Былинные земли. Lepel на Стержне, часть 4-я

Василий Азоронок
(Продолжение)

ОЗЕРО В ВИДЕ ДРАКОНА

Сразу скажем, что водоем, на котором сегодня стоит Лепель, не обозначен никак, даже не выделен, что наводит на мысль: он не играл тогда значимой роли.

Лепельское озеро совмещено с другими, составляя единый массив, который растянулся на многие километры, вплоть до Западной Двины. Граница окантована крутоизогнутыми внешними линиями – берегами. Конгломерат настолько необычный, что напоминает древнее животное невероятных размеров. Немудрено, что возник миф о некоем подводном существе.

Область ниже дана, скорее, схематично, чем натурально. С юга к единому водному комплексу примыкает маловыразительная коротенькая речонка. Это, несомненно, Эсса, однако вызывает удивление ее профиль. Нынешняя Эсса течет чуть ли не из-под Борисова и, извиваясь, огибает Свядскую возвышенность. А тут почти прямой сток и, повторюсь, нить совсем короткая. Еще большее недоумение вызывает соседняя река, стекающая в противоположном направлении - в сторону Березины. Можно подумать, что это Сергуч, но тот не может быть восточнее Эссы! Береща? А Береща, ныне наполовину засушенная, течет по-другому - она впадала в Эссу и относилась не к южному, а к северному водному бассейну.

В одном из своих исследований, которое называлось «Где искать древний Стрежев», я высказывал мысль, что ранее Береща могла, действительно, течь на юг. Картограф подтвердил мою мысль?

Да, Берещу могли повернуть. В районе деревни Веребки есть городище - Плоская гора, напоминающая насыпной объект. И там был перешеек шириной каких-то 200-300 метров, который не составляло особого труда прорыть. Для чего?

Чтобы выпрямить водный торговый маршрут. Соединившись с Эссой, можно было войти в Свядицу (не потому ли она так названа, что связывала два конца?) и плыть в Старобинку, а оттуда уже рукой было подать до лукомльских водоемов.

Ничего удивительного на свете нет. Всё могут короли! Недаром область между Берещей и Лукомлем когда-то занимали «боленские паны». Центром их обитания считалось местечко Болин на Лукомской возвышенности. На Могилевщине, в бывшем Мстиславском уезде, есть еще один Болин. В книге Романа Афтанази «История резиденций на давних окраинах Речи Посполитой» описана тамошняя усадьба, в которой жили представители Ракус-Сущевских, считавших себя отпрысками балканских народов и прибывших в Беларусь в свите королевы Сфорцы. Ясное дело, миланской властительнице требовались многочисленные помощники. Скорее всего, старобинское Болино также вместило новоприбывших, и они занимались перепрофилированием местности.

В царские, послекняжеские времена, по Береще была устроена целая система шлюзов и плотин, чтобы поддерживать искусственный сток на север, в Западную Двину. Новоустроители пустили берещинские воды в Лепельское озеро.

Неужели картограф нарисовал предысторию - то, что предшествовало Березинской водной системе?


(Продолжение следует).

На снимке: фрагмент средневековой карты, Ленельско-ушачский озерный комплекс в виде необычного дракона.

28.08/18