Призрак Лошицкого парка

Владимир Булатов
                Призрак Лошицкого парка

                Оригинальный сценарий

                Булатов Владимир

                Она не простила ему и мстила даже с того света.


                2017

1. НАТ. ВЕРАНДА УСАДЬБЫ КИНЕВИЧЕЙ - ДЕНЬ.

Солнечный летний день. МАТЬ и дочь ЯДВИГА, сидят за столиком, и о чем-то оживлено беседуют. По разговору понятно, обсуждают прошедший на кануне бал в дворянском собрании.

                МАТЬ
                Ты не права, он приличный
                молодой человек.

                ЯДВИГА
                Мама, о чем вы. Он беден
                как церковная мышь. Уж
                лучше Яков Семенович. Хотя
                вряд ли я буду с ним счастлива.

К дому подъезжает, довольно богато убранная коляска. Кучер умело ставит коляску прямо к крыльцу. Из коляски выходит ОТЕЦ Ядвиги, Иероним Корнилович Кеневич. Поднимается на веранду, подходит к столу. Мать и дочь встают. Мать смотрит выжидательно.

                ОТЕЦ
                Здравствуйте, мои дорогие.

 Дочь берет отца под руку и усаживает за столик. Мать тоже садится.

                ЯДВИГА
                Папочка, какие новости, наверняка
                в городе только и разговору о бале.
                Мы тоже все утро обсуждаем с
                мамам. Говори же скорей, не томи.

                МАТЬ
                Ядвига, что за тон, веди себя
                прилично.

Дочь нетерпеливо пожимает плечами, и с интересом смотрит на отца. Отец, достаёт из внутреннего кармана пиджака письмо. Видно по лицу, он смущён. Кладёт письмо на стол, разглаживает его.

                ОТЕЦ
                Ядвига, солнышко моё, мне
                передали письмо от Евстафия
                Ивановича Любанского. Он
                испрашивает разрешения у нас,
                на знакомство с тобой. У него
                самые серьёзные намерения.
                В письме он испрашивает нашего
                мнения по этому вопросу.

Мать и дочь, переглянулись. Дочь вскакивает, протягивает руку к письму, но отец накрывает его рукой.

                ЯДВИГА
                Папа, этого не может быть.
                Я помню Евстафия Ивановича,
                на балу мы танцевали мазурку.
                Он старый, лысый, вы не
                можете так поступить со мной.

Мать встаёт и заходит за спину мужа.

                МАТЬ
                Он не старый, ему тридцать
                семь лет. Это хорошая партия.

                ОТЕЦ
                Он, один из самых богатых
                дворян в округе. В нашем
                положении, это многое
                решило бы.

                ЯДВИГА
                А как же я, да я скорее выйду
                замуж, за нашего кучера, чем
                за Евстафия Ивановича.

Отец вскакивает, мать с удивлением смотрит на дочь.

                ОТЕЦ
                Ядвига, я полагаю про кучера,
                это не серьёзно.

                ЯДВИГА
                А что вас смущает, крепостное
                право давно отменили.

                МАТЬ
                Ядвига, но он нам не ровня.
                Мы старинный род, а они
                наши бывшие батраки. Ты правда
                влюбилась в нашего конюха,
                какой ужас.

Ядвига, стоит красная.

                ЯДВИГА
                Мой дядя, погиб за то чтоб
                такие как Кузьма, были равны
                нам. Мама успокойся, я не
                собираюсь выходить замуж за
                конюха, я вряд ли смогу жить
                на конюшне. Но и губить свою
                молодость с этим стариком я
                тоже не собираюсь.

Ядвига выбегает с веранды, к себе в комнату. Отец ходит туда-сюда по веранде.

                ОТЕЦ
                Вы только полюбуйтесь на неё,
                прямо революционерка. Это все
                от брата моего нахваталась.
                Семена свободомыслия посажены
                в благодатную почву. А мы с
                тобой, собираем урожай.

Мать, встаёт, подходит к мужу, берет его под руку, гладит успокаивающе руку. Они идут с веранды в сад. Мать оглядывается, смотрит не подглядывает ли дочь за ними.

                МАТЬ
                Успокойся дорогой, я все понимаю.
                Он очень влиятелен, даже в столице.
                Его нам сам бог послал.

Отец Ядвиги обнимает жену за талию, они медленно идут по аллеи.

                ОТЕЦ
                А мне тебя бог послал, что бы
                я делал без тебя, умница ты моя.

Не смотря на возраст и прожитые годы, видно они ещё любят друг друга.

                МАТЬ
                Мы напишем Евстафию Ивановичу,
                что не против его отношений с
                нашей дочерью. Напишем, что
                будем только рады если два
                наших рода породнятся.

                ОТЕЦ
                Ты думаешь уговорить нашу
                дочь поменять своё решение?
                Сомневаюсь.

                МАТЬ
                Мы ему напишем, что решение
                будет принимать наша дочь,
                сошлёмся на новые веяния.
                Приказать не можем, пусть он
                паразит, удивит её, даст ей
                понять, что ей будет с ним
                хорошо и комфортно. Мы в свою
                очередь, поспособствуем
                осуществлению его мечты.

Отец Ядвиги, обнимает жену.

                ОТЕЦ
                Умница, так и поступим. Если
                дочь не уступит, мы не причём.
                Нам ещё один враг, да ещё
                такой влиятельный не нужен.
                Я напишу черновик, вместе его
                обсудим. Главное, пусть она
                хотя бы с порога его не гонит.
                Поговори с ней, пусть
                притворится вежливой. Скажи
                от него многое зависит в
                решении нашей судьбы.

                МАТЬ
                Хорошо, родной, идём в дом,
                что-то похолодало.

Отец Ядвиги накидывает пиджак на плечи жены, и они идут по аллеи к дому.

2. ИНТ. КОМНАТА ЯДВИГИ - ВЕЧЕР.

Ядвига сидит перед зеркалом. Мать расчёсывает ей волосы, видно, она это делает с любовью и каждый вечер, перед тем как уложить дочь в постель. У них это как ритуал. Перед сном они обсуждают, что произошло за день.

                ЯДВИГА
                Не знаю мама, возможно, как
                человек он хороший, но его
                внешность. Посмотри на папу,
                настоящий мужчина.

                МАТЬ
                Когда я выходила за твоего отца,
                тоже смотрела на внешность.
                Слава богу, что содержание, его
                внутреннее я, оказалось куда
                лучше. И зная тогда это, я не
                задумываясь вышла бы за него,
                даже если б он был кривой,
                хромой и горбатый.

                ЯДВИГА
                Мама, как узнать хороший он или
                плохой? Ведь только прожив с
                папой какое-то время, ты поняла,
                что тебе повезло. Нам повезло.

Ядвига встаёт, идёт к кровати, ложится. Мать заботливо укрывает её одеялом. Садится рядом.

                МАТЬ
                Ты права, для того чтобы понять
                человека нужно время. Попробуй
                дать его ему, сама все реши.
                Не буду скрывать, он очень
                влиятельный человек и в нашем
                бедственном положении, когда
                почти все конфисковано, он
                своими связями может помочь
                нам вернуть хотя бы часть того,
                что мы потеряли по вине брата
                твоего отца. Царствие ему небесное.

Мать крестится на икону, мать нагибается к дочери, целует её в лоб.

                МАТЬ
                Покойной ночи, солнышко, все
                будет хорошо.

Мать встаёт, собирается уходить.

                ЯДВИГА
                Мама, скажи, когда в первый раз,
                страшно? Как это бывает?

Мать поворачивается, возвращается к кровати.

                МАТЬ
                Ты, о чем дочка?

                ЯДВИГА
                Мама.

                МАТЬ
                Рано тебе об этом даже думать.
                Хотя, о чем я говорю. Ты уже
                выросла.

Мать садится на стул возле кровати. Дочь по удобнее устроилась в кровати.

                МАТЬ
                Твой отец был очень нежен
                со мной. Он все понимал.
                Любви, той которая пришла к
                нам потом, не было. Я
                понимала, так надо, судьба
                женщины терпеть. Я
                приготовилась терпеть боль
                и все что с этим связанно.
                Он помог мне. Он так был
                нежен со мной, что я почти
                не заметила, как это
                произошло. Той ночью,
                родилась наша любовь.

Мать встаёт.

                МАТЬ
                Спи егоза.

                ЯДВИГА
                Спасибо мамочка.

Мать подходит к двери, оборачивается.

                МАТЬ
                Со временем это даже начинает
                нравиться, не всегда, но
                иногда очень приятно. Всем
                сердцем желаю тебе того же
                как у нас с твоим отцом.

Мать уходит, Ядвига лежит на кровати. Крупно показываем глаза, они ярко светятся в лунном свете.

3. НАТ. СКОТНЫЙ ДВОР В ИМЕНИИ - УТРО.

Посреди двора молодой парень, чистит и расчёсывает гриву, он мог бы это делать и в стойле. Жеребец, очень красив, шерсть искрится в лучах утреннего солнца. Парень, жмурясь от солнца, видно, любуется красотой коня. Сам под стать жеребцу. Высокий, от каждодневной работы, сквозь простую одежду проступают мускулы тела.
Лицо правильной формы, обрамлено пышными кудрями, на солнце ярко сияют голубые глаза. КУЗЬМА работает конюхом и кучером.

4. ИНТ. СПАЛЬНЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯДВИГИ - УТРО.

Окна спальни выходят на скотный двор. Хорошо видно, как Кузьма чистит гладит коня. Родители Ядвиги стоят у окна и наблюдают за Кузьмой.

                ОТЕЦ
                Никогда не обращал на него
                внимания, кучер и кучер.
                Хорош, действительно хорош.
                У нашей дочери отменный вкус.

                МАТЬ
                Что ты несёшь, дорогой, надо
                что-то делать. Он может все
                поломать, ты понимаешь какую
                обиду мы нанесём Евстафию
                Ивановичу. Сказать, что
                наживем ещё одного врага,
                ничего не сказать.

                ОТЕЦ
                Да ты права, как всегда права.
                Надо этого красавца, убрать
                куда подальше.

                МАТЬ
                Не просто убрать, надо поручить
                ему что-то. Пусть для всех это
                будет признание его заслуг.

                ОТЕЦ
                Можно отправить его учиться в
                Минск. Он любит животных, пусть
                учится на ветеринара. Убьём два
                зайца. Если удастся вернуть
                поместья, поставим управляющим.

                МАТЬ
                Да, так и поступим.

5. НАТ. СКОТНЫЙ ДВОР В ИМЕНИИ - УТРО.

Из ворот конюшни выглядывает женское лицо, девушка машет рукой Кузьме. ДУНЯ прислуживает в покоях барского дома.

                ДУНЯ
                Кузьма, подь сюда, хватит
                любоваться, все равно он
                никогда не будет твоим.

Кузьма оборачивается, берет жеребца за уздечку, ведёт в конюшню. Заводит коня в стойло, насыпает полную кормушку зерна. Оборачивается к Дуне.

                КУЗЬМА
                Чего тебе? Сказал же, отстань.

                ДУНЯ
                Да, больно надо. Новость у меня
                до тебя. Наша барышня в тебя
                втюрилась, вчера сама слышала,
                как она с родителями ругалась
                из-за тебя.

                КУЗЬМА
                Зачем ты это мне говоришь? Тебя
                разве не учили, держать язык за
                зубами. Ты хочешь, чтобы я как
                дурачок побежал за барышней. Ты
                хочешь посмеяться на до мной.
                Я знал, что ты стерва.

Кузьма смеётся.

                КУЗЬМА
                Я хорошо знаю, кто она и, кто
                я. Убирайся, я никому не скажу
                о том, что ты сказала.

                ДУНЯ
                Ты дурак, и дебил.

Дуня, поворачивается и убегает.

6. ИНТ. КОМНАТА ЯДВИГИ - УТРО.

Ядвига стоит у окна, она тоже видит Кузьму и его коня.

7. ИНТ. ГОСТИНАЯ УСАДЬБЫ ТИНЕВИЧЕЙ - ВЕЧЕР.

В гостиной трое, отец, мать и гость Евстафий Иванович Любанский.

                ОТЕЦ
               Евстафий Иванович, как вы
               доехали до нас?

                ЕВСТАФИЙ
               Иероним Корнилович, все хорошо,
               погода хорошая, доехали
               довольно быстро.

                МАТЬ
               Евстафий Иванович, мы сгораем от
               нетерпения, как там у вас в
               столице? Какие новости?

                ЕВСТАФИЙ
               Сейчас все обсуждают
               электричество, в нашей северной
               столице, осветили новый мост,
               просто великолепно. Москва,
               пробует строить электростанции.
               Я разговаривал с нашим
               генерал-губернатором и готов
               внести свою лепту в продвижение
               электричества у нас. Думаю,
               построить электростанцию у себя
               в имении.

                ОТЕЦ
               Да, это конечно очень интересно.
               Что слышно при дворе, в свете
               произошедших событий? Вы
               понимаете, о чем я?

                ЕВСТАФИЙ
               Понимаю, давайте сразу договоримся,
               пока вашей дочери нет. Я
               независимо от её решения,
               постараюсь помочь вам вернуть,
               конфискованное имение. Мне
               импонируют идеи вашего брата,
               я не приемлю и категорически
               отрицаю, насильственный способ
               реализации этих идей. Все должно
               идти постепенно, по общему плану.
               Мне искренне жаль вашего брата,
               Иероним Корнилович.

Открывается дверь в гостиную, разговор резко обрывается, все поворачивают головы и смотрят на входящую Ядвигу. Евстафий Иванович вскакивает, подходит к Ядвиге, склоняется и целует протянутую для поцелуя руку.
                ЕВСТАФИЙ
               Ядвига Иеронимовна, вы великолепны,
               позвольте засвидетельствовать вам
               моё почтение.

Евстафий берет Ядвигу под руку, ведёт её к матери.

                ЯДВИГА
               Доброго здравия вам Евстафий
               Иванович, как доехали?

                ЕВСТАФИЙ
                Все слава богу хорошо, рад
                видеть вас в добром здравии,
                примите в знак моей
                признательности к вам эту
                безделицу.

Евстафий достаёт из нагрудного кармана футляр, открывает его и протягивает его Ядвиге. Она берет его, удивлено смотрит. Мать подходит к дочери смотрит на содержимое футляра.

                МАТЬ
                Какая красота, но это же стоит
                огромных денег?

Футляре лежит гарнитур из украшений. Колье с крупным алмазом по центру, серьги и браслет.

                ЕВСТАФИЙ
                Пустяки, ваша дочь, вот сокровище.
                Она достойна таких безделиц.
                Ядвига Иеронимовна, я прошу вас
                принять моё предложение. Выходите
                за меня замуж, я сделаю все, чтобы
                ваша жизнь была похожа на этот
                алмаз, ослепительна и прекрасна.

Ядвига закрыла футляр, внимательно посмотрела на Евстафия.

                ЯДВИГА
                Я, поймите меня правильно, не
                готова дать вам ответ. Прошу
                вас дать мне время до осени.

                ЕВСТАФИЙ
                Конечно, у нас будет время
                подготовится. За лето я
                подготовлю имение. Знаете,
                холостому много не надо,
                другое дело женатому.

                ЯДВИГА
                Евстафий Иванович, но я вам
                ничего не обещаю. Это
                серьёзный шаг. Я хочу все
                обдумать.

                ОТЕЦ
                Давайте, пройдём в столовую,
                Евстафий Иванович с дороги
                проголодался.

Все встают, идут к выходу, Евстафий оказывается рядом с Ядвигой, и они вместе зах
Ядвигой, и они вместе заходят в столовую.

НАТ. Поместье Евстафия Ивановича Любанского - ДЕНЬ.
Усадьба большая, везде идет работа. Идет генеральная перестройка.Двор и окрестности, завалены стройматериалами. Сам хозяин с архитектором и приказчиком, стоят под навесом, за большим столом. Они оживленно обсуждают перестройку имения.

                ЕВСТАФИЙ
                Поймите Александр Петрович, кроме
                спален и будуаров, большая
                детская, просто необходима.

                АРХИТЕКТОР
                Евстафий Иванович, помилуйте
                но как-же бальный зал. Все в
                этом здании не возможнос.

                ЕВСТАФИЙ
                Понимаю, понимаю. Похоже проще
                новое здание возвести, чем это
                переделать.

                ПРИКАЗЧИК
                К осени можем не успеть, и это
                будет стоить уйму денег.

                ЕВСТАФИЙ
                Надо успеть, деньги не главное.
                Александр Иванович, Иван
                Васильевич на вас вся надежда.
                Иван Васильевич о деньгах не
                беспокойтесь, мне давно надо
                было начать строить новый дом,
                большой каменный, все
                откладывал. Зачем одному.

Евстафий Иванович машет в сердцах рукой.

                ЕВСТАФИЙ
                Впрочем господа, вы все сами
                понимаете. Она само
                совершенство, я без ума от
                нее. Все это ничто, лишь-бы
                она дала свое согласие.
                Главное чтоб ей было хорошо
                здесь.

                ПРИКАЗЧИК
                Евстафий Иванович, вы не
                беспокойтесь, все сделаем.

                АРХИТЕКТОР
                Евстафий Иванович, у меня
                есть готовый проект. Завтра
                я покажу его вам. Если
                устроит мы с экономим время
                на проектирование. От него
                отказались из-за сметы расходов.
                Вам ведь главное, время.

                ЕВСТАФИЙ
                Хорошо, завтра все обсудим и
                решим.

Евстафий Иванович, прощается с архитектором и приказчиком, садится в коляску и уезжает.

НАТ. ГОСТИНАЯ УСАДЬБЫ ТИНЕВИЧЕЙ - ДЕНЬ.
Родители Ядвиги сидят за столом, на лице отца радостное настроение. На лице матери тоже самое. Они смотрят друг другу в глаза, руки на столе, пальцы переплетены. Входит Ядвига, подходит к столу, понимает, что-то произошло.

                ЯДВИГА
                Что это с вами? Чему вы так
                рады? Почему я не знаю?

                ОТЕЦ
                У меня хорошая новость, наш
                государь, все милостив,
                даровал нам прощение и вернул
                нам наши земли и почти все,
                что было конфисковано. Нужно
                уплатить штраф и налоги. Не
                подвел Евстафий Иванович,
                человек слова.

Лицо девушки вытянулось, она садится за стол на свободный стул, через стол от родителей. В глазах блеснули слезы.

                ЯДВИГА
                Я правильно поняла, он за
                моей спиной решил наши дела.
                У меня нет выбора. Если тот
                гарнитур я могла вернуть с
                извинениями, то наши, нет,
                ваши земли я вернуть не могу,
                их придется возвращать государю.

                МАТЬ
                Дочка, почему ты так относишься
                к Евстафий Ивановичу, он обещал
                помочь нам независимо от твоего
                решения.