Команда

Борис Колпаков
      Посмотрите на этих красавцев. Когда щелкнул затвор фотоаппарата, каждому из них было чуть больше двадцати лет. Они не были профессионалами, а тренировались в борцовском зале после занятий в институтских аудиториях. Почти все они из одной студенческой группы и почти все - мастера спорта.
 
      Я хочу рассказать об одной спортивной команде из далёкого Новосибирска, которая была создана из студентов института инженеров водного транспорта. Было это в конце пятидесятых годов прошлого века. Тогда спорт был любительским, и денег за него не платили. Дотации государства были лишь в виде оплаты проездных билетов при поездках на соревнования и талонов на питание. 
      На рубеже пятидесятых и шестидесятых годов в Новосибирске конкурировали две школы классической (греко-римской, французской) борьбы - динамовская и водниковская. Динамовскую команду тогда возглавлял чемпион РСФСР 1948 года мастер спорта А Белоусов, а водников тренировал заслуженный тренер России Владимир Иванович Иванов.
       Владимир Иванович был участником жестоких боев на Волховском фронте, в составе отдельного спортивного батальона прошел через многие испытания и был тяжело ранен. Ходил он, чуть прихрамывая на простреленную ногу, а когда боролся, то на его спине были видны длинные шрамы от осколочных ранений. Несмотря на возраст, а было ему в то время под шестьдесят, наш тренер всегда был на ковре, сам показывал приемы и захваты. Конечно, сила у него уже была не та, но случалось, что в учебных схватках он зажимал и тяжеловесов. Вообще-то Владимир Иванович был очень добрым человеком. Он много рассказывал нам об истории единоборств, не гнушался подолгу заниматься с новичками и умел пошутить, но никогда не повышал голоса на подопечных.
    Первым мастером спорта в институте стал Саша Рыжков, который в 1958 году победил на первенстве Сибири и Дальнего Востока. А уже через пару лет мастерские нормативы по борьбе выполнили около десяти человек. Классическая борьба была столь популярна в студенческой среде, что порой стать чемпионом города было проще, чем завоевать первое место в родном институте. Володя Корзинников, например, был мастером спорта, победителем центрального совета общества “Водник”, чемпионом Новосибирска, дважды выигрывал у члена сборной олимпийской страны Караваева,  но ни разу не был чемпионом НИИВТа. Как-то на первенстве института присутствовал отец Володи - известный на Лене судовой механик, в честь которого позднее был назван теплоход, и на глазах отца Вовка бесславно проиграл финальную схватку какому-то второразряднику с эксплуатационного факультета.
      Тренировки проходили в динамовском клубе, но первенство института всегда проводили в собственном спортзале. Занятия на этот период не отменялись, но учебные аудитории были полупустыми, зато зал - полным. Болельщики заполняли не только скамейки, но и все спортивные снаряды, включая шведские стенки.
      В первом ряду всегда можно было увидеть всех деканов факультетов. Грубоватый Павел Николаевич Орлов (студенческая кличка “Паша”), потирая бритую голову и обращаясь перед началом  схваток к декану судомеханического факультета Валентину Максимовичу Фролову, произносил традиционную фразу:
      - Ну, уж нынче-то наши гидротехники намнут шею вашим судомеханикам!
      На что Фролов так же традиционно отвечал:
      - Сказала Настя - как удастся...
      Побеждали всегда механики, потому что механиков представляла команда Саши Кизима. Это была классная команда. В 1959 году она завоевала третье место в России среди ВУЗов, что следует признать большим достижением, так как в этих соревнованиях участвовали и спортивные институты, то есть профессионалы.
       Каждый из команды Кизима имел свой характерный борцовский почерк. Классический стиль капитана, когда спортсмен умеет делать всё - перевод в партер, суплес, вертушку, бедро и прочее, - нельзя было спутать с манерами неукротимого Рафаила Никитина, который вытаскивал соперника обратным захватом как мостовой кран.
      Совершенно по иному боролся Слава Минеев - мягко и остроумно. Гибкий и пластичный Анатолий Бабушкин был непредсказуем как медведь; не обладая большой физической силой, он, тем не менее, совершал иногда такие невероятные броски, после которых зрительный зал на мгновение замирал, а потом стонал от взрыва эмоций. Виктор Капустин боролся хитро и осторожно, подстерегая противника у края ковра и проводя приёмы, когда тот терял бдительность.
      Саша Рыжков, выступавший в полулегком весе, обладал феноменальной реакцией  и его уделом была контратака, когда он умышленно шел на бросок соперника, а потом, уже в полёте, перехватывал инициативу и заканчивал эпизод по своему сценарию. Это был рискованный стиль борьбы, но очень эффектный и иногда эффективный. Тяжеловес Юра Таскин, гигант с помятыми в схватках ушами, был великолепным тактиком. Внешне неповоротливый и добродушный, на ковре он становился упорным бойцом, мог в любой момент взорваться и выдать такой бросок через мост, которому бы позавидовал любой легковес.
      И все же главным звеном в этой крепкой цепи борцов был Александр Кизим. В нём все было от бога: ум, сила, красота, благородство и достоинство. Если в Москве зрители ходили не на футбол или хоккей, а на Хомича, на Боброва или Нетто, то в Новосибирске борцовские соревнования многие посещали, чтобы посмотреть на Кизима. У него была безупречная античная фигура и смуглая кожа, подчеркивающая рельефность мышц. Он не был “качком”, в нём поражало не нагромождение мускулов, а пропорции и гармоничность мужского тела. Девчонки млели от восторга и закатывались в истерике, когда Саша выходил на ковер. Он фанатично любил борьбу и считал, что каждый, уважающий себя мужчина, должен испытать себя в этом единоборстве. Почти все ребята из группы, где Кизим был старостой, были либо мастерами спорта, либо разрядниками.
      Интересна дальнейшая жизненная судьба кизимовской команды. Все ребята успешно окончили институт, некоторые – с красными дипломами.
      Владимир Корзенников стал главным инженером Осетровской базы флота, Рафаил Никитин – директором проектного института «Гипроречтранс», Анатолий Бабушкин долгие годы работал старшим механиком на крупной рыбопромысловой базе , Александр Рыжков был начальником Западно-Сибирского речного пароходства. Владимир Амосов руководил судостроительным заводом под Томском, Виктор Капустин защитил кандидатскую диссертацию и заведовал кафедрой в одном из севастопольских ВУЗов. Вячеслав Минеев после работы в Новосибирском речном порту, был назначен начальником Ленского объединенного речного пароходства, а завершил трудовую деятельность руководителем отдела спецперевозок Московского речного пароходства. За этой скромной вывеской скрывается флот, обслуживающий президента России и его команду.
     Александра Кизима хорошо знают на Енисее, он долгое время был начальником Дудинского морского порта. О нём сняты фильмы, написаны книги, ему присвоено знание «Почётный полярник».
      Так что пословица - сила есть, ума не надо, к выпускникам НИИВТа не относится.

                На снимке 1959 года - второй слева А. Кизим, крайний справа В.И.Иванов