46. Урок 42

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 42

В «нравственности» - моя сила. «Совесть» - божий дар человеку.

Упр. 1. В этом уроке тебе предстоит выполнить два длинных упражнения, длительностью от трёх до пяти минут каждое. Первое - немедленно после пробуждения, а второе - непосредственно перед сном. В обоих случаях, тебе будет необходимо улучить момент, когда ты почувствуешь готовность, то есть сможешь заметить, что твой «ум» спокоен и может, какое-то время, побыть «наедине» с твоим «Я», не отвлекаясь на заботы предыдущего дня и ночные сновидения - утром, и прошедшего дня - вечером.
Как ты придёшь в это состояние или приведёшь себя в это состояние, - не так уж и важно. Но, правильнее всего, будет добиться этого повторением, с закрытыми глазами, со вниманием и осмыслением «идеи» предстоящего тебе урока – В «нравственности» - моя сила. «Совесть» - божий дар человеку. – Это будет, по сути дела, - один из вариантов «умной молитвы», только составленной не из фразы псалма, а из догматической мысли, напоминающей о Евангелии и скоординированной с мыслью евангельской, богословской и аскетической. Примером подобной фразы является «молитва Иисусова».
Насколько долго тебе понадобится повторять «идею» урока не имеет большого значения. Время подготовки для выполнения этих длинных упражнений зависит только от обстоятельств твоего сегодняшнего расписания - утром и твоего состояния - вечером. Если ты ограничен временем или самочувствием, и не можешь привести себя в нужное состояние в приемлемые сроки, отложи выполнение этого урока на тот момент, когда тебе это удастся лучше. Если ты совершил утреннее упражнение, а для вечернего не смог «собраться», не сокрушайся чрезмерно. Снова выполнишь оба упражнения в другой день. Если же тебе не удалось утреннее упражнение – не приступай и к вечернему! – отложи его на другой день, выполнив оба, как тебе и предписывает методика этого урока.
Выполнение упражнения начинается с того, что, почувствовав свою сосредоточенность, при повторении «идеи» урока с закрытыми глазами, - ты, открыв глаза, оглядишься вокруг себя. Затем снова закрой глаза и опять повторяй «идею» урока, на этот раз очень медленно, как будто глубоко погрузился в свои размышления о ней и её практическом смысле и значении для себя. Повторяя «идею» урока, думай о том, что из виденного тобой вокруг себя имеет непосредственное отношение к этой «идее» и каково это отношение, с точки зрения практики твоей повседневной жизни.
К примеру, ты можешь задаться вопросом:
- «Каково нравственное качество бытия этой табуретки, чашки или ручки? Как Бог лично участвует в дарении бытия этой вещи?»
или:
- «Эта вещь личный дар Бога для меня! Достойно ли я использую эту вещь? Как чувствует себя моя “совесть”, когда я вспоминаю о том человеке и о тех людях, с которыми она меня связывает?!»
Для выполнения упражнения годится почти что любая твоя мысль! Ты даже можешь поразиться тому, какое большое значение и распространение имеет «нравственность» в твоём мышлении, если понимать «нравственность» в догматическом контексте, связанном с «Курсом …». Только дай себе возможность, свободно, без цензуры «эго», оценить свои мысли с «нравственной точки зрения», и ты не сможешь не заметить, что твой «разум» находится под давлением не твоей «воли», и ты позволяешь «безнравственным» оценкам своих мыслей вторгнуться в свой «разум».
Может статься так, что никакая мысль – «не идёт тебе на ум». Тогда открой глаза и повтори «идею» урока, медленно обводя взглядом вокруг себя. Потом снова закрой глаза, и опять повторяй «идею» урока, продолжая оценивать мысли своего «сознании» в свете предложенной тебе «идеи».
Напоминаем, что активный поиск мыслей, для их оценки по «идее» урока, не соответствует методологии наших упражнений. Стремись к тому, чтобы поток мыслей выстраивался сам. Не подключай к этому активную часть своего «сознания», ибо, не забывай об этом, там властвует твоё «эго».
Если ты чувствуешь затруднение, целесообразней использовать время упражнения, чередуя медленные повторения «идеи» урока с закрытыми и открытыми глазами, нежели напрягаться в поисках и оценках ускользающих мыслей. Пусть ты и не выполнишь упражнение, но, зато, заложишь базис его успешного выполнения в будущем.
Число коротких упражнений, в сегодняшнем уроке практически не ограничено. Простое повторение, со вниманием, «идеи» этого урока – уже и есть первый шаг к собиранию мыслей воедино на основании евангельской нравственности, и конструирование того фундамента, на котором ты будешь пытаться построить «единую систему мышления», внутри которой не будет недостатка в необходимой тебе «нравственности» и не будет включено ничего противоречащего твоей «совести». Другими словами, - Твоя «совесть» не будет страдать из-за твоего непонимания её сути.
Чем чаще ты будешь повторять «идею» урока в течение дня, тем больше будешь напоминать себе, цель всего данного «Курса …», утверждая то, что она для тебя важна и, что ты не забыл о ней.

Комментарий 1. Эта «идея» включает в себя два понятия, чрезвычайно важных и весьма основательных для тебя! И устанавливает причинно-следственные связи между ними, объясняющие, почему тебя ждёт гарантированный успех в достижении цели, поставленной данным «Курсом …», если ты только усвоишь эти понятия и связь между ними. Твоё прозрение - в Воле Бога. Ибо Его сила и могущество «дарят» тебе, и «совесть», и «нравственность», и связь между ними. - Это Его «дар», а не твоя собственность! – и видение этого «дара» позволяет тебе одержать победу над своим «эго», если ты только этого захочешь.

Комментарий 2. Бог – «образ» твоей истинной силы, и Бог – «образ» твоего истинного «разума». А это значит, что усвоить себе Его «дар», о котором мы и говорим здесь, возможно, - где и когда угодно.
И твоя способность сделать это не зависит ни от каких внешних обстоятельств.
Твой переход в «вечность» не во власти случая.
Бог всегда тебя ожидает в своём Царстве. Такова Божья Воля и таков Его «дар».