Валерия и Евгений

Александр Герзон
               
Они проживали в соседних подъездах  многоэтажного дома. Дом имел форму буквы «П», если смотреть с самолета. Валерия Кармелюк была актриса в местном драматическом театре, а Евгений Гришин работал в опытно-конструкторском бюро.
Они встречались, когда Евгений возвращался  с работы в микроавтобусе своей фирмы, а Валерия шла в театр. Через полгода они кивнули друг другу при встрече, а еще через некоторое время поздоровались вслух.
Ничто не предвещало драматического развития событий.
Потом получилось так, что они улыбнулись друг другу, и  Валерия спросила соседа, как его зовут. Он сказал, и она назвала себя. Евгений улыбнулся еще шире и сказал, что знает ее хорошо по сцене как актрису. Она поблагодарила его, спросила, кто он, и Гришин ответил, что он инженер.
Прошло еще несколько дней, и Валерия пригласила его на спектакль «Коварство и любовь», где она играла главную роль. Он пообещал, что придет и купит билет как можно ближе к сцене. Она засмеялась и пояснила, что в кассе будет контрамарка для него в четвертый или пятый ряд партера. И попросила его после спектакля заглянуть к ней в грим-уборную, чтобы вместе идти домой.
Он поблагодарил еще раз и сказал, что будет за кулисами после того, как занавес закроется, а также поклоны актеров закончатся. Валерия засмеялась, и это был смех радости.
После спектакля он зашел в грим-уборную, смутился под  оценивающими взглядами второй актрисы, но сел и терпеливо ждал. Домой они шли медленно, с наслаждением вдыхая чистый морозный воздух позднего ноября.
Актриса спросила, понравился ли спектакль. Он ответил как-то осторожно, и она потребовала высказаться откровенно и честно, не боясь обидеть ее. Поколебавшись, Евгений все же признался, что ему показалось ее исполнение роли в некоторых моментах недостаточно убедительным. В эти моменты он не совсем верил ей, ему казалось, что она не шла  от внутреннего состояния. Что-то заставляло усомниться в ее собственной вере в предлагаемые обстоятельства. Еще раз повторил, что так было лишь моментами.
Несколько шагов после этого они прошли в молчании.
Гришин  ожидал рассерженной отповеди от известной актрисы, но его спутница вздохнула и  затем как бы выдавила из себя  одно только тяжелое слово:
- Да.
Еще несколько шагов прошли они  в молчании.
Вдруг она спросила, читал ли Евгений Станиславского. Тот ответил утвердительно. Он признался в том, что, будучи студентом МАИ, участвовал в художественной самодеятельности вплоть до  четвертого курса, когда его увлекла серьезная работа над проектом, которая и привела его в опытно-конструкторское бюро, где он трудится сегодня.
- Так вы конструктор? - спросила  она удивленно.
- Да.
- И что же вы конструируете?
- Это военная тайна, я не могу ответить.
- Понимаю. Значит, я вам на сцене не понравилась?
- Вы мне в этой роли нравились и даже очень, но не всегда. Я не вверил вам подчас, когда вы вели разговор со своим возлюбленным … Что-то мешало верить ...
Она захохотала облегченно. Он остановился. Насмеявшись, Валерия сказала весело, что причина банальна. Просто этого актера она терпеть не может, он  сам ее выбивает из роли… Но его не заменить, он крепко держится, хотя и бездарь … Есть прокровители.
И махнула рукой.
Гришин вдруг для себя самого  неожиданно взял ее за руки и стал их целовать.
- Что с вами? - поразилась актриса. - Зачем?
- Кто я такой, чтобы рецензировать вашу игру?! - произнес он горестно. - Мне ли вас критиковать, Валерия? Вы совершенство, вы умная, красивая, талантливая, а я … конструктор!
- Молчите, Евгений, молчите. Вы честный и порядочный человек. И это немало! Я нравлюсь вам, и все же вы сказали  об игре то, что думали, рискуя рассориться со мной. Я не сержусь на вас, нет!
И тогда  он обнял ее  и нежно прижал к себе. Признался, что давно любит ее. И всегда будет любить.
- Я не  думал, что когда-нибудь любовь  придет после того, как жена изменила и мы с ней расстались навсегда.
И он робко попросил Валерию стать его женою.
- Нет, - вскричала она, - нет! Я тебя не стою, милый инженер! Я плохая, я не чистая. Нет, нет!
Вырвалась из его объятий и убежала.
Прошло несколько дней. И Валерия, и Евгений не   могли найти себе места. Ни он, ни она не знали, что  делать. Их сердца рвались друг к другу, а их ум … Их ум работал и во сне, не только наяву.  И результатом этой работы явился звонок в дверь актрисы. Это было рано утром, она с трудом поднялась в непривычный час и открыла дверь. Думала, что это какая-то телеграмма.
- Здравствуй, Валя, - сказал Евгений, входя, оттеснив ее при этом от двери плечом. - Я пришел поговорить серьезно.
Она убежала в ванную, чтобы привести в порядок свое лицо и рот. Он терпеливо ждал ее. Наконец, она вышла и строго спросила, что это за фокусы. Он ответил, что пришел за ее согласием стать его женой. Что он готов, если надо, обменяться исповедями.  Если  это им поможет понять друг  друга. И что начнет он первый.
- Я, Валя, учился в школе очень хорошо, но не прочь был и похулиганить. Я даже срывал уроки тем учителям, которых не любил, и за это отец, водитель-дальнобойщик, лупил меня немилосердно. Да, так было. Потом я связался с нехорошей компанией, мы обворовали киоск, нас вычислили, но срок дали условный. Отец не побил меня за это, было хуже: он плакал. И это так меня потрясло, что я стал на колени и дал ему клятву не воровать больше никогда.
Я окончил школу успешно, отслужил в армии успешно и сдал экзамены в МАИ также успешно. В институте меня положила на себя одна симпатичная девушка, и я впервые познал женщину. Да, Валя, я поздно познал это наслаждение. Я был очень стеснителен. Потом я застал эту девушку с другим студентом в нашей комнате, и она ушла к нему. Потом вернулась ко мне, и я был рад ее возвращению.
Стыдно признаться, я простил ей предательство. Потом я сам ее бросил, так как мне понравилась девушка из консерватории. У нас был  красивый роман. Но недолгий.  Она вышла за профессора. И я от обиды ударился в загул. Стал подрабатывать ночью как ремонтник на метро, разгружал баржи, чтобы водить девиц в ресторан. В общем, запустил я занятия. Меня хотели отчислить.
Я как бы проснулся от жуткой перспективы и дал честное слово  декану, что ликвидирую все задолженности в короткий срок, я бросил пить и гулять, я стал штурмовать науку. Я сдержал слово.
Тут еще вступил я в театральный коллектив, там ребята были умные, интересные, я к ним потянулся. В общем, к четвертому курсу я был на хорошем счету. Мой дипломный проект был довольно смелым и оказался как нельзя  более кстати оборонному делу. Поэтому я завершил учебу, имея отличное направление на работу. То есть прибыл сюда.
Я не женился, хотя у меня бывали небольшие романы. Может быть, вообще не женился бы. Если бы не встретил тебя. Мне кажется, что я по-настоящему люблю тебя. Потому что мне хочется все время быть с тобой рядом, просыпаться утром и видеть твое прекрасное лицо. И еще я хотел бы иметь с тобой кучу детей.
- Ты все сказал, Евгений? Тогда послушай меня. Начну с главного: я не могу иметь детей …
Актриса закрыла лицо руками и заплакала.
- Мы возьмем детишек из детдома, - сказал погрустневший инженер-конструктор.
Она чуть-чуть приулыбнулась.
- Как у тебя все просто. Но послушай мою исповедь.
Я была дочерью очень верующих родителей, меня держали в строгости. В шестнадцать лет я еще ни с кем не целовалась. И тут пришла беда:  отец внезапно умер, у него был разрыв аорты. Мама осталась с нами семерыми. Мы нищали. Я как старшая помогала маме по хозяйству. Мы жили на краю города, у нас был большой огород, корова, гуси, куры, поросята. В школе  я стала учиться хуже, потому что времени готовить уроки не хватало.
На уроке однажды я вошла в интернет и  узнала, что есть курсы секретарей-референтов. Учиться можно вечерами и в выходные дни. Плата не очень большая. Посоветовалась с мамой, и она меня благословила на учебу. Я старалась изо всех сил. А в школе ходила на факультатив по стенографии и усердно овладевала английским языком. На принтере печатала вслепую быстро. Печатала всем, кто просил, чтобы добиться автоматизма качественного. 
И маме помогала, как могла. К счастью, сестренка подросла и тоже стала хлопотать по хозяйству. Даже с удовольствием.
- Ты проявила силу воли, это здорово.
- И еще судьба. В нашем классе училась девочка-испанка, Рамона, я с ней подружилась, и она меня удивительно легко научила своему языку. Видя, как я  способна к этому, она меня и немецкому учила, которым тоже хорошо владела. Так вышло, что я довольно рано овладела стенографией, тремя иностранными языками, компьютером и принтером.
На приставания мальчишек я отвечала грубостью и даже дралась с ними. Потом нарочно стала пачкать лицо и одеваться неряшливо, чтоб не лезли ко мне. Смеешься? Рано смеяться …
- Прости,  не буду.
- Ладно. Прощаю. Итак, я была готова  к работе. Надо было идти предлагать свои услуги. Но … Куда бы я ни пришла, меня не брали. Причина одна: несовершеннолетняя. Я уж было совсем сникла.
Но тут в одном офисе старушка секретарь меня пожалела. Я ей понравилась, а она собралась на пенсию, ей уже было за семьдесят. Проверила она меня. Я неделю сидела рядом с ней, сперва приглядывалась и прислушивалась,  как она работает, а потом сама под ее … ну …
- Контролем?
- Да. Вот именно. Под ее суровым. Работала. Ей понравилось. И она меня рекомендовала хозяину. Тот что-то буркнул, и старушка сказала, что он берет меня с испытательным сроком.
- Так он знал, что ты несовершеннолетняя?
- Знал. Но старушка так меня, видно, расхвалила … Короче, стала я работать. Все было хорошо. Но недолго.  Жена хозяина приперлась, увидела меня и приревновала к боссу. Велела меня уволить. А я работала  очень хорошо. Можешь поверить. И босс ей сказал, что не уволит меня из-за ее дурацких капризов. Тогда она меня заказала …
- Что-о? Наняла киллера?
      - Нет. Она велела начальнику охраны босса убрать меня любым способом. А он уже знал, кто я и как забочусь о своей семье. Я ведь всю зарплату маме отдавала. И он мне сказал, чтоб я убежала подальше, потому что эта дура найдет другого негодяя, если он не выполнит ее приказ. Я была в ужасе. И надо же было встретить в тот день на улице Рамону! Я ей все рассказала. И она мне помогла.
- Девчонка? Каким образом?
- Ее отец работал в ФСБ. Рамона ему рассказала про меня.  Он жену босса вызвал и поговорил с ней. Что за разговор был, я не знаю. Но она от страха уехала после этого в Америку.
- Развелась с мужем?
- Нет, ей же деньги нужны, не развелась. Просто удрала от него и  живет там. А я почувствовала как бы свободу, что ли. Стала макияж наводить … Одеваться стала  … ну, иначе … лучше, чем раньше, эффектнее. Стала выглядеть ой-ой!
- Стала любовницей босса?
- Да, угадал. Не хочу рассказывать подробностей. И я забеременела, Хотела родить даже, но передумала, пошла на криминальный аборт, чуть не умерла … и осталась бесплодной … И стала заливать горе водкой … и … он меня выгнал … и я … не хочу рассказывать, самой противно …  Я уже потеряла тебя, инженер?
- Нет, не потеряла. Ты хорошая. Просто тебе не везло.
- Спасибо. Ты добрый человек. Или в самом деле влюбился по уши. Но я сама виновата. Чего уж хорошего было во мне? Так шло, пока меня не увидел однажды на улице режиссер театра драмы. Там как раз открывалась студия.  Он что-то во мне увидел и уговорил подать документы на экзамены, я как бы проснулась … понадеялась, пришла — и прошла конкурс. Особенно комиссии понравилось, как я читала басню «Мартышка и очки». Да и этюд с трагическим письмом у меня получился неплохо.
Этот режиссер был уже пожилой, он не приставал ко мне, позже сказал, что видел во мне не спивающуюся женщину-красотку, а будущую актрису. Отнесся ко мне, как отец. Я по его требованию  пошла на лечение в психушку. … Пить бросила. Публика меня полюбила. Стала я со временем заслуженной.
Я стала осторожнее в своих недолгих увлечениях. И не нужен был мне никакой муж, потому что свобода была мне всего дороже. Пока тебя не встретила. Странно, ты не актер, не поэт … Ты человек совсем другого круга … Но ты умный,  даже очень …
- Я полюбил тебя с первого взгляда. Я никогда никого не любил по-настоящему, видно. Но тут во мне что-то изменилось, я хочу тебя видеть рядом рано утром и поздно вечером …
- А днем? - улыбнулась она.
- Днем я работаю. Пойдешь за меня? Я принимаю тебя со всем твоим прошлым, потому что ты на самом деле — ангел.
- Не знаю, что сказать. Пока я не готова ответить «да». Я слишком привыкла к свободе. И я не уверена в том, что вообще могу полюбить кого-то. Даже тебя. Хотя ты мне нравишься. Очень.
- Сколько времени тебе нужно на размышления?
- Не знаю.
- Даю тебе три дня. Сегодня — вторник, в пятницу приду.
Но в пятницу он не пришел. Не пришел и в субботу, и в воскресенье. Валерия решила, что инженер просто разлюбил ее после ее . А поэтому можно считать его любовь простой выдумкой. Ну и пусть! Подумаешь! Можно обойтись и без него с его странной любовью.
Проползло  еще несколько дней. И она решила сказать ему в лицо все, что о нем думает. Прошла после спектакля поздно вечером в его подъезд, нашла его почтовый ящик и узнала номер квартиры. Поднялась на девятый этаж в погромыхивающем лифте, нажала на кнопку звонка.
Ответа не было. Она сердилась. Нажала еще  раз, еще. Стала стучать в дверь. Выглянула соседка, пожилая женщина. Спросила, почему такой шум. Ведь Гришин уже две недели в больнице. С ним что-то случилось на работе, поэтому его прямо оттуда «Скорая» увезла. А в какой он больнице — соседка не знала.
 Огорошенная страшной новостью, Валерия медленно спустилась по лестнице. Ей было не по себе. Такой дурой оказалась, что даже нет оправдания. Он не разлюбил ее, он в больнице. Возможно, он в тяжелом состоянии. Надо найти эту больницу!Но как?
 Решила начать с  областной клинической. И чудо свершилось! Он был там. В реанимации. Она повесила трубку. Ей было плохо. Реанимация … Значит, он борется за жизнь …  После утренней репетиции она вызвала такси и поехала в больницу. Ее не пустили к Евгению: еще очень слаб. Она возмутилась, стала кричать, что она его жена, что именно она нужна ему  для выздоровления.
Ее узнали — и впустили.
Голова инженера была перевязана, только один глаз был свободен. Этот глаз был печален, но когда актриса подошла к Гришину, глаз как бы заблестел новым светом.
- Ты нашла меня, Валя? Я знал, что ты найдешь меня, - прошептал сквозь бинты Евгений. - Меня немножко зацепило, когда произошел взрыв … Но теперь я надеюсь быстро …
Он не смог договорить, потому что женщина стала целовать бинты на его голове, шептать нежные слова. Наконец, она подняла голову и стала в гордую позу клянущейся королевы.
- Я  люблю тебя, конструктор, - сказала твердо, уверенно.
- Неверно, - произнес  подошедший врач.
- Что неверно? - рассердилась она.
-  Не то. Неточно. Он не просто  конструктор. Он  главный конструктор, - пояснил врач. - Он гордость нашей страны.
К сожалению, это не есть информация для всех. Разве вы не знали об этом? О его положении и его звании? Да он конспиратор!Хитрец, даже от жены скрывал … Но вы на него не сердитесь. В бреду он только вас звал. Огромная  любовь … Мы все завидовали …  Почему же вы так долго не приходили?

                27 августа 2018 года.