Раб Божий Владимир

Алексей Бакулин
«Первый дом, вспоминаемый отчётливо. Два этажа. Верхний — наш… Всё это — территория стариннейшей грузинской крепости под Багдади… На валах бойницы. За валами рвы. За рвами леса и шакалы. Над лесами горы. Подрос. Бегал на самую высокую. Снижаются горы к северу. На севере разрыв. Мечталось — это Россия. Тянуло туда невероятнейше».

                В.В. МАЯКОВСКИЙ. «Я САМ»


Вот посмотрите: всё вышенаписанное Маяковский обозначил как самые драгоценные, самые любимые воспоминания детства — старая грузинская крепость, за крепостью лес, за лесом Россия, — и тянет туда «невероятнейше»! Заметьте же теперь, что и вся жизнь у Маяковского прошла именно так: в крепости чужих идей, в лесу заблуждений, а за лесом — Россия, и тянет туда, тянет…

Обвинять Маяковского — дело лёгкое и безопасное. «Он был коммунистом!» Точно, был. «Он был безбожником!» Был и безбожником. «Он требовал сбросить Пушкина с корабля современности!» И тут нечего возразить. «Он — самоубийца!» Ну что ж, пока противоположное мнение не признано официально, приходится признать, что и это правда.

Есть, конечно, такие слова, сказанные другим классиком по другому поводу: «Полюбите нас чёрненькими — беленькими-то то нас всяк полюбит!» Простой и очень православный совет, но у кого хватит сил его исполнить? Да и зачем? Больно он нужен, этот Маяковский!

— Маяковский вот...
                Поищем ярче лица —
недостаточно поэт красив. —
Крикну я
                вот с этой,
                с нынешней страницы:
— Не листай страницы!
                Воскреси!

Сердце мне вложи!
                Кровищу —
                до последних жил.
В череп мысль вдолби!
Я своё земное не дожил,
на земле
              своё не долюбил…

Что хотите буду делать даром —
чистить,
            мыть,
                стеречь,
                мотаться,
                месть.
Я могу служить у вас
                хотя б швейцаром.
Швейцары у вас есть?..

Я любил…
                Не стоит в старом рыться.
Больно?
           Пусть…
                Живёшь и болью дорожась.
Я зверьё люблю —
                у вас
                зверинцы
есть?
          Пустите к зверю в сторожа…

Воскреси
               хотя б за то,
                что я
                поэтом
ждал тебя,
                отринув будничную чушь!
Воскреси меня
                хотя б за это!
Воскреси —
                своё дожить хочу!

 

Это он к нам обращается.

Вот вы говорите: «Безбожник»… Я не хочу с этим спорить — может быть, только уточнить формулировочку… Может быть, не безбожник, а человек, Бога искавший, но — по разным причинам — не нашедший? Знаменитейшее его богохульство из «Облака в штанах», четыре молодецких выкрика — и все четыре перекрываются одним словом:

Эй вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду! —

Глухо…

Вселенная спит…

Глухо… Не докричаться до Неба молодцу, не растревожить небесный покой… Надо как-то иначе подходить к Богу… А как? Этого он так и не понял. Мы — умные, мы поняли и потому имеем право пинать всех прочих. А он не нашёл пути, заблудился, сбился с дороги, погиб — вот смеху-то!

Не так давно пересматривал фильм «Барышня и хулиган» — ну, тот самый, немой, с Маяковским в главной роли, — и наткнулся на любопытный кадр. Вы помните, хулиган, главный герой фильма, в конце концов погибает… Вот он лежит, умирающий, в постели, и мать пригласила к нему священника; батюшка протягивает крест бедняге, и тот кротко, с любовью целует крест… Ничего особенного, верно? — но сам вид Маяковского, благоговейно целующего православный крест, — на это стоит посмотреть! Причём, во всей этой сцене ни малейшей фальши вы не заметите, никакого актёрства,  экзальтации, — всё очень просто и чисто — православно.

Любопытно ещё и то, что Маяковский снялся в нескольких фильмах, но до наших  дней сохранился только этот — с целованием креста.

Воспоминание о Боге, о небесах, о чём-то, когда-то увиденном, когда-то захлестнувшем душу, но давнем, безнадёжно забытом, кочует у Маяковского из стиха в стих, мучительно и неотвязно. Он хочет избавиться от этого воспоминания, хочет заглушить его — но оно настойчиво возвращается. Всякий, знающий стихи Маяковского, без труда найдёт соответствующие строки.

Вы вот напоминаете мне:

— Чтобы в мире
                без Россий,
                без Латвий,
жить единым
                человечьим общежитьем

— (глобалист!) или даже:

— Я не твой, снеговая уродина… —

(«Не патриотично!»). А я вам скажу: мир «без Россий, без Латвий» — это Россия, ставшая целым миром. По существу, все разговоры о «мировой революции» в русских устах всегда означали: «весь мир перестроим на русский лад» — и ничего иного. И у Маяковского так же.

Отечество
                славлю,
                которое есть,
но трижды —
                которое будет

— вот именно эту всемирную Россию. Это — лучший патриотизм, патриотизм, признающий, что у родной страны есть не только великое прошлое, но и великое будущее. Патриот, обернувшийся назад, споткнётся на первом шаге, упадёт и больше не встанет. Что мы и наблюдаем сейчас.

А что мы можем противопоставить патриотизму в понимании Маяковского? Помните?

Потомки,
                словарей проверьте поплавки:
из Леты
            выплывут
                остатки слов таких,
как «проституция»,
                «туберкулёз»,
                «блокада».
Для вас,
                которые
                здоровы и ловки,
поэт
       вылизывал
                чахоткины плевки
шершавым языком плаката.

Это тоже к нам обращение. Ну и как, уважаемые господа потомки? У вас не горят щёки, когда вы читаете это? А между тем вы только что получили изрядную пощёчину.

…Сидят
           в грязи
                рабочие,
сидят,
          лучину жгут.
Сливеют
              губы
                с холода,
но губы
шепчут в лад:
Через четыре
                года
здесь
         будет
                город-сад!

Что же, Маяковский ли виноват, что сад получился жидковат, что уважаемые потомки его повырубили и загадили? Мне, между прочим, эти стихи остро напоминают пронзительное некрасовское:

Братья, вы наши плоды пожинаете.
Нам же в земле истлевать суждено.
Всех ли нас, бедных, добром поминаете?
Или забыли давно?

Много вас, всех не упомнишь…

Как легко не простить Маяковского! Как легко тыкать Есенина носом в «Балладу о двадцати шести», в «Инонию», в «Русь Советскую»! Но я хочу сказать всем непримиримым: если, конечно, вы русские люди, задумайтесь о том, что и Маяковский, и Есенин были на ту пору голосом большей (а может быть, и лучшей) части русского народа. Они писали то, что народ чувствовал. Кто ошибался, а кто был прав — предоставим суд Богу. Но не простить Маяковского — значит не простить русских. Не простить своих дедов — если, конечно, вы родились не из пробирки.

Если уж говорить об ошибках Маяковского, то самым чудовищным образом он ошибся, когда возомнил себя юмористом. Вращаясь в той национальной среде, где смехачество есть и высшая мудрость, и добродетель, и способ борьбы за существование, он невольно подстроился под общий лад и стал писать «смешно». О роковой промах! Человек, которому был дан невероятный талант трагика, начал кривляться со скоморохами! Бетховен принялся писать комические куплеты для эстрадников! Страшно подумать о том, чего мы лишились и взамен чего нам даны все эти «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Сплетник», «Ханжа», «Трус» и так далее, и тому подобное…

Давайте же не будем забывать, что Маяковский, в первую очередь, — великий русский поэт. Это само по себе дорогого стоит. Он показал, что на русском языке можно создавать мощные стихотворные симфонии, — ничего подобного никто до него не делал. Можно было бы, дабы не огорчать наших очень правильных идеологов, выбросить Маяковского с корабля современности (он ведь и сам сбрасывал с него Пушкина, — хотя, правда, потом сам же и втащил его обратно: мол, «давайте подсажу на пьедестал!»)… Можно сбросить. Переживём. Чего мы только не лишались за последние сколько-то лет. Но… Сегодня одного сбросим, завтра — другого. Глядишь, и до Есенина доберёмся… А после — какие тормоза? Вали всех за борт!.. Всё равно пропадаем!

…Есть целая книга о том, что самоубийство Маяковского было вовсе не самоубийством (Валентин Скорятин. «Тайна гибели Владимира Маяковского». М.: Звонница-МГ, 1998). Книга весьма убедительная, и убедительнее всего в ней то, что автор, не дописав её, как-то слишком скоропостижно скончался. Впрочем, я никого не призываю молиться об убиенном рабе Божием Владимире. Не надо бежать впереди паровоза. Нагонит, раздавит. Я прошу только: женщины, поплачьте о нём немного. Всю жизнь он искал Бога, искал любовь, искал верную дорогу; не нашёл ни того, ни другого, погиб неприкаянным. Поплачьте о нём. Мужчины, скажите просто: «Жаль человека…»