Размышления о Парадизе. 1

Ремуальд Черняков
Те и уходят, кому нет замены.
Как не пресытишься ими ты, Рай?
Молча уходят за край Ойкумены,
там, где у льдины подтаявший край.
Всё. Не доспоришь уже. Его нету.
Всё. Не докажешь ему ты, что - прав.
Он-то ведь взял и шагнул прямо в Лету,
вмиг правоту свою так доказав.
Он-то ведь взял альпеншток и верёвку,
взял и ушёл на ледник навсегда,
чтобы минутную вашу размолвку
сделала вечной расщелина льда.
Что же уходят за край Ойкумены
раньше всех прочих - давай, подсчитай! -
именно те, кому нету замены...
Ради чего тебе столько их, Рай?
        (Гончаренко С.Ф.)

Какое наслаждение ходить по выставкам, музеям, рыться в художественных альбомах и, кажется,  это никогда не надоест. Великие сами рассказывают нам о себе, об этом мире и о мире воображаемом. Их воображение превышает наше, потому-то они и великие. Они размышляют... Любовь… подвиг.. смерть.  А мы?  Что мы хотели бы узнать с их помощью или могли вообразить что-то без них? Например... существует ли то место, куда мы хотели бы попасть после смерти – есть ли РАЙ?
       Я никогда не видел изображения РАЯ.

Ну, если не считать Босха – правда,  у него это какое-то пустынное место.
РАЙ у него ещё в начале своего существования,  до появления толпы стремящихся туда душ умерших. И изображено  знакомство Адама с Евой (Господи,  когда это было!).  И странно выглядят в Раю кот, поймавший мышку, птица, ловящая рыбу в пруду.  Т.е. абсолютно греховные занятия с точки зрения современных людей. Но ведь животные не могут выбирать свою стезю в жизни, а люди награждены свободой выбора и наказаны ответственностью за поступки.  Вот теперь у Адама появилась Ева (судя по картине, именно в эту минуту!). Ребята сделали свой выбор! И дальше -"Сад земных наслаждений" - всевозможные варианты сладострастия в земной жизни и расплата за выбор - знаменитый «Музыкальный АД»

«Сад земных наслаждений (1503) представляет собой четыре взаимосвязанных сюжета. Картина мира на третий день Творения, когда на земле еще нет ни людей, ни животных, украшает две внешние створки триптиха; рай и сцена встречи Адама и Евы помещены на левую внутреннюю створку; в центральной части изображен фальшивый рай человечества перед Всемирным потопом; а на правой внутренней створке Босх создал жуткую картину ада / ©Museo Nacional del Prado , Madrid/»

А мне вот что интересно - действительно ли РАЙ - это место, где все обитатели счастливы? Или были счастливы? И как они счастливы?
 
«О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»  И.А. Бунин
 
А что такое счастье? Вообще? Для всех? Наверно есть много ощущений, дарящих нам эту …м-м-м… эмоцию(?) -  счастье.  Но ощущения ощущениями, а присутствует ли при этом разум? Или счастье – это безрассудная эмоция? А отсюда, в качестве предположения – может быть, разум мешает счастью? «В великом знании – великая печаль»? Т.е. перед нами всего две дорожки – или не пользуясь разумом оставаться счастливыми "как птицы небесные", как дети или всё-таки пользоваться разумом и становиться взрослыми, мудрыми и… печальными?
 
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
© Наталья Дроздова

Наличие разума предполагает способность делать оценки и прогнозы. А при наличии счастья ? Зачем оценки? Зачем прогнозы? Достаточно – «Я счастлив!». К сожалению, или (простите за тавтологию) к счастью, мы живем в мире оценок – мы оцениваем и нас оценивают. Знакомясь, мы производим оценку - имеет ли смысл продолжать отношения, интересный ли это человек и т.п. Подходя к краю обрыва,  мы оцениваем – опасно или нет? Не слишком ли близко я подошел? Читая книгу, мы тоже оцениваем – интересно или нет, согласен с автором или нет. Выстраивая отношения внутри семьи, мы тоже хотим и похвалить и предостеречь – суп был вкусный, жена моя лучше всех, как умно объяснила мне свою проблему дочь и т.п. А вот парковка машины была неудачной - не надо больше так делать!  Одна из задач детства – научить растущего человека производить самостоятельные оценки и делать выводы. Сегодняшние носители леволиберальных взглядов стремятся доказать, что есть мир счастья без оценок – просто счастья! Таким образом, исходя из первого постулата, – мир безмыслия. Пусть наши дети будут как безгрешные существа, живущие в раю и не отведавшие от дерева познания добра и зла,  и пусть такими останутся навсегда. Странно, что говорят об этом именно леволиберальные последователи З.Фрейда. Этот  человек откусил очень  большой кусок от плода этого райского дерева и раскрыл нам мир подсознания с помощью ключа сексуальности. Это отрицали и против этого боролись консерваторы и в буржуазном мире и в мире коммунистической морали, но активно поддерживали представители левых движений. А теперь именно левые либералы отрицают гендерные особенности человека – заменяя “он” и “она” на “оно”(говорят, что уже появилось требование не произносить слово «Б-г» в мужском роде); запрещая на государственном уровне мужчинам мочиться стоя – а иначе  будет торжествовать “неравенство”; принимая естественные взаимоотношения полов за сексуальные преступления; демонстрируя малышам физиологию и анатомию полового акта; расчленяя живые существа перед школьниками. Отрицается педагогическая практика, которая позволила развиться, выжить и дожить до сегодняшнего дня всему человечеству. И еще – почему-то  утверждается,  что оценками в школе мы оцениваем человека - ученика, а не его знания. Если мой любимый ребенок сегодня нарисовал красный домик, получил пятерку - я его похвалил, а завтра он нарисовал синий домик и получил двойку – он стал менее любимым? Мы оцениваем рисунок или человека? Отсюда вопрос: а как Б-г оценивает человека, завершившего жизнь?  Перестает  ли Он любить созданного Им, или же оцениваются только поступки, а любовь остаётся? Ответа, конечно, нет. Но предположения были всегда и именно поэтому возникли эти понятия “АД” и “РАЙ”. Это ведь тоже оценки уже прожитых жизней. Поэтому давайте вернемся к РАЮ. Ведь это может быть или безрассудное счастье или  счастье, обладающее  знаниями. Как должен выглядеть “Рай” у людей без знаний и у людей со знаниями? Это одно и то же место? А если не одно и то же, то в чем разница? Есть ли что-то, что сможет вознаградить людей на всю вечную жизнь?

Есть как минимум два варианта:
1.    С точки зрения человека, который хотел бы попасть в рай и готов заплатить за это отказом от собственных желаний в земной жизни: РАЙ - это место вечного блаженства, где будут исполняться, возможно, эти же самые желания всегда и по первому требованию;

2.  Это место отсутствия желаний и самоидентификации как награда за аскетизм в этой жизни – нирвана в распылении – нет ни меня, ни желаний, ни счастья, ни несчастья, нет мыслей, нет радостей – пустота.

     «Распыленный мильоном мельчайших частиц,
       В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,
       Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц…» (Г.Иванов)

Этого ли добиваются годами самоистязаний и ограничений?  Возможно, Б-г, зная достаточно низменную природу человека, сотворенного из праха, поднимает его над глупыми прижизненными желаниями мечтой о чём-то чудесном и светлом и растворяет в бесконечной череде “наслаждений”, о которых мы, в этой нашей земной юдоли, не имеем ни малейшего представления.

Вот так, в зависимости от нашего выбора в земной жизни, мы попадаем после смерти именно туда, куда мы попадаем.

Учитывая необязательность наличия разума или даже вредность его для ощущения счастья, можно предположить, что уже здесь на Земле, на протяжении нашей сегодняшней проживаемой земной жизни, мы можем попробовать на вкус и АД и РАЙ. Просто, пока мы не несём на себе груз ответственности за свои поступки, освобождены от житейских проблем и обязательств и каждый наш день тянется бесконечно долго  - в детстве – мы живем в РАЮ (ну, не все, но хотя бы часть из нас - а Рай всем и не обещали!). Но в отличие от РАЯ  небесного – вечного, этот, земной, продолжается недолго ( хотя такого понятия как "долго и недолго" в счастливом детстве нет - в нём всё бесконечно!). А вот потом начинается и реально долго продолжается АД поступков и мук осознания ответственности за них.