Задание выполнено

Владимир Третьяков 3
Этих людей, без какого-либо преувеличения, можно смело считать публичными личностями. Они всегда на виду: зимой и летом, в дождь и снегопад, их можно легко найти на обочинах дорог. Здесь мужчины и женщины из близлежащих сел торгуют овощами и фруктами со своих огородов, или же тем, что дают им  лесные массивы, коих много в наших осененных свыше краях. Автомобилисты и пассажиры рейсовых автобусов,  в особенности те, кто часто пользуется этим видом транспорта, многих торговцев знают не просто в лицо, а по именам, и на основании своего прошлого положительного опыта, охотно покупают их чрезвычайно вкусную продукцию.
И все бы нечего, но в этой «бочке меда есть маленькая ложка дегтя». Торговля на такой оживленной трассе как Астана – Щучинск ведется, если  смягчить интонацию, нецивилизованно. Туристы, в особенности, из дальнего зарубежья, приезжающие в Щучинско - Боровскую курортную зону, и имеющие европейский склад привычек в области придорожного сервиса,  смотрят на наших торговцев с некоторым недоверием. Мол, кто его знает, в каких условиях все это было приготовлено. Отказываются даже попробовать наших соленых груздочков и маринованных опят, видимо, опасаясь пищевого отравления и, соответственно, досрочного окончания своего туристического вояжа в Казахстан.
В общем-то, их понять можно, и бесполезно убеждать в том, что подавляющая часть придорожных бизнесменов имеет многолетний опыт приготовления тех же грибов или лечебных настоек на травах и сосновых шишках, что все предметы торговли проходят экспертизу, а сами торговцы имеют патенты и платят немалые налоги, тем самым, способствуя укреплению бюджета области и страны. Европейцам гораздо более важен не сам товар, а его упаковка, фантик, если хотите. Чтобы все выглядело гламурно, а если этого нет, то никакой местный колорит тут  не поможет. Да и в самом деле, если банки  с  разносолами стоят, в лучшем случае, на обветшалых столиках, а в худшем - на земле или асфальте, то не только у европейцев, но и у многих наших граждан такой способ торговли вызывает отторжение по причине элементарной брезгливости. К слову, даже если европейских туристов в наших местах пока еще не так много, быть к их притоку нужно быть готовым всегда. И в этом случае, даже небольшой отрицательный отзыв, появившийся на страницах какой-то западной газеты, или же пост на интернет – портале более – менее известного блогера, способны серезно навредить туристскому имиджу всего Казахстана. А оно нам надо?! 
Аким области Малик Мурзалин, проезжая весной этого года по трассе Астана - Щучинск, обратил внимание на то, в каких условиях торгуют работники придорожного сервиса. Затем, в ходе очередного совещания Малик Кенесбаевич поделился своими впечатлениями, после чего дал поручение руководству АО социально – производственной корпорации (СПК) «Есиль» и ее дочерней компании ТОО «Burabay Tourism Organisation»,  еще до начала осени изменить в лучшую сторону ход дел с придорожной торговлей, а кроме того, провести некоторые работы по благоустройству в поселке Бурабай.
Вышеупомянутые предприятия были основаны несколько месяцев тому назад,  и должны, прежде всего, воплощать в жизнь различные госпрограммы и проекты на принципах государственного и частного партнерства. Так что, поручение акима стало для них своеобразным экзаменом на профпригодность.
«Burabay Tourism Organisation» еще в стадии комплектования персонала. Как иронично пошутил директор ТОО Тлубек Тасов, он сейчас трудится за себя, и за всех работников, которые положенны по штату. Когда нужно - занимается бухгалтерией, а иногда даже исполняет обязанности технички. А когда были изготовлены первые торговые павильоны,  пришлось временно стать грузчиком и стропальщиком.
С тех пор минуло несколько месяцев, приближается первый месяц осени, и есть смысл своими глазами взглянуть на то, как исполняется поручение акима области.
Вот и первая стоянка на трассе Астана – Щучинск. В стороне от проезжей части находится достаточно просторная площадка, на которой рядком уже стоят изготовленные раньше павильоны, на полках которых красуются банки с  грибочками, медом, вареньем и прочими вкусностями. Первые работники прилавка уже вступили во владение своими торговыми точками. К слову, павильоны им достаются не за просто так. Каждый необходимо выкупить за 200 тысяч тенге с рассрочкой на три месяца. Тут никакой накрутки нет, лишь стоимость изготовления небольшой постройки
А пока шла разгрузка последних из заказанных ранее павильонов, довелось поговорить с одним из тех, кто находится по ту сторону прилавка.
Жителю Макинска Виктору Швейцеру 39 лет. После службы в армии он немного поработал кочегаром и сторожем, но очень скоро понял, что предложенная зарплата не так велика, как хотелось бы, и семью на нее не прокормишь, да и нет у него особого желания  от кого-то зависеть.
- У нас ведь все как в той поговорке: как потопаешь, так и полопаешь, - говорит он. – Да и семью нужно содержать так, чтобы не нуждаться в самом необходимом. Поэтому, посоветовался с женой, после чего приняли совместное решение – организовать свой семейный бизнес. Супруга меня научила многим лесным тайнам, тому, как правильно искать грибы, ягоды, и с 2004 года мы начали торговать.
- Этот бизнес для вас в полном смысле семейный?
- Да, конечно. Начинали его с Натальей, так зовут мою жену, а теперь и дети подросли, у нас их трое. Пока кто-то торгует, остальные ходят по лесу, занимаются переработкой собранного.
- На прилавке только то, что собрано вашей семьей?
- Нет, мы иногда принимаем грибы и ягоды у тех, кто не имеет возможности торговать. Кроме того, иногда нам привозят под реализацию очень качественный мед с Алтая. С этими поставщиками работаем не первый год, так что доверие у нас полное.
- Покупателей у вас много?
- Тут все зависит от времени года. Летом – самое прибыльное время для нашей торговли. Именно в эти месяцы необходимо стараться реализовать продукцию по максимуму, чтобы потом не зажимать себя в деньгах. Зимой гораздо хуже. В иной день можно единственный банный веник продать, вот и вся торговля. Но уходить с рынка нельзя, ведь бизнес – есть бизнес. Да и конкуренты поджимают, чего уж греха таить.
- Пробовали сравнивать свои доходы с теми, которые получают работники бюджетной сферы?
- Пробовали. Жена как-то подсчитала, что у нас в год получается в два, а то и в три раза больше, чем у бюджетников. Так что, смысл работать на себя есть. Да и привыкли уже, а от привычек, когда они не вредные, отказываться сложно. Одним словом, это наше дело.
- Как вы считаете, с новыми павильонами торговля улучшится?
- Пока сказать трудно, ведь они установлены здесь совсем недавно. Но, думаю, что с эстетической точки зрения наши торговые места сейчас выглядят гораздо привлекательнее, а значит стоит ожидать и новых покупателей. К тому же, такой павильон от ветра, конечно, не спасет, но от дождя и солнца - защита неплохая.
Тем временем разгрузка последних павильонов  завершилась, и наступил торжественный момент открытия нового мини – рынка. А почетное право перерезать красную ленточку было предоставлено еще одной жительнице Макинска - Юлии Ларичевой, которая, как и героиня «Кавказкой пленницы», совершенно искренне удивилась выбором себя для такой роли, но со своим «маленьким, но ответственным поручением» прекрасно справилась.   
Здесь же на площадке находилась руководитель отдела предпринимательства Бурабайского района Асия Куштаева.
- Мы стараемся всячески способствовать развитию малого и среднего бизнеса в нашем районе, - с улыбкой сказала она. – Сегодняшняя акция – это еще один шаг навстречу предприимчивым людям. Аким поручил выполнить эту работу до 1 сентября, и она по большей части уже сделана.
Вторая площадка отстоит от первой на несколько километров. Здесь павильоны еще только начали устанавливать, так что торговля пока идет с открытых столов. Ассортимент продукции почти такой же, только в одном месте видны были бутылочки с барсучьим жиром, который очень эффективен при лечении целого ряда болезней.   Совсем скоро, буквально  через несколько дней, весь товар переберется в уютные павильоны, а сама площадка преобразится, станет уютнее.
Последним пунктом нашей поездки стал поселок Бурабай. В этом признанном центре туризма нашего региона   АО СПК «Есиль» и ТОО «Burabay Tourism Organisation» также провели работы по благоустройству. За десять дней, не особо мешая отдыху приехавших в Бурабай людей, была покрыта брусчаткой территория, примыкающая к магазину «Кокше» и главная площадь поселка (всего 2080 кв. м). Здесь же, а также в районе памятника героям Великой отечественной войны были установлены торговые киоски и небольшие кафе, в которых можно вкусно и относительно недорого утолить свой голод. Работы проведены в короткий срок и качественно, так что и эту работу АО СПК «Есиль» и ТОО «Burabay Tourism Organisation» могут смело считать для себя зачетной.
А впереди их ждут новые интересные дела по благоустройству Щучинско – Боровской курортной зоны. Но это будет уже совсем другая, не менее интересная история.