30. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

Михаил Самуилович Качан
«Между тем, президент клуба – я снова цитирую Валерия Хенкина, – позвал меня принять участие в обсуждении одного предложения.

И вот четыре человека собрались в «Знаменателе». С одной стороны стола Анатолий Бурштейн и я, а напротив – первый секретарь Советского райкома ВЛКСМ Сева Костюк и директор посреднической фирмы «Факел» Александр Казанцев.

Через несколько лет оказался я под началом Александра Казанцева. Этот импозантный и, несомненно, талантливый человек на поверку оказался типичным авантюристом.

Логика его социального дрейфа привела к тому, что А. Казанцев стал одним из главарей антисемитского общества «Память» [1]. Как хорошо, что Интеграл не связал себя сотрудничеством с этим человеком!

И если бы я имел право продолжить известную русскую пословицу, то сказал бы так: «Лучше уж с дураком потерять, чем с таким человеком найти!» [2]
 
Тов. Костюк предлагает Интегралу крышу райкома комсомола и деньги фирмы «Факел» в придачу.

– Спасибо за предложение! – говорит наш президент. – Для таких, как Валерий, оно вполне уместно (мне тогда ещё не было 25-ти), но не только я, но и многие члены нашего клуба давно уже выросли из коротких комсомольских штанишек, так что, извините, но ваше предложение нам, к сожалению, не подходит! [3]

Как сообщил мне много позже Анатолий Бурштейн, главной причиной его отказа было то, что райком комсомола взамен хотел иметь возможность визировать все программы нашего Клуба, а этого в Интеграле сроду не было и в принципе быть не могло, иначе это был бы уже не Интеграл, а нечто другое.

Вот уж воистину: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!» – заканчивает свой рассказ о встрече с Костюком и Казанцевым Валерий Хенкин.

Примечания:

1.  В 80-е годы.

2.  Поговорка: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти»

3.  Этоn пассаж говорит о том, что Валерий Хенкин, возможно, по молодости, не был соратником и полноценным помощником Анатолия Бурштейна.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/28/155