6 основных тем в хорроре

Лев Вишня
   Если внимательно присмотреться к жанру ужасов, то можно обратить внимание, что в действительности там постоянно присутствуют только шесть моделей сюжета. Их даже можно определить по названиям первоаналогов:

1. Модель «Франкенштейна» (готический хоррор) – кстати, именно, роман Мэри Шелли я считаю первым чистым хоррором в мировой литературе, первым образцом произведения написанного в таком жанре. Эту схему можно определить как «я и монстр» (неважно какой условный «я», и кто этот «монстр»). Просто  в тексте присутствует дуальная схема: некоторое условное «добро» противостоящее некому условному «злу». Есть добрая сторона и некоторое чудовище, которое может всех сожрать. По этой схеме, кстати, работают почти все романы Стивена Кинга.

2. Модель «Лягушонок» (автор ее Э. По) – сюжет перевертыш «монстр – это я». Сюжет, в котором главный положительный персонаж оказывается чудовищем. Переворот в самом конце или по ходу сюжета. Тоже популярная схема, но требующая большего мастерства, нежели «схема Франкенштейна».

3. Модель «Странная история» (автор Р. Стивенсон) - «Монстр внутри меня». Это когда положительный и отрицательный персонажи существуют в одном теле. Одно тело способно одновременно и на добро и на самое страшное зло. Иногда они перевоплощаются друг в друга, иногда зло просто укрывается под личиной доброй сущности. Схема очень сложная и требующая высочайшего мастерства! 

4. Модель «Война миров» (автор Г. Уэллс) – «Монстр вокруг меня». Тут чудовище не персонифицировано, а распылено в виде множества носителей вокруг главного героя или группы героев, которые с ним борются. Это и вторжение инопланетян или других тварей либо любая апокалиптика и космические ужасы и темы «заражений», все темы зомби, пираний и так далее.

5. Модель «Дагон» (автор Г. Ф. Лавкрафт) – «Я не знаю где этот монстр». Тут чудище выведено из ближнего круга противостояния героя с чем-либо и находится где-то за кадром, как нечто влияющее на судьбу персонажа.

6. Модель «1408» (С. Кинг) или «Убик» (Ф. Дик) – «Монстра нет». Механизм этой темы заключается в том, что монстра или чудовища нет, а главного героя просто преследуют его собственные видения или галлюцинации. Самая сложная из всех схем, что существует.

Спасибо за внимание!

Лев Вишня.