Мемлинг Портреты Томмазо Портинари и его жены

Алина Алексеева-Маркезин
         Хочу вам представить два парных портрета меценатов своего времени Томмазо Портинари и его жены Марии Барончелли. Ганса Мемлинга.1470 г, масло , доска. 42,2 х 32,1 .Метрополитен-музей.

«Томмазо Портинари и его жена» — настоящий, безусловный шедевр европейской живописи.

         Ганс Мемлинг был ведущим художником Брюгге с 1465 г. до своей смерти в 1494 году. Живописец немецкого происхождения, представитель фламандской школы живописи. Один из самых известных художников XV века

         Эти портреты изображают Томмазо и Марию Портинари, членов обширного итальянского торгового сообщества Брюгге, где Томмазо руководил филиалом банка Медичи с 1465 по 1478 г.

            Портреты, стоящие в ряду шедевров искусства северного Возрождения, возможно, были заказаны после бракосочетания пары в 1470 году, когда Марии было около четырнадцати лет, а Томмазо 37(?). Картины изначально являлись створками переносного триптиха, обрамляя икону Деву Марии с младенцем.

ТОМАЗО ПОРТИНАРИ.

         Написаны Портинари и Барончелли точной, крепкой рукой виртуоза, которая потрясает зрителей многих поколений.

        Черный интерьер, черная одежда. Северный скромный свет выхватывает лицо и руки. Строго одетый человек смотрит в бесконечность. Взор скользит мимо. Как ни старайся, взгляд человека в темной комнате и наш никогда не встретятся.

        Тонкие средиземноморские черты лица. Ухоженные руки. Мужчина сосредоточен. Уверен в себе. Он не молод, но еще не стар. В свои 37 Томмазо ди Фолько Портинари добился всего, о чем мог мечтать господин, живший в XV веке.

           Банкир, представляющий интересы Медичи в северном городе Брюгге,работал в этом банке более 25 лет.Но кредиты царствующим особам,в том числе Австрийскому Эрцгерцогу Максимилиану и Карлу Смелому разорили банк и он вынужден был вернуться во Флоренцию. Портинари попытался открыть свой собственный банк, но попытки потерпели неудачу; его услуги семье Медичи были забыты, и он умер в бедности.

           Пока он был на пике своей карьеры, он изображался в религиозных картинах. Один из его триптихов сегодня можно увидеть в музее Уффици во Флоренции, Триптих Портинари

            Портинари был, скорее всего, добропорядочен и религиозен. У себя на родине во Флоренции он содержал семейный госпиталь Санта-Мария-Нова, для бедных, учрежденный его предками еще в 13 веке (интересно, что он существует и сейчас и до сих пор функционирует, как лечебное учреждение).

           Беатриче, главная любовь великого Данте, тоже была из рода Портинари.(Beatrice; 1266/1267, апрель — 9 июня 1290.)
Перед нами флорентиец из флорентийцев. Читал ли он Данте? Думал ли о своей роковой и знаменитой родственнице? Был ли погружен в ежедневные заботы банка, дома, рода, города? Что волновало его? Мы этого никогда не узнаем. Судя по волевому лицу, тонким губам, длинному носу, высоким скулам и точеному подбородку, синьор Томмазо — человек действия.

МАРИЯ БАРОНЧЕЛЛИ.

       Марии Барончелли было всего лишь четырнадцать лет, когда она стала женой Томмазо Портинари,которому было 37(?)лет.В браке у них было 10 детей.

          Соответственно бургундской моде на девушке высокий головной убор, отделанный кружевами, длинное покрывало, которое подчеркивает ее положение невесты.

            Несмотря на юный возраст, ее облик наполнен уверенностью светской дамы, а драгоценное колье указывает на ее высокое социальное положение. В отличие от бесстрастия мужа, ее образ менее строг, и, кажется, легкая улыбка коснулась ее лица. Рентгеновские исследовании работы выявили, что первоначально девушка была одета иначе: положение бургундского чепца (hennin), изначально декорированного как и на «Триптихе Портинари» V-образными мотивами, было более вертикальным, черные драпировки ниспадали на плечи девушки, лицо которой обрамляла прозрачная вуаль.

                Изменения были внесены предположительно по желанию заказчика. Примечательно, что на триптихе, написанном Хуго ван дер Гусом десятью годами позже, Мария Барончелли изображена в том же платье, с тем же драгоценным колье.

           Ее руку украшает кольцо с двумя каменьями - черным и красным. Оба портрета супругов обрамлены мраморной рамкой — прием, к которому художник прибегал и впоследствии.