Фотография напомнила...

Сергей Каратов
Сергей Каратов
1 мин. ·
Май 1971 год. Я в городе Ухта. Жду отправки на реку Ёлва в летнюю экспедицию по поиску месторождения газа и нефти. Работать будем в районе этой реки на юге Коми республики, отрабатывая берега взрывами. Стоянки будут меняться по мере прохождения вдоль русла реки в течение двух месяцев. Впечатлений было выше крыши: сначала снег, вертолет сел на подгогтовленную площадку из бревен (на первой стоянке уже прибыли рабочие и соорудили помост, а также вовсю смолили лодки для сплава по реке). Спали в палатках, хотя ещё сугробы стояли по пояс. Но рабочие угостили нас березовым соком, который они собирали в разные стеклянные банки с надрезанных берез. Утром проснулся от голоса кукушки. Мы с оператором партии (он же и начальник) начали проверять оборудование. Для этого выбрали болото, и я стал там закладывать взрывчатку. Каждый взрыв записывали, смотрели записи, чинили и отлаживали записывающие приборы. От взрывов болото превратилось в озеро с желтой водой. Я входил в него в бродовых сапогах, а на дне - лед. Поскользнулся и чуть не зачерпнул воды... Но взрывчатку удержал. Под один из взрывов в болото заплыла ондатра. Её вынесло метров на семьдесят вверх. Мне так жалко было эту водяную крысу. Но уследить за животными невозможно. Птицы иногда попадали под взрывы, а про рыбу и говорить не приходится. Буровики нарушали правила и старались закладывать скважины близко к воде, где легче бурить в песке струёй воды из помпы. Рыба после взрыва всплывала, и мы с мотористом собирали её, а на базе сдавали на кухню. Брали мы только крупных хариусов и сигов (в пределах килограмма или полутора). Повариха готовила уху. Хотя бы какая-то польза была. Природа преображалась перед нами во всех её проявлениях: ледоход на реке, льдины идут по реке, ударяясь о прибрежные деревья и сдирая с них кору. Потом долго держится высокая вода, потом умиляют взор цветущие поляны, мощные дожди, и снова внезапное затопление оставленной на объекте техники (скажем красные бензомоторные помпы утонули, и мы их видели на глубине около метра). Также затонули поляны с желтыми купавами. На каждой стоянке я забрасывал антенну на дерево и слушал музыку. А ещё нравилось удить рыбу в свободное время,читать книги. Читал очень много: всю дорогу, уплывая на объект, я открывал книгу, а моторист выруливал по реке, обходя мели и упавшие на воду деревья. Мы дружили с девушками, которые проходили практику в партии, учась в геологическом институте. Играли в волейбол, купались, загорали, вместе дежурили на аммональном складе. Было весело. Случались и курьёзы: одна девушка потеряла винтовку во время дежурства. Чуть не сняли с работы старшего взрывника. Хорошо, что винтовка оказалась в реке не на глубоком месте. Случайно нашли, и инцидент был исчерпан. Позднее я написал повесть "Таёжная любовь"и опубликовал её в журнале "Наша улица".
Это была последняя моя партия - летняя на реке Ёлве. Потом на вертолёте мы возвращались в Ухту. В конце сезона я попал в городок Княжпогост и зашел в редакцию местной газеты, где оставил стихи про реку Ёлву. Их опубликовали и номер газеты выслали в Миасс, куда я вернулся, чтобы готовиться в Литературный институт.