25. Вопрос, над которым стоит задуматься

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 25.

Кто грешен, а кто праведен? Верит ли тот, кто говорит, что верит? А если верит, то по вере ли делает?

"Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,"

Для чего Давид обращается к Господу с просьбой рассудить и оправдать его? Если он действительно жил в непорочности, и во всех путях своих полагался на Всевышнего?

Однако, если честно признаться хотя бы перед самим собой, «моя непорочность», то есть непорочность в собственных глазах – это далеко не непорочность в глазах Господа.
И Давид предоставляет себя Творцу для проверки на подлинность и чистоту. Он уверен – если проверить сердце (побуждения), и разум (помыслы), то будет оправдан, ибо у него пред очами - милость Господня, и он всегда искал пути, ведущие к Богу. Он уверен, потому что уже познал Его высшую милость.
Подвергая себя испытанию со стороны Бога, Давид безраздельно уповает на Него и целиком вверяет себя Ему. Он считает себя погибшим, если Творец в Своей безграничной милости не простит его. Он подчиняется Его безошибочному исследованию и испытанию, с верою в то, что Богу известны его помыслы и его истинные стремления.

Если ты располагаешь милость Бога перед своими глазами как высшее поручение и ободрение своему долгу, если боишься сделать что-либо, что может лишить тебя Божьего благоволения, и пытаешься хранить себя в Его любви – только это и сохранит тебя в этой великой любви.

Но чтобы надеяться на милость Божью, нужно стремиться жить по Его истинам, по Его законам, исправлять самого себя по примеру Господа как в верности, так в благости и милости. И идут правильно те, которые следуют за Всеблагим, как дети.

Это смысл, который «просится» из приведённого выше синодального перевода.
А в буквальном переводе с иврита будет не «расплавь внутренности мои и сердце моё», а «очисти почки мои и сердце моё».
Почки предназначены для выделения чужеродных элементов и продуктов распада при обмене веществ. Это орган очищения от вредного и лишнего.
Если почки совершенно здоровы, то исключено заболевание других органов.
Таким образом, в этих стихах псалма содержится и дополнительный смысл – вручение себя Творцу для полного внутреннего очищения («почки») и очищения желаний, устремлений, взаимоотношений с другими («сердце»).   

"не сидел я с людьми лживыми и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных и с нечестивыми не сяду;"

Сидеть с лживыми и нечестивыми означает одобрительно относиться к ним; пойти с коварными означает стать соучастником их обманов. Возненавидеть общество нечестивых и злонамеренных – это выбор, сущностный выбор добра и отвержения зла.

Слово «возненавидеть» колется, ведь Бог начинает с любви и к любви ведёт. Но так перевели слова Давида, хотя в другом псалме те же его слова звучат так: «уклоняйся от зла». Ненавидеть – это усиление, ведь одно из значений этого слова - уклоняться.

Как благочестивые люди, собираясь вместе, делают друг друга лучше и вершат всё больше добра, так и плохие люди, собираясь вместе, делают друг друга хуже и совершают больше зла.

Христос принимал грешников и ел с ними, чтобы наставить их, но Сам был свят, безобиден, непорочен и отделен от грешников, от религиозных лицемеров в особенности.

"буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей."

Выбор добра и отвержение зла – не просто в обособлении от нечестивых, это особое обособление, – освящение себя для Бога.
И прежде чем подойти к месту, где стоит жертвенник Господа, следует удостовериться, что руки очищены от греха и скверны.
Обряд омывания совершается перед тем, как приступить к служению. Готовясь к служению, нужно очиститься от обвинений в собственном неверии и заявить о собственной непорочности, что символизировалось омыванием рук.

«Буду… обходить жертвенник Твой» – это указание на обязанность священников обходить алтарь, пока жертва горит, что свидетельствует об уважении к происходящему, а именно к жизненным испытаниям, которые даются для осознания и принятия духа.

Уже потом, в Иисусе Христе, народ Божий будет ожидать у Божьего жертвенника, повинуясь Его повелениям и стремясь добиться Его благоволения. Христос – и путь, и истина, и жизнь (Ин.14:6).

В каждом своём псалме Давид взирает на жизнь как на место поклонения, как на место, где пребывает слава Божья. Место, где дела Его взывают душу к благодарению, к восхищению, дают побуждения славить Его, признавать с благодарностью благоволение, которое мы получаем.

Для тех, кто любит общение с Богом и наслаждается, приходя к Нему, это становится залогом блаженства при приближении к Нему.
Такое поклонение Богу - не утомляющий обряд, который нужно терпеливо выносить. Когда возлюбил обитель дома Его, где ощущается благостное присутствие Самого Бога, – высший мир отдачи и любви, мир духовный, то начинаешь стяжать дух, ходить в духе. Это становится истинным, непреходящим смыслом всей жизни.

«Чтобы возвещать гласом хвалы» ещё переводится так: «Чтобы дать услышать голос благодарения».
Возвещать гласом хваления можно заученно, не из души. А услышать голос благодарения можно только душой, и тогда она «резонирует», и становится возможным благодатное действие духа.

А действие его ощущается как любовь, и Давид выражает любовь к обители дома Божьего, к месту жилища Его славы. Там находится его сердце.

"Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства.
А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа."

Устремившись только к праведной жизни и к обретению всей полноты Божией благодати, Давид молится о спасении от удела нечестивых.

Обособляясь от грешников, никто из святых не уходил от служения людям, когда свыше, по наитию требовалось рассказать им о Божьем плане, о спасении.
Иисус говорил, что пришёл не к праведникам, а к грешникам. Но Он никогда не умалчивал о верности Богу и не уклонялся от того, чтобы свидетельствовать им об их грехах и потребности в прощении.

Если христиане, имеющие дружбу с грешными людьми, будут говорить и поступать в духе Христа, – это благословление. Но… «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень…». Действительно ли мы говорим и делаем то же самое, что говорил и делал Иисус?

Это вопрос, над которым всем нам стоит задуматься.

Давид со смиренным упованием вручает себя благодати Божьей
и молится о том, чтобы божественная благодать дала ему и силы на прямом и непорочном пути, и дала утешение этим.
И только положившись на Божью милость, приняв решение посвятить себя Богу и благочестию, Давид говорит как человек, который не поколеблется из-за искушений, из-за бедствий этого мира, чьи утешения находятся в Боге и Его благодати, – «Моя нога стоит на прямом пути…».
В этом содержится смысл и значение правильного направления.
А другой вариант перевода, «Нога моя стоит на месте ровном», – добавляет смысла устойчивости, непоколебимости.
В этом уверен человек, принявший решение посвятить себя Богу и благочестию, он не поколеблется из-за искушений этого мира, его не поколеблют трудности и бедствия, ибо смыслы его жизни находятся в Боге и Его благодати.
 
У человека, познавшего милость и любовь Творца, ощутившего твёрдую основу, увидевшего прямой путь, появляется потребность в собраниях, чтобы прилюдно и во благо других людей восхвалять и призывать Господа в нашу жизнь. Стоящие на прямом пути объединятся в собрании праведных и соединятся в прославлении Бога.
В такой хорошей компании это приятно и восхитительно, и чем она больше и лучше, тем больше это похоже на «небеса» - пространство любви и добра.