Мужчины спаслись. Женщины и дети погибли

Владимир Врубель
Понедельник – день тяжёлый. 22 января 1906 года был как раз понедельник.  Пассажирский лайнер прибрежного сообщения «Valencia» шёл из Сан-Франциско в Сиэтл.

Из-за штормовой погоды на палубе не было никого из 108 пассажиров, они мучились от морской болезни в своих каютах, из числа 65 человек экипажа на палубе появлялись только те, кому это было необходимо по служебным обязанностям.

Лайнер вошёл в пролив Хуан-де-Фука, по которому проходит морская граница между Канадой и США. Пролив этот длиной 153 километра первыми обнаружили испанцы, а назвал так пролив в 1787 году капитан и торговец пушниной Чарльз Баркли в честь мореплавателя грека на испанской службе Хуана де Фуки.

Врал тот Хуан, что он первым открыл пролив, или нет, но Баркли ему поверил и увековечил имя мореплавателя на карте. Как случилось, что штурман и капитан посадили лайнер на риф у юго-западного побережья острова Ванкувер, разбираться уже поздно.
 
Грешили на северное течение и сильный ветер, тем более что прокладку курса вели по счислению, определиться по небесным светилам из-за погоды не было возможности. Эти места вдоль побережья носят весёленькое название  «Кладбище Тихого океана».

Пароход был построен в 1882 году на верфи в Филадельфии. Он имел четыре водонепроницаемых отсека, но переборки были очень слабыми. Двойного дна на пароходе не было. «Valencia» могла перевозить 286 пассажиров.

Для спасения людей имелось семь шлюпок из расчёта на 181 человека, три спасательных плота вместимостью 54 человека и 368 спасательных поясов. Судно было проверено и аттестовано для перевозки пассажиров, а капитан Оскар Джонсон считался очень опытным моряком.

Всё происходило ночью. Сначала пароход налетел на подводную скалу в нескольких сотнях метров от берега. Скорость ветра достигала 56 километров в час, хлестал сильный ветер, с океана катились огромные волны.

Нижнюю часть «Valencia» разорвало о скалу. Вода затопила средний грузовой трюм. Накативший океанский вал оторвал судно со скалы и перебросил его ближе к берегу. Опасаясь, что корабль тонет, капитан Джонсон решил выбросить пароход кормой вперёд на берег.

Однако «Valencia» попала уже на другой риф. Пароход развернуло носом к океану, глубина вокруг была порядка семи метров, а до берега  -  рукой подать, меньше ста метров. Но к обрывистому берегу невозможно было приблизиться: он представлял собой сплошные скалы и огромные камни, о которые с грохотом разбивались волны прибоя.
 
Пароход оказался в ловушке. Капитан Джонсон приказал приготовить к спуску шесть спасательных шлюпок и протянуть к ним леера. В это время машины перестали работать, электроосвещение погасло, и лайнер погрузился во тьму.
 
Среди пассажиров началась паника. Они бросились к шлюпкам, забрались в них и стали кричать, чтобы шлюпки спускали. Матросы в адском шуме волн, ветра и воплей перепуганных людей решили, что поступила команда от капитана и принялись спускать на воду все шесть шлюпок вместе с людьми.

При спуске самой перегруженной шлюпки сломали кормовую фишбалку и 21 человек, которые находились в шлюпке, посыпались в воду. Все утонули. Две другие шлюпки опрокинулись и 25 человек оказались в воде. Спасли только одного матроса.

Остальные три шлюпки спустили благополучно. В них находилось около 50 человек. Судьба одной шлюпки неизвестна, она сразу куда-то исчезла. Две другие разбило о береговые скалы. Смогли выбраться на берег только девять человек. Они сумели подняться на поросший деревьями и кустарником берег.

Там увидели просеку для телеграфной линии и по просеке добрались до будки смотрителя, откуда смогли вызвать помощь. Тем временем капитан приказал спустить последнюю шлюпку с добровольцами, назначив старшим боцмана, чтобы они вызвали помощь.

Смельчакам удалось высадиться на берег, они вышли к маяку, откуда позвонили спасателям, но там уже знали о случившемся. А на пароходе невозможно было находиться на палубе, по ней свободно гуляли океанские волны.

Женщин, выскочивших наверх во время крушения в одних ночных рубашках, и детей привязали на надстройке, куда не достигали волны. Матери старались защитить детей от ледяного ветра и струй дождя, прижимая их к себе. Их крики и плач заглушал вой ветра и грохот прибоя.

Как только в Виктории узнали о трагедии, оттуда немедленно вышли для спасения людей три парохода. Ещё один пароход «City of Topeka» вышел из Сиэтла. На его борту находились врач и медсёстры со всеми необходимыми медикаментами и группа добровольцев – опытных моряков.

Пароходы, пришедшие из Виктории, не смогли подойти к месту крушения. Капитаны опасались, что их суда сами окажутся на камнях. Они вернулись в порт, чтобы организовать наземную партию спасению.

«City of Topeka» тоже не смог подойти и кружил поблизости. Он случайно наткнулся в темноте на спасательный плот, в котором находились восемнадцать мужчин. Другой спасательный плот волны выбросили на берег остров в Баркли-Саунд.
 
На плоту оказались только четыре еле живых человека, их взяли к себе жители прибрежной рыбацкой деревни. Прибывшая к месту крушения наземная спасательная партия, не имела шлюпок, а потому и не могла помочь. Её участники лишь с ужасом наблюдали, как гибли люди на пароходе.

Когда волны снесли пароходную трубу, за которую цеплялись оставшиеся в живых, то погибли все, кто 36 часов надеялся выжить в том аду, перенося ужасные страдания. В живых не осталось ни одной женщины и ни одного ребёнка. Спаслись только 37 мужчин.

Через 27 лет после катастрофы в Баркли-Саунд нашли целёхонькую шлюпку №5 с парохода «Valencia», на которой только слегка в некоторых местах облупилась краска.

Эта находка породила очередную серию побасенок о призраках с погибшего парохода, о скелетах, которые гребут на шлюпке и другие страсти-мордасти.

На фотографии: команда «City of Topeka» спасает людей с плота