Самый первый балетный спектакль

Наталья Наумова Дель Ветти
Когда он состоялся и каким он был?


Париж, XVI век. Осень 1581 года была очень праздничной. Полным ходом шли торжества по случаю свадьбы Маргариты Лотарингской, сестры королевы Луизы, и герцога де Жуайеза. Апофеозом стало грандиозное представление в Малом Бургундском дворце. Оно носило звучное название - «Цирцея, или Комедийный балет королевы». Перед зрителями была разыграна история, как прекрасные нимфы, превращённые волшебницей в каменные статуи, смогли сбросить с себя злые чары и вновь обрести свободу.

Пять часов подряд гости с восторгом следили за изумительно красивым зрелищем. Именно благодаря ему та свадьба осталась в истории на века. 15 октября 1581 года стало днём рождения нового вида искусства. «Цирцею» по праву называют самым первым балетным спектаклем. Это была та отправная точка, от которой отталкивались последующие поколения хореографов. Но возник легендарный балет не на пустом месте.


Дворцовые праздники

В эпоху Возрождения танцевальное искусство развивалось очень активно, особого совершенства оно достигло в Италии. Фундаментом для этого стали богатые народные традиции. У самого слова «балет» итальянские корни. Правда, первоначально оно означало не спектакль, а лишь танцевальный эпизод. Как правило, ему придавалось определённое настроение. Во дворцах знати часто устраивались праздники, которые не обходились без красочных танцев.

Французы познакомились с искусством итальянских мастеров в конце 15 века. Произошло это при отнюдь не мирных обстоятельствах. Карл VIII вошёл с войсками в Италию, дабы предъявить свои права на Неаполитанский престол. Среди командующих было немало знатных дворян. Их-то и заинтересовало искусство танца. Со временем итальянских хореографов стали приглашать к французскому двору.


Гениальный замысел

Прошли ещё десятилетия, прежде чем в Париже состоялся необычный спектакль. По одной из версий, идея принадлежала королеве Луизе, супруге Генриха III Валуа. Но, скорее всего, своим появлением балет обязан её свекрови – Екатерине Медичи. Итальянка по происхождению, она в четырнадцать лет стала женой Генриха де Валуа, будущего Генриха II. Однако Екатерина не забыла танцы, столь любимые на её родине. Более того – немало способствовала их популярности во Франции.

Екатерина Медичи – довольно противоречивая фигура в истории. Однако она была большой любительницей искусства и активно покровительствовала талантливым мастерам. Некоторые работали при её дворе. В их числе – Бальтазарини ди Бельджойозо – итальянский музыкант, композитор и хореограф. На французский манер его называли Бальтазар де Божуайё. Именно ему было поручено поставить торжественный спектакль.


«Цирцея, или Комедийный балет королевы»

Само название весьма показательно. Слово «комедийный» означало вовсе не «весёлый» или «смешной», а «театрализованный». Конечно, в «Цирцее» не только танцевали, но и пели, а также декламировали стихи. Однако именно это представление называют первым балетным спектаклем. В нём танец был не просто интермедией, а органично вплетался в ткань действия. Подобный опыт в то время был совершенно новым. 

Одна из первых картин открывалась выходом юных нимф. Танцуя, они выстраивались в живописные группы. В сцене участвовали морские нимфы – наяды, и лесные – дриады. Это очень выразительно обыгрывалось в костюмах. Наяды были в белых платьях, а дриады – в зелёных. Но вот появлялась волшебница Цирцея. При виде непрошенных гостей она приходила в ярость. Взмах жезла – и танцующие нимфы тотчас же замирали неподвижно. Они каменели.

Были в спектакле и другие танцевальные эпизоды. Юпитер и Минерва посылали своих воинов на штурм дворца злой волшебницы. При помощи ритмичных движений изображался бой. Однако стоило Цирцее вновь взмахнуть жезлом, как все воины застывали на месте. Несколько раз волшебница отражала нападение. Но в итоге чары рассеивались. Нимфы оживали. Бальтазарини применил интересный эффект – танцовщицы выстраивались в геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники.


Гармония прекрасного

Оформление первого балета поражало роскошью и великолепием. На самой Цирцее было платье, затканное золотом. Головной убор украшали драгоценные камни. Наряд одной из главных нимф был настолько густо усеян бриллиантами, что их блеск слепил глаза. Вдоль стен зала размещались декорации – они изображали живописную рощу, таинственный грот и дворец волшебницы. Листья и цветы были сделаны руками искусных ювелиров.

Поэтичность подобных зрелищ резко контрастировала с жестокими реалиями эпохи. Вражда между католиками и гугенотами делала обстановку во Франции крайне напряжённой. Екатерина Медичи надеялась, что распространение прекрасного поможет установлению мира в стране. В танцевальном искусстве она видела олицетворение той гармонии, которой так не хватало человеческим отношениям. К глубокому сожалению Екатерины, мир во Франции не восторжествовал. Однако родился новый вид искусства.

…Давно отзвучала свадебная музыка, закончился праздник. Но первый балет остался в истории на века. Конечно, он был мало похож на те спектакли, которые знакомы современным зрителям. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем танцевальное действие сможет отделиться от драмы и оперы и стать самостоятельным видом искусства. Но начало было положено в далёкий день 15 октября 1581 года. «Цирцея» стала прообразом тех балетных спектаклей, которые начали создаваться в более поздние эпохи.


******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2015 году