, Клавдия спросила:

-   Ну что, знатный ли стол Муравей накрывал?

-   Да, бабушка. Чего там только не было. Дядя Саша заранее всё скупил, Ванечка ему писал, когда примерно прибудет, потому его возвращение никого не застало врасплох.

-   А кто ж готовил?

-   В столовой.

-   Я так и думала. Он же век одиноким прожил, что и яичницу ему некому пожарить.

-   Бабуль, это его личное дело, тебе не кажется?

-   Да то я просто, я не придираюсь.  -  прихлёбывала Клавдия горячий напиток, а следом отправляла в рот чайную ложку варенья.

-   Машка, ты мне что, ещё и сахар положила?

-   Ну да.  -  удивлённо распахнула глаза девушка.  -  Ой, бабуль, прости. Я и не туда, что ты вприкуску с вареньем. Может новый заварить?

-   Не надо. А кто же там был на гулянке?

-   Ой, бабушка, много народу. И соседи, и наши с Ванечкой друзья, Ларионыч с женой Ириной, крёстная моя с крёстным, Артём с Ларисой, да всех и не упомнишь, полный двор насобирался с Ванечкой поздороваться.

Клавдия нахмурила брови, ей не понравилось, что вся деревня так дружно чествовала Муравьёнка.

-   А что, столы стояли прямо на улице?

-   А где ещё, бабушка? Теплынь вокруг такая. Скоро и бабье лето начнётся. Я пожалела, что тебя послушалась и куртку взяла. Платье-то с длинным рукавом, я бы и так не замёрзла. А теперь курточка моя дымом от костра провоняла, придётся стирать.

Клавдия не обратила на это никакого внимания, её интересовало совсем другое.

-   Ну, раз ты присутствовала на вечере своего ненаглядного, то небось и о сватовстве уже вели разговор? - Клавдия быстро глянула на внучку, не отрывая ото рта чашку с чаем.

-   Говорили, ты права.  -  Маша потупила взор. Это был, как раз тот случай, когда тема поднималась вынужденно. Ну как не оповестить об этом родную бабку?

-   Ну, и что решили?  -  Клавдия с грохотом, вроде невзначай, поставила чашку на блюдце.

-   Ваня готов уже на выходные заслать к нам сватов.

-   Чего?  -  выкрикнула Клавдия.  -  Ты гляди, какой скорый?! Ещё на работу не устроился, ещё по сторонам не разгляделся как следует, а уже жениться ему забожалось. Что, нельзя было до весны отложить?

-   А чего ждать, бабушка? С моря погоды?  -  повысила голос и Машка.  -  Мы и так друг друга два года ждали, ну и какой смысл откладывать?

-   Дура ты, Машка!  - в сердцах выкрикнула Клавдия.  -  А если дожди заладят? Или тебе так замуж не терпится?

-   Что ты такое говоришь, бабушка? Непогода и весной может заладить. Люди и по морозу свадьбы гуляют, а мы что, сахарные, сразу растаем, если дождиком нас намочит?

-   Делайте что хотите, но без меня.  -  Клавдия отвернулась к окну и подпёрла ладонями подбородок.

-   То есть, как это без тебя?  - испуганно спросила Машка.  -  Что ты хочешь этим сказать?

-   Мне лечиться давно надо, почки каждую ночь беспокоят. Меня Люся ещё летом в больницу отправляла, в райцентр. А я всё тяну резину.

-   Ты специально подгадала момент, чтобы перепортить мне сватовство? Так я могу и завтра перевезти вещи к Муравьёвым и не надо мне от тебя ни сватовства, ни свадьбы.

-   Успокойся, Машка! И мысли не было отменять торжество. Я знаю, что не будет по-моему. Сама пойми, как я Сашке в глаза посмотрю да и ему неловко. Люся, на правах твоей матери крёстной, а Миша Журавель, на правах крёстного отца, вот они всё и устроят, я договорюсь. Деньги тоже дам на любые расходы, прямо сейчас к Ларионовичу отправлюсь. Просто меня не будет на этом празднике, вот и всё.

-   Получается, ты и на свадьбу не явишься?

-   Ну как же я на свадьбу не явлюсь, что ты, голуба моя? Как я не полюбуюсь на твою красоту и на твою радость, даже если мне это претит, и даже если свадьба будет у самих Муравьёвых. Приду, кровинка моя, обязательно приду.

-   Спасибо, бабушка.  -  Машка присела на коленки и обняла ноги старушки. А Клавдия, смахивая с глаз не прошенные слёзы, наклонилась и поцеловала голову внучки, а потом гладила её по волосам и думала о чём-то своём, раскачиваясь на стуле всем телом, вроде её и не было рядом с Машкой.

-   Бабушка, а ты угадала. Гулять будем у Муравьёвых. У них двор большущий, там и триста человек поместится.  -  промолвила Машка.

-   А чего у них, а не в столовой? Гости не помёрзнут?

-   Не помёрзнут!  - засмеялась Машка, поднимая лицо к старушке.  -  Там горячительного будет много, никому не дадим околеть. Кстати, дядя Саша предложил, чтобы все расходы он взял на себя.

-   Не надо нам подачек.  - спокойно отреагировала Клавдия.  -  У нас есть средства.

-   Бабушка, это не подачка, просто...

-   Я сказала!  -  теперь уже громко заявила Клавдия.  -  Свадьба будет напополам.

-   Бабушка, а ещё дядя Саша намекнул, что приданного тоже не надо. У них мебели полно и они не будут её выбрасывать.

-   Ну, мебель, то ещё ладно. У тебя есть и своя, понадобится что, так перевезёте, а вот постельное, рушники, подушки, покрывала, скатерти и перину, то сразу возьми. Как это совсем ничего не надо? Ты что, босячка какая-то, что ли?

-   Бабушка, так перины уже не модно.  - улыбнулась Машка.

-   Не выдумывай, не модно. А не сгодится, так распустишь и несколько подушек из неё сошьёшь. Куда ж такое добро выкидывать, я из одного утиного пуха её смастерила. Вот и будет тебе память от твоей бабки, такое дело на всю жизнь.

-   Спасибо, бабушка.  - повторила Маша и уткнулась лицом в коленки Клавдии. И та не выдержала, разрыдалась на всю комнату. Ведь Машка для Клавдии - это всё, что было у неё на сегодняшний день. Теперь и она её покидает. Не так уходит, как Катя с Валериком, но всё же...
Клавдия боялась спросить, где же жить будут молодые? Расстраиваться боялась, потому что знала, Ванька заберёт Машку к себе.

"Господи, Твоя воля... А тут такой домина будет пустовать. А с другой стороны... Смогу ли я смириться с тем, что по этому двору ходит отпрыск того, кто уничтожил моего сына и невестку? Нет, никогда не смогу."