Глава 13. Новая версия

Иван Цуприков
Пропавший Сергей Петрович Вертилов пришел домой через семь дней. Как всегда, сам, молча выслушав упреки дочери, потом ответил на все вопросы правоохранительных органов. Правда, точно рассказать о том, где он был, что делал, как всегда, не смог.
- Доктора, осмотрев его, как всегда, развели руками, - быстро рассказывал Синцову эту новость по сотовому телефону Дятлов, - человек пожилой, амнезия, склероз. Короче, потеря памяти связана с проявлением заболевания головного мозга. Чтобы определить это заболевание, нужно провести медицинское обследование. Без определения уровня заболеваемости мозга Вертилова, невозможно назначить соответствующее лечение, что в последующем может привести к развитию деменции…
- К чему, к чему? – переспросил Синцов у Дятлова.
- К де-мен-ци-и, - повторил Дятлов, - то есть к нарушению когнитивных функций. Это значит к снижению памяти, умственной работоспособности и так далее. Можно пройти обследование методом МРТ -  это магнитно-резонансной томографии, но для этого нужно строго соблюсти все показания, проверив, есть ли злокачественное образование, киста, гематома или что-либо другое. Это - очень серьезный метод диагностики. Он имеет свои противопоказания в том отношении, есть ли у тебя кардиостимулятор, зубные импланты и так далее, плюс затраты. А они немалые.    
Когда мы об этом сказали Вертилову, он сразу же со своей дочерью замахали руками. И знаете, о чем он при всем этом постоянно шептал? «У меня больше времени нет. Они вот-вот появятся».
- Кто они?
- Николай Иваныч, - вздохнул в трубку Дятлов, - знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Так что, я даже не знаю, что вам сказать по этому поводу, так как он об этом и не хочет говорить. Нужно надеяться, что в скором времени он все расскажет своей дочери. Она обещала с ним на эту тему поговорить, и я в это верю. Есть одна идея, в смысле, как ускорить этот процесс. Но об этом позже поговорим.
- А мне, Федор Викторович, есть, что вам сказать по этому поводу и, думаю, эта версия на все сто процентов проявится на самом деле.
- Николай Иванович, а по телефону нельзя об этом сейчас сказать? – заинтересовался Дятлов.
- По телефону нет. Давайте, я к вам приеду сейчас.
- Дорогой мой, у меня завтра два судебных заседания. И я вам скажу, что мне к ним нужно хорошенько подготовиться. Да, извини, Иваныч, забыл тебя поздравить. Прошли слухи, что генеральный директор химкомбината Афонасьев тебе сделал заказ по ежеквартальному выпуску детективов. Так, с этим тебя поздравлять или как, Николай Иванович?
- Спасибо, - заулыбался Синцов. – Это говорит о том, что снова буду вам, Федор Викторович, надоедать с подбором материалов для этих книг.
- Ну, я не против этого, Николай Иванович, особенно буду рад, если и моя фамилия появится в выпускных данных новой книги: типа, консультант Ф.В. Дятлов.
- Да, я вроде так и делал раньше.
- Ну, это я так, к слову, Коленька. А что предложите своему читателю в приближающемся ноябре?
- Есть наработки детективов по коммунальным услугам и ремонту городских дорог.
- Последнюю вашу книгу читал, про ремонт этих дорог и обоюдное мошенничество ремонтников с асфальтным заводом. Говорят, даже наш прокурор читал ее и мэр тоже. Я уже, вроде бы, вам об этом говорил.
- Вы и так являетесь первым читателем моих книг. А что в ней так заинтересовало чиновников?
- Коленька, каждый ищет себя, - откашлялся Дятлов. – Извини, больше не могу говорить. Давай, в четверг созвонимся. А пока в СМС-ке коротко сообщи, что у тебя есть по тому поводу мне сказать. Ну, в смысле, о привидениях, - и выключил телефон.
«Я не против, Федор Викторович, а вот как об этом коротко рассказать?» – задумался Синцов и посмотрел на «Дело №37/7 от 12 сентября 1981 года.

- 2 –

Когда Синцов вернулся с операции, дом еще спал. С трудом нашел место, где поставить машину и, как назло, это место было в самом конце их трехсотквартирной девятиэтажки. Вот и пришлось двенадцать подъездов идти пешком, с трудом справляясь с усталостью. У своего подъезда остановился и с удивлением посмотрел на свободное место на стоянке для автомобиля прямо напротив него и тут же выругал себя за невнимательность.
Желание вернуться назад и перегнать сюда, к подъезду, свою «шестерку», было сильным. Но сделать желаемое, казалось, уже не хватало сил. И, постояв с минуту в размышлении, махнул рукой и, повернувшись, стал по ступенькам подниматься к входу в подъезд.
Что-то темное, сидевшее или лежавшее в углу скамейки, у самой двери подъезда, шелохнулось и по-старчески закряхтело.
- Кто вы? – невольно испугавшись, спросил Синцов.
- А-а, сосед, - отозвался человек. – Это я, Кораблев. Не спится, вот и пошел прогуляться под луной, как волк, волчище, - со скрипом в голосе усмехнулся сосед. – А ключ от подъезда забыл, вот и сижу.
- И долго?
- Так, кто ж знает. Вот, приснул здесь, хорошо еще не холодно.
- Да, да, - согласился с дедом Николай, открыв дверь, и, пропуская его вперед. - Александр Иванович, вы рюкзак забыли, - нагнувшись, поднял его из-под скамейки Николай и  подал старику.
- А, спасибо. Мусор в нем вынес туда, - и Кораблев махнул в сторону стоявших в середине двора мусорных баков.
- Так, вам помочь подняться?
- Нет, нет, - махнул рукой старик. – Рюкзак-то пустой, донесу. Это вы молоды, торопитесь, а мне куда – и, вздохнув, старик показал Синцову, чтобы тот не задерживался с ним.
- А ключи от квартиры-то есть у вас?
- Есть, есть, идите себе, Николай Иванович, а то не выспитесь перед работой.
- Да, да, - согласился Синцов и по привычке, глянув на экран сотового телефона, невольно присвистнул, четыре часа утра. - О-о, вы правы, побежал я, а то не высплюсь, - и широким шагом, переступая через ступеньку, Николай начал быстро подниматься вверх.
Жена не спала, ее лоб был обмотан полотенцем, болела голова.
- Вот, скажи мне, - встретила его в прихожей, - вот, ты что, еще и полицейским подрабатываешь, а? У тебя совести нет. Тебе наплевать на жену, на дочь, тебе лишь бы играться, как ребенку в войнушку. Что ты, до сих пор еще ребенок?
- Наверное, - Выждав последнюю фразу, Николай обнял жену, поцеловал ее в лоб и повел в комнату. – Может, тебе аспирин поможет?
- Ненавижу его, Я цитрамон выпила, а нервы никуда.
- Извини меня. Но там такое происходит, словно находишься в каком-то мистическом месте. Тени какие-то летают, собака открывает замок на калитке и выходит. Даже разговаривает с тобой.
- Коля, вот видишь, к чему приводит написание детективов! У тебя уже психоз начался! Ты уже не веришь в людей, у тебя кругом одни убийцы, воры, шпионы! А к кому из них ты меня приписываешь? – Светланка оттолкнулась от него и села на диван, кутаясь в простынь.
- Ты - Золушка, ты - моя Царица! – приник к плечу жены Синцов.
- Но при всем этом, ты еще и бессовестный. Я пришла со смены, дома ничего не приготовлено из еды, дочь не накормлена. Хотя бы пропылесосил!
- Светлана, - сложив руки на груди, словно молясь, Синцов посмотрел на жену. – Благодаря Дятлову, следователю из прокуратуры, я состоялся, как журналист. Вот эти детективы нас и кормят с тобой. Ты же прекрасно знаешь об этом. Те, июльские гонорары, это, ну что я тебе каждый день должен об этом говорить? Ты же знаешь, что я могу пойти только уборщиком мусора или вахтером, больше ничего не умею.
- Да, как всегда, одна и та же песня. Я у тебя на столе письменном навела порядок, а две папки, которые у тебя там лежат в углу стола, давно покрылись пылью. Я их выкину завтра, так и знай.
- Да, да, да, я их все никак не посмотрю. Пойдем спать, дорогая.
- Кушать не будешь? – успокоилась жена.
- Тогда не усну.
- Ну, как хочешь, - она поднялась и пошла в спальню.
«Вот так всегда, - вздохнул Синцов и, усевшись на диван, закрыв глаза, уперся спиной в подушку. – Нужно ложиться спать, да, да, Николай, нужно уснуть. Нет, нет, только не нужно ужинать, - сопротивлялся он желанию достать из-под крышки обжаренные куски курятины, лежащие в кастрюле. Но совладать со своими запретами ему не удается, он отрывает от плоти золотистое прожаренное крылышко и с хрустом начинает его прожевывать. – Теперь точно не усну!» - ругает он себя и снова тянется рукой в кастрюлю за очередным куском мяса.
Вот и все,  зачем он это сделал, а, спрашивается? Ну, зачем, ведь скоро бежать на работу и нужно срочно начинать новый детектив.
- Как назло, - он схватил звонящий телефон. Это - Пашка  Мысенко.
- Коля, - говорит он, - о махинациях дорожных не вздумай писать, а то потеряешь работу, и я не смогу тебя устроить даже дворником.
- А почему, Паша? Ты же сам предложил мне это сделать.
- Все изменилось. Нам хорошо заплатили. Я себе за эти деньги купил машину.
- А я что куплю?
- Свою спокойную жизнь.
- Папа, папа, проснись!
Николай открыл глаза и невольно вздрогнул, перед ним стояла дочка и просила ее провести в туалет.
- А чего боишься, милая? - поцеловав ее в лоб, спросил Синцов.
- А Анька вчера мне такую страшную историю рассказала про гроб на семи колесиках, что я боюсь, а вдруг он там.
- А-а, - встал с дивана Николай и  усмехнулся, - Кристинка, я таким же был, как и ты с Аней в детстве, тоже боялся черной руки, гроба на семи колесиках, зеленого автобуса.
- Папа, а что они и у вас были?
- Да, все мы дети - одинаковые, любим, рассказывать друг другу страшные истории, которые передаются из поколения в поколение.
- А как это понять «из поколения в поколение»?
- Деды рассказывают своим детям эти истории, их дети – наши папы и мамы - нам их рассказывают, а мы - Вам, своим детям, рассказываем.
- Так что, это все - неправда? – удивилась дочка.
- Конечно, нет. Ну, давай, иди, - и, включив в туалетной комнате свет, подтолкнул дочку вперед.
 Проводив ее в комнату, Николай начал раздеваться. Умываться не хотелось, как уже и спать.
«А Пашка Мысенко ко мне приходил, получается, во сне и, похоже, предупредил, чтобы тему по ремонту дорог я не трогал, - подумал Синцов. – В чем-то с ним я согласен. Мелкого человека, который оказался не в то время и не в том месте и не спрятал пропавшие деньги от ревизионной комиссии, посадили. Но на этом-то дело еще не закрылось, уж быстро местные власти разобрались с тем чиновником, которому если что-то и перепадет с махинации, так это - сохранение его места работы. И все. И поэтому подсудимый со всеми обвинениями прокуратуры тут же согласился, а когда назвали сумму, которую он с помощью своих махинаций прикарманил, даже невольно сам удивился. Но судья и защитник сделали вид, что этого не заметили. А, спрашивается, в таком случае, кто допустил этого молодого, еще не оперившегося чиновника к проведению конкурсной комиссии? Начальник и его начальник, и у них за эти двадцать-тридцать миллионов еще и драчка между собою вышла. А на мальчика все списали…»   
 Холодный полусладкий чай снял хрипоту с горла и дал возможность Николаю немножко расслабиться. 
Взял со стола две папки, в свое время незаметно взятые у своего соседа Кораблева, и стал листать одну из них, рассматривая пожелтевшие записи, сделанные местами на печатной машинке, местами написанные женским почерком.
Думать над текстами не хотелось, как и читать их. Та тень на улице напротив дома Порошенко пугала, как  рычание и лай собаки во дворе дома.
«Что это? – задумался Николай. – Может, действительно, все это мне показалось? Нервы у меня уже давно не в порядке. А, скорее всего, и все то, что там происходило, просто было в моем испуганном сознании, ожидавшем каких-то духов, бесов с Преисподней…»
Уставившись на необычно большой абзац, занявший весь лист, попытался его прочесть:
«В цехе №5 уделяется большое внимание соблюдению охраны труда и промышленной безопасности. Там ежегодно, на проходящем отчетном партийном собрании, рассматриваются вопросы охраны труда, пожарной, промышленной и природной безопасности. Каждый из коммунистов отвечает за свое направление деятельности и очень строго контролирует его исполнение на местах…»
«Кто это такой красивый отчет написал? Кто, кто, - и ведя по листу указательным пальцем сверху вниз, Синцов уперся в нижестоящую фамилию, «секретарь партийной ячейки цеха № 5,  начальник цеха  Александр Васильевич Киреев». Хм, это ж тот самый, похоже, что в больнице сейчас лежит. Ах, вот оно, как все там было закручено! Он и начальник цеха, и секретарь парторганизации, и, наверное, еще и председатель профсоюзной ячейки. То есть везде и во всем - голова, а, исходя из этого, с неугодными людьми мог разобраться на всех уровнях той жизни, а значит не только запугать, а и уволить любого человека с работы».
Синцов встал из-за стола, хотел отправиться в кухню, чтобы согреть чайник, но тут же вернулся за стол, и начал внимательно просматривать записи в этом «Деле» с самого начала. И, как назло, все они связаны с рассматриванием несчастного случая, связанного со смертью рабочего Столярова, через призму партийных пленумов района, области, Центрального комитета коммунистической партии Советского Союза с цитатами Леонида Ильича Брежнева, первого секретаря обкома партии Сергея Алексеевича Золотарева и так далее. А по самому делу, гибели молодого рабочего, ничего.
Взяв второе «Дело», Николай чуть от удивления не присвистнул. Оно касалось мастера цеха Петра Алексеевича Порошенко.
«Вот, так дела! И как получилось, что это именно они попали мне в руки, а не какие-то другие «дела»? – развел руками Синцов. – И что же здесь мы узнаем про Петра Алексеевича? Родился тогда-то, учился там-то, всю жизнь проработал на заводе в должности рабочего, потом мастера, потом начальника цеха. Начальника цеха? А из-за чего же это, Петр Алексеевич, вас потом вернули в мастера? А-а, из-за несчастного случая, произошедшего в вашем цехе в 1978 году: рабочий сорвался с емкости и, повредив спину, стал инвалидом. Вот почему...»
- Коля, Коля, ты это что, так и не спал? – держа перед ним его же сотовый телефон с включенным будильником, спросила жена. – Может, у тебя там была операция не с Дятловым, а с какой-нибудь мамзелью?
Ничего не сказав в ответ, Синцов беспрестанно кивал головой.
- Как ее зовут? – не отступала от него Светлана.
- А будто ты не знаешь: ра-бо-та, дорогая. Здесь раскручивается такая интересная история, я бы сказал даже, мистическая. А ты мне все каких-то женщин приписываешь, - вздохнув, Николай встал из-за стола и пошел в ванную комнату.
- Так, все сейчас прикрываются работой, - не отставала от него жена.
- А как твоего любовника зовут, а? – не выдержал Синцов и развернулся к жене. – Как? Я смотрю, ты со своим хирургом уже и к родителям его съездила, и с женой его поговорила, так?
- Коля, у тебя что, крыша поехала?- остановилась жена и с удивлением посмотрела на своего мужа. – Он же очень молод, а второй – старик.

- 3 –

- Так, у вас же сегодня два судебных заседания, - усмехнулся Синцов.
- Перенесли их, - отрезал Дятлов, быстро просматривая листок за листком дела Порошенко с Киреевым. – Только бы за что-то зацепиться здесь.
- А сам Кораблев вас разве не интересует?
Дятлов посмотрел на Николая и, положив свою руку ему на запястье, улыбнулся:
- Предоставьте эту работу нам. Мы по-тихому сработаем, все проверим, если что, установим слежку и так далее. А вот с вами, Николай Иванович, хотел бы договориться о вашей встрече с Вертиловым Сергеем Петровичем. Он уже дома.
- В смысле?
- Ну, как, к примеру, вам встретиться с ним, как с ветераном труда химкомбината.
- А он у нас кем работал?
- А вот, посмотрите, - и остановил палец на плохо просматриваемом тексте «Дела», отпечатанном на печатной машинке, и прочитал отрывок из него. – «С.П. Вертилов, заместитель главного инженера по охране туда химического комбината имени В.И. Ленина». Понятно, кем он был? И, судя потому, что его дочка постоянно ходит в разные церкви города и носит туда поминальные листы, то есть предположение, что ее папа думает, что на Том Свете его будет ждать серьезное наказание из-за гибели и травмирования людей в его бытность в этой должности на заводе.
И, более того, боюсь, что именно он и является тем «бесом», который устраняет конкретных виновников в гибели тех людей. Вот, смотрите, летом, как раз в то время, когда у Киреева на даче усыпили собаку и заменили у него сушившуюся одежду на улице спецодеждой, Вертилов исчез. Второе, когда погибла семья Прокопенко, вот этого человека, - Дятлов поднял вверх его «Дело», снова пропал Вертилов.
И, более того, я сегодня просмотрел в отделе кадров весь персонал, работавший с 1978 по 1982 год, это семнадцать человек. Так вот, Николай Иванович, недавно один из них, Иванов Сергей Максимович, умер из-за остановки сердца, у него разорвался сосуд. Это был третий день пропадания Вертилова в прошлом году. Дальше я не стал просматривать остальных людей, так как это требует времени, но сегодня же я продолжу эту работу.
- И что? Я так прямо и скажу: а каким способом вам удалось напугать Иванова, чтобы он умер? Так, Федор Викторович? Или поделитесь опытом запугивания Киреева, а то у меня присутствует ненависть к своей математичке, которая всегда мне ставила заниженные оценки. Так?
- А почему бы и нет, - вопросительно посмотрел на Синцова Дятлов. – Только боюсь, что у него вместо испуга появится желание вас убрать также, как и тех людей. А опыт в этом деле он, как вы видите, имеет огромный.
- То есть, Федор Викторович, вы на сто процентов уверены в том, что он -убийца?
- Нет, нет, конечно. Но и эту версию нельзя отвергать.
- А хоть какая-то уверенность в этом есть?
- А вы, Николай Иванович, вспомните его гостиную. Мне кажется, это доступно может не столько ему, сколько его дочери.
- Да, и что самое интересное, она еще и не работает, а живут они богато. Неужели отец получает пенсию в сто тысяч рублей?
- Проверял эту версию, Николай Иванович. Уже проверял. Они семь лет назад продали старый родительский дом, на слом и очень дорого. В том же году продали квартиру кого-то из умерших родственников и тоже очень дорого, так как она находится в центре города.
- И они живут на проценты?
- Похоже. Но, что не менее интересно, недавно ее вклад в банке пополнился еще на три миллиона. Откуда у нее появились эти огромные деньги, нужно узнать, фууу! – наконец выговорился Дятлов.
- Тогда, Федор Викторович, и у меня есть просьба к вам. Мне не хватает информации о том, с чего начинается допрос любого подозреваемого. То есть, его ход. Как вы следите в этот момент за лицом этого человека, его поведением и так далее.
- А это, Николай Иванович, творческая работа следователя. Как у рыбака, когда он тянет большую рыбину. Леска тонкая, в любую секунду может порваться, а рыба на ней сидит огромная и сильная.
- Да уж, - пожал руку Дятлову Синцов, - спасибо вам. А с кем мне лучше встречаться, с Вертиловым или с его дочерью, э-э…?
- Верой Сергеевной, - напомнил имя дочери Вертилова Дятлов. – Ладно, вы правы, нужно торопиться. И еще, а где вы ремонтировали карбюратор, может, посоветуете в какую мастерскую мне обратиться?