258 Военно-морская почта 06 июня 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

258. Военно-морская почта. 06 июня 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, среда 06 июня 1973 года, дневная температура: мин.: 10.4°C, средняя: плюс 13.5°C тепла, макс.: плюс 17.5°C тепла, 1.9 мм осадков, слабый дождь.

Нарушив традицию, в среду 06 июня 1973 года я сделал следующую запись в своём дневнике-ежедневнике не поздно вечером (ночью), а утром, когда начался мой первый "рабочий" день в роли корабельного почтальона:
06 июня 1973 ср
Сегодня первый день Сашки – почтальона. Всё хорошо. Все довольны, но мне ничего нет. Документов на отпуск даже не подавали в строевую часть! Жаль. Срок проходит. Надо «нажать» на штангу!

Рано утром, ещё до сигнала "Подъём!", я встал, оделся потеплее, взял с собой сетку, в которой наш первый корабельный почтальон Юра Казённов носил посылки и бандероли, доложил сонному дежурному по кораблю, что готов идти на почту, получил его разрешение, тоже самое проделал на юте БПК "Свирепый" с вахтенным у трапа и "почапал" по мокрой от мелкого дождика диабазовой мостовой  причала №63 к зданию базовой почты.

Возле почты ещё никого не было, двери были закрыты на ключ, поэтому я, как нахохлившийся птенец, скукожился от сырости на верхней площадке крыльца, вобрал голову в плечи, поднял воротник бушлата, чтобы прикрыть шею от утреннего холода, сунул руки в карманы и прислонился к карнизу окна, за которым (я это видел) мелькали тени работников почты. Здание почты располагалось неподалёку от закрытых решетчатых ворот и высокого кирпичного забора с густой колючей проволокой наверху соседней военной базы типа "арсенала", которую охраняли вооружённые карабинами женщины ВОХР. Они то прохаживались вдоль своей стороны забора, то стоя спали под навесом своей будки для часовых, то иногда подходили близко к прутьям металлических ворот, чтобы перекинуться парой слов с матросами с наше стороны забора. Ходили слухи, что с этими "вохровками" можно "договориться" и получить от них то, чего хочет каждый мужчина...

Я стоял возле окна, из форточки которой мы получали от "царицы почты" бумажные многослойные мешки с письмами и газетами и думал о том, как мне выполнить приказ замполита и написать для самого себя инструкцию об обязанностях корабельного почтальона. Вдруг форточка открылась и грубый густой женский голос недовольно спросил: "Тебе чего?" и я машинально, по инерции своим мыслям, ответил: "Инструкцию для почтальона".

За форточкой возникла тишина, даже тени перестали мелькать, а потом раздался такой многоголосый хохот, что я сразу же проснулся. Сзади подходили другие корабельные почтальоны и спрашивали меня, почему так весело смеются "почтари", но я отмалчивался, потому что и сам понимал всю глупость мною сказанного ранним дождливым утром на паперти базовой почты. Мне было стыдно, неловко и я только ещё глубже натягивал свой берет на стриженную голову, боясь, что эта смешливая "бабища" меня запомнит в лицо.

Началась обычная утренняя процедура выдачи почты: "царица почты" выкликала название корабля по списку, начиная с самых уважаемых боевых кораблей, "расквартированных" в ВМБ Балтийск, то есть крейсер "Октябрьская Революция" (она называла его "Октябрина"), БПК "Образцовый" (этот корабль за глаза моряки называли "Образина"), затем БДК (большие десантные корабли), ЭМ (эскадренные миноносцы) и только после них - БПК пр.1135 по порядку: БПК "Бдительный", БПК "Бодрый", БПК "Свирепый", БПК "Сильный". После нас почту получали все остальные корабли и вспомогательные суда. Правда, ещё приходил молчаливый независимый старшина из штаба 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ, молча без всякой очереди подходил к окну, молча получал мешок и также молча тут же уходил. Мы с ним не разговаривали и не обращали на него внимания, как будто его и не было...

В этот раз извещений на получение посылок, бандеролей и денежных переводов не было, мне незачем было заходить внутрь базовой почты, поэтому я очень удивился, когда "царица почты" назвала имя нашего корабля, вручила мне тощий мешок с постой и вдруг сказала: "А ты, морячок, зайди на почту". Я с трудом открыл скрипучие высоки двери на сильной пружине, протиснулся внутрь почты и невольно беспомощно начал оглядываться, к кому же мне обратиться. Меня позвала к себе пожилая женщина, одетая в какую-то странную старую шинель, накинутую на плечи.

- Зачем тебе инструкция почтальона? - строго спросила меня эта женщина.
- Я первый раз почтальон, - нескладно ответил я. - Получил приказ от замполита написать для самого себя какую-то инструкцию об обязанностях почтальона, а я ничего об этом не знаю. Хотел посмотреть, как эта инструкция выглядит.
- Что у вас там? Делать больше нечего? - недовольно пробурчала эта женщина, но вдруг подняла из под полы шинели руку и подала мне три старых растрёпанных листа бумаги, на первом из которых я прочитал полустёртые машинописные слова: "Должностная инструкция почтальона".
- Стой здесь и читай, - строго сказала пожилая женщина. - С собой дать не могу - единственный экземпляр. Так что, запоминай.

Я бегло, с трудом разбирая стёршиеся машинописные слова и буквы, читал инструкцию, почти ничего не запоминал, но делал вид, что внимательно читаю, а сам прислушивался и краем глаза приглядывался к тому, что делалось вокруг. Корабельные почтальоны, толкаясь и пихаясь, толпились у прилавков, оформляя получение или отправку посылок и бандеролей, кто-то заполнял формуляры, кто-то надписывал конверты заказных писем, кто-то оформлял подписку на газеты и журналы, короче, - вокруг кипела обычная почтовая жизнь, только я, как дурак, стоял и делал вид, что серьёзно занят чтением должностной инструкции почтальона.

Ребята сомтрели на меня, как на идиота, а я вежливо поблагодарил пожилую женщину в странной шинели, вероятно, образца начала Великой Отечественной воны, вернул ей листки должностной инструкции, забрал свой тощий мешок с почтой и вышел из здания почты. Всю дорогу до корабля я ругал себя "последними словами" за излишнее своё любопытство, которое превратило меня в глазах насмешливых корабельных почтальонов и работников-служащих базовой почты в какого-то "идиотика".

Рассортировав почту и раздав письма дневальным по кубрикам, я аккуратно подшил в подшивки свежие газеты и отнёс соответствующие экземпляры газет по каютам офицеров и мичманов, причём в сами каюты, как сказал мне Юра Казённов, заходить было "не велено", а надо было передавать газеты вестовым, то есть матросам, которые прибирались в каютах офицеров. После этого я уже мог заниматься своими обычными и корабельными делами: завтрак, приборка, учёба-работа, выполнение указаний и приказаний начальства. Именно в этот момент я узнал, что в строевую часть БПК "Свирепый" не поступили мои отпускные документы...

Мой непосредственный начальник заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Л.В. Бородавкин ранее сказал мне: "Шестого июня будет твоим последним днём на корабле и ты поедешь домой в отпуск, чтобы успеть к выборам". Однако оказалось, что он не оформил мои отпускные документы: распоряжение, отпускное свидетельство, финансовые документы и т.д., поэтому я "остаюсь на корабле на неопределённое время"... Мягко говоря, я обиделся.

Сопя носом от раздражения и злости, я вернулся в ленкаюту и решил сначала "забить на всех и на всё болт с газовой резьбой", но потом, будучи не в силах терпеть душившую меня злость, приступил к выполнению запланированных работ. Сначала взял Наставление о военно-полевой почты и решил на его базе сочинить для себя положение о военно-морской почте БПК "Свирепый". При этом, в процессе работы, я вдруг отчётливо увидел-вспомнил текст должностной инструкции почтальона.

Согласно Наставления в Советской Красной Армии и Военно-Морском Флоте СССР для обслуживания почтовой связью в военное время войсковых частей, кораблей, соединений, штабов, учреждений и заведений Красной Армии и Военно-Морского Флота и состоящего в них всего личного состава с объявлением мобилизации организуется служба полевой и военно-морской почты. Органами Управления полевой и военно-морской почты являются: Центральное военное, управление НКСвязи; Управление полевой связи ИКС фронта; отделы полевой связи ИКС при штабах армий; военно-морские дислопочтовые части флотов (флотилий). Учреждениями полевой и военно-морской почты являются: военно-почтовые сортировочные пункты; военные бюро контроля переводов; военно-почтовые базы армий; полевые почтовые станция при штабах фронтов, армий, корпусов, дивизий, отдельных бригад, авиасоединений и станциях снабжения; военно-морские почтовые отделения военно-морских баз флотов (флотилий); военно-морские постовые станции соединений и частей, удаленных от базы флота (флотилии); войсковые почтальоны (экспедиторы) при войсковых частях, кораблях и учреждениях Красной Армии и Военно-Морского Флота (все данные из Положения от 2016 года - автор).

Оказалось, что "воинские почтальоны" - это экспедиторы, которые "выделяются из штатного состава войсковых частей, кораблей и учреждений распоряжением командира части, корабля и начальника учреждения" (далее будет только упоминание кораблей - автор). Корабль "обеспечивает почтальона (экспедитора) необходимыми средствами передвижения до полевых и военно-морских почтовых станций и имуществом для хранения корреспонденции". Оказалось, что почтовыми работниками должны быть квалифицированные люди, окончившие "спецкурсы полевой и военно-морской почты". а почтальонами - специально обученными военнослужащими или военнообязанными. Воинские почтальоны (экспедиторы) по вопросам несения полевой и военно-морской почтовой службы выполняют указания начальников полевых и военно-морских почтовых станций (отделений), к которым приписан на получение корреспонденции данный корабль, руководствуясь специальной Инструкцией воинскому почтальону (экспедитору). Вот она! Значит я был прав! Куда же в армии или на флоте без устава или инструкции?!

А дальше всё пошло, как по маслу... ясно и понятно: "К приёму в адрес кораблей и моряков и к приёму с флота допускаются следующие виды почтовых отправлений:
простые открытые и закрытые письма и бандероли;
заказные открытые и (закрытые) письма и бандероли;
посылки без объявленной ценности весом до 8 кг;
почтовые денежные переводы; письма с объявленной ценностью до 500 рублей;
периодические изданий (газеты, журналы и др.)".
При этом "вес посылок, отправляемых кораблями с вещами мобилизованных, убитых и служебных посылок почтовых учреждений, может быть увеличен до 20 кг, а с подарками для кораблей вес посылок не ограничивается. Письма с объявленной ценностью свыше 500 рублей могут приниматься только в адрес Госбанка и от последнего. Служебные ценные письма почтовых учреждений принимаются без ограничения.
е). Все остальные виды почтовых отправлений на флот, а также обратно к пересылке не принимаются". Вот теперь мне всё стало ясно...

Естественно приём, обработку и доставку секретной и совершенно-секретной корреспонденции
полевые и военно-морские почтовые учреждения не производят, для этого есть органы и средства спецсвязи. Простые письма и почтовые карточки, отправляемые из армии и с военно-морского флота военнослужащими рядового, командного и начальствующего состава пересылаются бесплатно также, как и простые письма и почтовые карточки, адресованные на имя военнослужащих рядового, командного и начальствующего состава, а также на имя кораблей. Все остальные виды почтовых отправлений, установленные к пересылке в действующую армию и на военно-морской флот и обратно подлежат оплате согласно существующим тарифам.

Исходя из Наставления и Положения о военно-полевой и военно-морской почте, основными моими задачами в должности корабельного почтальона службы военно-полевой почты были:
приём и отправка "в тыл и из тыла" и доставка адресатам на корабле почтовых отправлений, адресованных личному составу экипажа корабля и принимаемых от него;
приём, отправка и доставка несекретной служебной корреспонденции корабля;
приём и доставка адресатам на корабле газет, журналов и иных периодических изданий.
Кроме этого, я должен был "в любых условиях боевой обстановки обеспечивать бесперебойную работу корабельной почты, полную сохранность всех почтовых отправлений, своевременную доставку и вручение почтовых отправлений адресатам". При этом я должен был отвечать "за сохранение следующих служебных сведений полевой и военно-морской почты, являющихся военной тайной:
- количество проходящих через корабельную почту почтовых отправлений;
- направление движения корабля и смену местонахождения корабля;
- количество и группировку приписанных к кораблю номеров полевых почт (кодов, шифров, иных цифровых обозначений корабля);
- предполагаемое изменение пунктов обмена и дислокации (то есть местонахождения) различных учреждений военно-полевой и военно-морской почты.

Я немного оторопел от обилия и важности сохраняемых в тайне сведений о военно-полевой, военно-морской и корабельной почты, но у облегчением прочитал в Наставлении, что "штабы и политорганы обязаны оказывать службе военно-полевой и военно-морской почты всемерное содействие в выполнении возложенных на неё задач". Кроме этого, я узнал, что наша базовая почта - это скорее военно-почтовый сортировочный пункт, который организует сбор, сортировку и направление по адресам почтовых отправлений и периодических изданий. Корабельные почтальоны, выделяемые приказом командира корабля для получения почты и газет и доставки их адресатам, а также для почтовых отправлений от адресатов и сдачи их в военно-полевые и военно-морские пункты, станции и агентства, тоже входят в структуру этих почт. Естественно на всех уровнях структуры и организации военно-полевой и военно-морской посты есть свои управления, отделы и начальники.

Я немного подумал, представил себе, как буду общаться с работниками и служащими на нашей базовой почте и с моряками на корабле, и выписал себе на лист из рисовального блокнота список видов почтовых отправлений корабельной почты БПК "Свирепый":

К пересылке через военно-полевую и военно-морскую почту разрешаются следующие виды почтовых отправлений:
- простые (частные и служебные) открытые и закрытые письма и бандероли;
- заказные (частные и служебные) открытые и закрытые письма и бандероли;
- посылки (без объявленной ценности) с вещами мобилизованных, убитых и пропавших без вести военнослужащих, отправляемые воинскими частями, а также посылки с подарками в адрес корабля, отправляемые предприятиями, учреждениями и организациями (весом до 20 кг);
- посылки военнослужащим, адресованные на полевую почту, и от военнослужащих в тыл страны.
(для всех указанных посылок устанавливается норма отправки посылок, их вес и предельная сумма объявленной ценности);
- денежные почтовые переводы;
- письма с объявленной ценностью до 500 рублей;
- ценные письма с облигациями госзаймов от всех отправителей, также все виды ценных писем от полевых органов Госбанка и от учреждений военно-полевой почты, без ограничения сумм ценности;
- периодические издания (газеты, журналы, листовки и т.п.).

Все остальные виды почтовых отправлений, разрешаемые к пересылке через гражданскую почту, к пересылке через военно-полевую или военно-морскую почту не принимаются. Секретные и сов. секретные пакеты к пересылке через военно-полевую или военно-морскую почту не принимаются.

Отдельно большими печатными буквами и красной тушью я написал: "Именные простые письма и почтовые карточки, отправляемые военнослужащими через военно-полевые и военно-морские почтовые учреждения, воинские части, учреждения и заведения Советской Армии, пересылаются бесплатно. Также бесплатно пересылаются личные простые письма и почтовые карточки, адресованные военнослужащим Советской Армии, и посылки с вещами мобилизованных, пропавших без вести и убитых военнослужащих".

Гордый проделанной работой, я вывесил на переборке ленкаюты этот список и подумал, что у нас на корабле теперь будет своя "корабельная почта". Ребята приняли этот список с пониманием, но замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин вскоре приказал мне снять этот список, потому что ему не понравились слова " посылки с вещами пропавших без вести и убитых военнослужащих"... В старом Наставлении и новом Положении о военно-полевой и военно-морской почте было ещё очень много интересных сведений, но они касались конкретно внутренних вопросов организации работы и ответственности этих почт, поэтому я их пропустил и сконцентрировался на своих обязанностях корабельного почтальона. При этом я решил, что должностная инструкция корабельного почтальона должна быть максимально краткой и точной...

Корабельный почтальон - это военный моряк срочной службы, который по установленным правилам получает, принимает и отправляет на военно-половой или военно-морской почте (пункте, станции), а потом разносит (доставляет) адресатам   посылки, бандероли, письма, телеграммы, извещения, газеты, журналы и другие почтовые отправления (почтовую корреспонденцию).

Начало выполнения обязанностей корабельного почтальона в базе или порту начинается рано утром, ещё до подъёма личного состава экипажа корабля, потому что надо идти на базовую (портовую) почту (сортировочную почтовую станцию), принимать мешки с почтой, посылки и бандероли, сортировать и раскладывать письма, извещения и иную корреспонденцию по боевым частям и отдельным адресатам. Для того, чтобы знать, кому и сколько нужно доставить газет, журналов и иных периодических изданий, корабельный почтальон должен иметь специальный журнал с данными адресатов. Также в этом журнале в отдельном разделе должна быть информация о почтовых индексах в областях и городах Советского Союза, данные по подписке на печатные издания, наиболее значимые и необходимые адреса и другая почтовая информация, в том числе данные по обеспечению почтовой и телефонной междугородней связи.

Особое беспокойство вызвала должностная обязанность корабельного почтальона получать под расписку денежные переводы, ценные бандероли и доставка их адресатам. За сохранность этих денег и ценностей корабельный почтальон несёт персональную материальную ответственность. Вот почему я сразу же пожалел, что мало занимался силовой гимнастикой, самообучением рукопашному бою "самбо" и поднятием тяжестей... Оказалось, что корабельные почтальоны должны выполнять свои обязанности каждый день, без выходных, но собирать, приносить и разносить почту строго по графику (по определённым часам дня).

Таким образом, к концу дня 6 июня 1973 года у меня сложилось вполне определённое мнение о должностных обязанностях корабельного почтальона. По всем руководящим документам корабельный почтальон - это материально ответственное лицо, назначаемое на эту должность приказом командира корабля, которому непосредственно подчиняется. Лучше всего, если корабельный почтальон будет иметь среднее, специальное или высшее образование, так как надо хорошо разбираться в системе и структуре организации военно-полевой и военно-морской поты.

Корабельный почтальон должен знать:
- виды и категории почтовых отправлений;
- правила обработки почты и доставки адресатам простой и заказной корреспонденции, посылок, бандеролей, почтовых денежных переводов, телеграмм, извещений и периодической печати;
- порядок предоставления почтовых услуг и услуг междугородней связи на корабле, в базе, в порту;
- персональный состав боевых частей и служб корабля, почтовые индексы областей и городов Советского Союза, правила оформления почтовой корреспонденции;
- установленные контрольные сроки получения и доставки почтовых отправлений, писем и телеграмм;
- тарифы за пересылку почтовых отправлений и телеграмм;
- почтовые правила и инструкции;
- график сбора, приёма, передачи и отправки почтовых отправлений, порядок и контрольные сроки выемки корреспонденции из почтовых ящиков, порядок её отправки и штемпелевания;
- правила оформления почтовой документации, рабочих журналов, квитанций, уведомлений и др.

Корабельный почтальон должен принимать, доставлять, сортировать, распределять почтовые отправления, корреспонденцию и периодическую печать адресатам на корабле; получать посылки, бандероли, почтовые денежные переводы и доставлять их адресатам под расписку; выполнять свои должностные обязанности строго в соответствии с корабельным распорядком дня, графиком выемки и доставки почты; нести дисциплинарную и материальную ответственность за порчу или пропажу почтовых отправлений. Кроме этого, корабельный почтальон должен оформлять почтовые документы по всем видам почтовых отправлений, подписку еа периодическую печать и вести служебную почтово-учётную документацию.

Записал я в черновике должностной инструкции и права корабельного почтальона: право получать информацию, необходимую для осуществления своих должностных обязанностей и полномочий, а также право предлагать командиру корабля предложения по вопросам своей деятельности, в том числе по вопросам режима работы корабельного почтальона.

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин искренне удивился тому, что я так скрупулёзно точно, то есть буквально выполнил его приказ "работать по инструкции" и поинтересовался, где я так научился системно работать. Я немного рассказал о том, как работал на Севморзаводе и учился в судостроительном техникуме в Севастополе, о моём отце, Суворове Сергее Ивановиче, учителе по труду и машиноведению Суворовской школы №2, о моём рабочем наставнике Евгении Мыслине, заслуженном рационализаторе РСФСР. Дмитрий Васильевич с удовольствием "крякнул", похвалил меня за работу и неожиданно сказал: "Ну, вот как тебя отпустить с корабля в отпуск, если ты каждый раз оказываешься незаменимым?!".

Вот те раз! Выходит, мне надо было нарочно "тупить", чтобы не быть востребованным и поехать в отпуск?

Фотоиллюстрация: 06 июня 1973 года. БПК "Свирепый". На базовой военно-морской почте ВМБ Балтийск продавались наборы разных марок, в том числе серия Транспорт «4215-4219. 1973 год. История отечественного флота. Краснознаменные и гвардейские корабли Военно-Морского флота СССР». Мне очень понравились эти марки, потому что их можно было увеличить через эпидиаскоп и перерисовать на стенды наглядной агитации БПК "Свирепый". Кроме этого, так выглядели первые линейные корабли, носившие знаменитые имена: краснознамённый линкор "Октябрьская Революция", гвардейский крейсер "Красный Кавказ", краснознамённый крейсер "Киров", краснознамённый крейсер "Киров", гвардейский эсминец "Сообразительный", краснознамённая гвардейская ПЛ "А-3". Мне понравилось быть корабельным почтальоном.