Змеевик, который не подарят никому

Ярослав Полуэктов
   Жанр: доброжелательная критика - хотите верьте, хотите нет.

--------------------
   Убрали полиэтилен с памятного камня рядом с будущим Сквером памяти (речь о камне из змеевика=серпентинита на месте стихийного мемориала у ТРЦ Зимняя Вишня в Кемерове. Название сквера по-прежнему рабочее).
   Можно, конечно, говорить, что всё это временные решения, а ПОТОМ (при открытии сквера) всё отредактируется и будет гораздо лучше. Вплоть до того, что камень уберётся навсегда (хотя это вряд ли), и заместо камня, и теперь уже в центре сквера, водрузят часовню (какую по счёту в Кемерово, не помните? город православных безбожников типа, ага), или что-нибудь ещё.

   1. Смотрим камушек. А что, сам по себе он красава (без подколов).
Но что-то тревожит.
Думаю себе по-старпёрски, конспирологично: а вот какой-нибудь тёмной ночью, спустится какойнить вертолёт. Спустит лебёдку. Какиенить орлы или сороки-воровки с автоматами подцепят камушек и увезут к себе в гнездо. Ибо полудрагоценный камень на улицах полу-провинциального города, пущай и столица полупролетарского Кузбасса - это поштишто НОНСЕНС, Ну и немного КИТЧ. Это как перстни на пальцах "бедной цыганки". Прости, цыганка. У тебя это стиль, а у нас такое - китч.

   2. Камушек невысок. Это, в общем случае, плюс: когда сообщают о трагедии, не героической, а о бытовой, связанной с преступной халатностью, повлекшей и так далее... то так оно и должно быть наверное: чтобы никакого пафоса.
   Но пафос-таки присутствует: камень-то полудрагоценный: камень-то не обыкновенный валун (хотя бы из серого, чёрного-ли гранита), но претендует на некую РОСКОШЬ.
  Это, ребята, ЗРЯ! Это МИНУС, который перекрывает плюс, обозначенный в начале нашего пункта №2.
  Объясняю долгодумам: смерть и роскошь - они в нашем случае плохо совмещаются. Ибо не времена императора Нерона. А времена преступных случайностей, так похожих на закономерности, каковые идут прямиком от бизнесменов-балбесов, строителей и проектировщиков-неумёх, от взяточников-жадюг и халявщиков по эксплуатации зданий...
  ...Можете сказать, что никакой это и не полудрагоценный камень, а таких миллионы набросаны по всему Уралу, и по всей Горной Шории, может и по Алтаю.
   Так позвольте НЕ СОГЛАСИТЬСЯ. Образ камня именно такой:- шикарный, богатый. Как на могилках цыгбаронов и россворов в законе, уж извините за ассоциации.

   3. Скамеечки поставлены по кругу. Камень высотой с эти скамеечки. Со стороны смотришь, и видишь в первую очередь эти скамеечки, а потом замечаешь вставленный (как коронка в челюсть) памятный камушек. Это, ребята, НЕХОРОШО.
   В центре композиции оказались скамеечки. Они слишком массивны и  зрительно "забивают", маскируют камушек, который, на самом-то деле, являет собой первопричину события. И он - КАМЕНЬ - в первую очередь должен привлекать к себе внимание, а никак не скамеечки по кругу, никак не деревце по центру, никак не назойливо торчащие торшеры, которые несут вспомогательную роль. А поскольку уж без света никак нельзя, то о свете надобно бы было подумать отдельно и специально, а не оставлять старьё. А ежели они не старьё, а новьё, то автор (авторы)  сей композиции снова прокололись: памятный камень ЯВНО ПОТЕРЯЛСЯ в окружении второстепенных элементов.

   4. Постаментик под камушком для цветочков... ну явно МАЛ физически, по площади. Одна корзиночка, ну полторы и скромный букетик. А для второй корзиночки (от президента РФ, например) уже нет места. Президент обидится. И патриарх обидится. Дизайнер тут железно маху дал.

   5. Разворот камушка. Странно, что камень развёрнут по касательной к кругу (почему не по оси к центру? что ли проспект Ленина важнее? Туда камень смотрит?). И получается как-то вот, чтобы прочесть надпись на камушке, нужно этак неловко притиснуться к торцу скамеечки и тогда читать. Если же сфоткать камушек захочется в фас, то те же пассы придётся проделать.
   А если там бабушка сидит? Её придётся чуть-чуть подвинуть, при этом извиниться. А она скажет: "Ты что, милок, толкаешься!" И все твои увещевания, что так архитектор-дизайнер придумал, что это, мол, композиция такая, смотрящая на проспект, и что она чего-то недопонимает, её НЕ УБЕДЯТ.
   Раз скамейка стоит, значит на ней нужно сидеть. Она и сидит. И то, что тебе приходится при этом вступать в пререкания с бабушкой, и объяснять, что такой манёвр среди людей предусмотрен проектом, ей не понравится, пусть даже она окажется трижды русской бабушкой, настоящей патриоткой и у неё самой пятеро детей.
   А ты объясняешь: "А, мол, для демократии это, так сказать, и для слияния с народом сделано: лавочки для переосмысления события так сказать, для скорби оно, а не для сиденья вот так просто, от усталости". А она не согласится, хоть и назовёт тебя "милком". А попросишь бабушку отодвинуться, чтобы она не попадала в кадр, так она тебя ещё и палкой огреет.
   Вот такой придуман дизайнером конфликтный ход.
   А то, что лавочки, скамейки ли, вполне могли разместиться поодаль, дизайнеру-малоформисту-неостилисту на ум не пришло.
  Он решил выстебнуться, потому как на генплане кружки выглядят красиво. И, кроме того, он такие скамейки в европах видел. А все критики "по-евоному" - дураки, гундосы и всем дизайнерам только зла желают.

   Ближе к жизни, РЕБЯТЫ! Гундосы на вас ещё не перевелись.
-----------------


  Вот такие около камушка мысли приходят: Автор (явно из Кемерова! ну не из Нидерландов же, едрён паровоз!) СНОВА НЕ СПРАВИЛСЯ: с почти РЯДОВОЙ композиционной ЗАДАЧЕЙ. А может и не забивал себе голову такой ерундой. Такой, как композиция, акценты, иерархия, социология и так далее.
   Жалко, друзья! Получается, что провинция она и есть провинция - и так почти в каждом (в последние лет 20) художественном акте.
 И все полуэктовские наезды не от того, что Полуэктов - сутяжный пенсионер, а оттого, что МЕЛЬЧАЕТ (местами, но ещё не умерла) архитектурная, художественная, дизайнерская братия в Кемерове (за весь Кузбасс и Россию не знаю).
   Или что НЕ ТЕХ ЛЮДЕЙ ЗОВУТ на важные архитектурные объекты.
   СКВЕР ПАМЯТИ - есть важный архитектурный объект. А памятный камушек - часть этого сквера!!! Визитная карточка, если хотите. ТРИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ЗНАКА!!!
   Ежели кто не согласен, то я с ним здороваться буду осторожней. Других санкций у меня нет.
   В общем, НЕГОЖЕ начинать СКВЕР с откровенных ПЛЮХ!
-------------------------------
ТУТ ФОТО  <<< окончательный вид. Посадите на край ближайшей лавочки старушку и поймёте, что камень развёрнут неудачно.
ТУТ ФОТО  <<< Цветочкам у камушка тесно.  Боюсь, камушек обрастёт цветами и мишками, уложенными просто на булыжник. Или тупо в газон. Так оно и будет, ибо следить за "неправильно уложенными" атрибутами памяти, милиционерам, а ещё пуще нынешним дворникам ЖЭКа или садовникам будущего парка надоест. Игрушечные мишки весной будут утопать в дождевой жиже. Это здорово? Даже если это и временно, разве это есть хорошо?
ТУТ ФОТО   <<< Камень в процессе установки.
   А) Обратите внимание, что пока вокруг него нет лавочек, он выглядит вполне презентабельно: обращает на себя должное внимание.
   Б) Торшеры (жирные!) НЕ В ЖО... ой, не в жилу! Торшер за камнем зачем? Как "задник" он не годится. Лучше, если бы позади камня фоном было дерево: к естественному не бывает претензий, а к торшеру претензия есть: он как кол там. А кол зрительно воткнут в камень.     Это так "остроумно-стёбно" задумал дизайнер? Это произошло случайно? по оплошке, в спешке: у дизайнера в проекте было правильно, а рабочие-монтажники проявили инициативу? Может, приходил мэр, может врио, может Путин, и ткнул кто-то из них пальцем, что, мол, камень должен в направлении проспекта глядеть, а не вбок?
   В общем, причины казуса не знаю. Вижу лишь результат манипуляций.
   В любом случае это нашу профдизайнерскую братию вместе с верховными советчиками (ежели они наличествовали) не только не красит, а хочется каждому из участников этой компании навесить на грудь ярлык: "ТОРОПЫЖКИ, притом бесчувственные".
   Подразумевается, что "эстетическая компонента и формальная мотивация своих действий", у них, извините, сильно недоразвиты. То есть: неправильности  им (дизайнерам) "глаз не режут" (у настоящего художника, мастера это происходит на подсознании), а манера "авось сойдёт" (или, не  дай бог, манера Нарцисса, или, упаси Господи, начальственное "как я сказал, так и будет", бежит у них впереди их мозгового паровоза и катит эстетический процесс поперёк рельс.
  В) Вот разверни ось камушка по направлению к центру круга и всей ахитектурной композиции, и всё мгновенно становится О,КЕЙ.    Если б только не лавки (!), которые встрянут в композицию днём позже, окончательно утвердив власть сырости и хаоса.
   Как говаривал лет этак сорок назад наш кемеровгорпроектовский архмаэстро Кулиев Т.А.: "Эстетика прекрасного целого строится на "чуть-чутях": нарушишь этот "чуть-чуть" и получишь форменное безобразие".

/// Эх, ПРОВИНСИЯ-матушка!!! Розгами бы тебя, да в институтах бы! ///

Метки: Зимняя_Вишня, Тихий_сквер