Пьеса. Кафе воспоминаний

Светлана Будяк
Мелодрама в двух актах

Действующие лица:
АРИАДНА ЛЬВОВНА, заведующая кафе. Степенная дама 79 лет, вдова, с непростым, горделивым характером. Скорее отшутится, чем признается в истинных мыслях. Боится одиночества, но никогда не покажет этого. Доброжелательна ко всем, но доброжелательность, которая не пускает внутрь.

ВЕРОНИКА АНАТОЛЬЕВНА, 79 лет. Несколько взбалмошная, поверхностная особа. Разведена, очень боится одиночества, старается заполнить свою жизнь событиями, эмоциями, разговорами. Давняя подруга и одноклассница Ариадны Львовны. Немного завидует спокойствию последней и старается подпитаться от нее уверенностью и спокойствием.

АЛЕКСАНДР ФРАНЦЕВИЧ, 81 год. Одинокий старик, ищущий одинокую  женщину, но с жилплощадью. Представляется одноклассником Ариадны и Вероники.
АРИЭЛЬ ДАВИДОВИЧ, 82 года. Вдовец. Некогда статный красавец, он и в пожилом возрасте не утратил гусарской осанки. Учися на два класса старше Ариадны и Вероники. Все считали его кавалером Ариадны, но между ними произошла размолвка, пути их разошлись и они встретились в кафе спустя 60 лет.

ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ, 83 года. Разведен. Случайный посетитель кафе, ставший его завсегдатаем. Молчалив, угрюм, пессимистичен. Когда-то обособленная жизнь обернулась его полным одиночеством в старости. Одиночеством, которое теперь его гложет.

АГЛАЯ, 24 года. Официантка в кафе / медсестра в доме престарелых. Добросердечная девушка, с симпатией относящаяся к пожилым.

ИРА, 28 лет. Внучка Ариадны Львовны, приехавшая из зарубежа. Ее мама, дочь Ариадны, уехала на заработку заграницу. Потом  перевезла всю семью. Ира с 8 лет живет заграницей. Там училась, вышла замуж. С бабушкой связь не поддерживала из-за давнего конфликта мамы и бабушки.


АКТ  первый
Сцена первая

Небольшое кафе на пять столиков.  За столиком у окна сидит Вероника Анатольевна и посматривает то на стоящее перед ней пирожное, то на окно. Вздыхает.
Аглая раскладывает на витрине пирожные
Входит Ариадна Львовна
 
АГЛАЯ. Ариадна Львовна, я сейчас вам помогу, подождите!
(выскакивает из-за прилавка и протягивает руку Ариадне Львовне)
АРИАДНА.  Спасибо, дорогая. Ну, как у нас дела?
АГЛАЯ. Все хорошо, Ариадна Львовна. Сегодня утром привезли выпечку из новой булочной, помните, мы с вами обсуждали?
АРИАДНА. И как, вкусные? Пробовала уже?
АГЛАЯ.  Да знаете их скоро съедят уже!
АРИАДНА. Правда? Кто же?
АГЛАЯ. А вот... тут Вероника Анатольевна прямо с утра их заказывает.
(понижает голос до шепота) Она просила коньяк, но я помню, что ей нельзя
АРИАДНА. Ника всегда любила коньяк и пила только его, но после инсульта ей можно разве что 25 грамм и то раз в неделю. Пойду, схожу к ней.
(Ариадна Львовна подходит к Веронике Анатольевне)
АРИАДНА. Никуша, мне тут доложили, что ты почти все новые пирожные уничтожила?
ВЕРОНИКА.Здравствуй, Радочка. Вкусные у тебя пирожные, но я бы лучше коньячку бы тяпнула
АРИАДНА. Никуша, дорогая, насколько я знаю, ты свою норму уже тяпнула.
ВЕРОНИКА. Норму? Что ты называешь нормой, Радочка? Две капли, размазанные по рюмке? Это если понюхать только.
АРИАДНА. Ника, что у тебя случилось, что тебе понадобился коньяк?

(Вероника вытаскивает платочек, промокает уголки глаз и вздыхает)
ВЕРОНИКА. Я забыла. Понимаешь? Забыла имя своей внучки! Приехал сын с ну.. почти женой и дочкой. А у меня конфеты были припасены для девчушки. И я... я потянулась к ней, хотела сказать: "Привет, ..." и не могла вспомнить ее имя!! Радочка, это ужасно!Я все боялась, когда это придет и вот... вот это наступило.
(закрывает лицо руками и плачет)
АРИАДНА. Никуша, ну что ты. Это бывает, закрутилась, замоталась, забыла. Это Саша, твой старший, приезжал? С Леной, да?
(гладит по плечу Веронику)
ВЕРОНИКА. Неет, ты не понимаешь! Младший мой, Богдан.
АРИАДНА.Ой, я и не знала, что у него дочка, мне казалось, ты про сына говорила.
ВЕРОНИКА. Да нет, Рада! Подожди, ты же не знаешь. Богдан встречался с женщиной, очень хорошей, у нее был сыночек от первого брака. Я думала, они поженятся, они приезжали ко мне, были такие счастливые. А потом что-то случилось и они разошлись. Мне Лена, Сашина жена звонила, сказала, что вроде Богдан с кем-то загулял когда-то давно и у него есть дочка. Ну, с женщиной они разошлись, конечно, а та, с которой он загулял, назад его не приняла, мол, у меня сейчас все хорошо, а про дочку забудь. А потом Богдан познакомился с Оксаной. А у нее девочка. И вот они вместе приезжали, познакомиться. Богдан мне звонил два дня назад и предупреждал. Я даже где-то записала.
АРИАДНА. Записала?
ВЕРОНИКА. Да. Ну Рада, они столько сходятся, расходятся, всех же не упомнишь! Вот я и веду записи. Сын Саша, его жена Лена и две дочки Оля и Юля. И Богдана записывала. И перед каждым приездом всегда смотрю свои записи, чтобы не ошибиться, кто именно ко мне приезжает.
АРИАДНА. Так вот откуда ты помнишь все дни рождения! А еще хорошей памятью хвастаешься!
ВЕРОНИКА. Рада, я сейчас сотру с твоего лица довольную улыбку. Вон идет твой кавалер, которого ты никак вспомнить не можешь
(Вероника кивает на окно. Ариадна смотрит)
АРИАДНА. Даа, моя память, наверное уже тоже дает сбой. Аглаюшка!
(подходит Аглая)

АГЛАЯ. Да, Ариадна Львовна.
АРИАДНА. Ты помнишь, когда тут появился Александр Францевич, что он о себе расказывал?
АГЛАЯ. Это было месяцев пять назад. Он подошел еще до открытия, постучал в окошко, спросил тут ли находится кафе воспоминаний. Я его впустила и рассказала, что это больше клуб для пенсионеров, что завсегдатаи кафе - люди, которые прожили в нашем районе всю жизнь. И теперь они собираются тут, делятся воспоминаниями. Так приятно, когда есть кому сказать: "а помните?". Тогда Александр Францевич сказал, что он когда-то тут жил, потом уехал. Теперь вот вернулся, но, к сожалению, не помнит никого из своего детства. Я и предложила ему остаться и познакомиться со всеми вами.
АРИАДНА. Да, он мне потом говорил, что вроде учился в нашей школе, но на два класса старше. А я все никак его вспомнить не могла.
ВЕРОНИКА. Зато он вовсю тебе рассказывал свою жизнь, да так увлекательно, что ты про всех забыла.
АРИАДНА. Никуша, я так редко вспоминаю свою юность, что имею право на какое-то время забыть обо всем.

(Входит Александр Францевич)
АЛЕКСАНДР. Добрый день, дамы! Ариадна Львовна, приятно вас видеть в добром здравии.
(отдельно кланяется Ариадне, дамы здороваются)
АРИАДНА. Александр Францевич, нам сегодня завезли новые пирожные, хотите попробовать?
АЛЕКСАНДР. Ариадна Львовна, это звучит весьма соблазнительно. Если позволите, я присяду за ваш столик.
(Александр направляется к уголовому столику)
ВЕРОНИКА. Ну вот, столик Ариадны уже не только столик Ариадны.
(Входит Евгений Карлович, оглядывается, Вероника ему машет изо всех сил)
ВЕРОНИКА. Евгений Карлович, составите компанию?
ЕВГЕНИЙ. Доброго дня, Вероника Анатольевна, если он, конечно добрый.
(Евгений садится за столик)
ВЕРОНИКА. Евгений Карлович, вы пробовали новый, совершенно шикарный, шоколадный торт?
ЕВГЕНИЙ. Вероника Анатольевна, это обычный шоколадный торт. Ничего нового изобрести уже не могут. Шоколад он  и есть шоколад.
(Вероника поглядывает за столик, за которым вполголоса, но очень оживленно беседуют Ариадна и Александр)
ВЕРОНИКА. Похоже, что вы не в духе сегодня, Евгений Карлович. Нельзя так - в нашем возрасте немного удовольствий осталось и еда - одно из них. Ах, если бы вы знали, как мне приходилось себя ограничивать в молодости! Эти изнуряющие диеты, вечером стараешься заснуть как можно раньше, чтобы заглушить чувство голода и мечтаешь быстрее проснуться утром, чтобы наконец поесть. О, завтрак - это было мое самое любимое. Можно есть сколько влезет. И самого вредного! Как вы знаете, утром можно есть все и в любых количествах. Считать калории начинаешь в обед, вот там уже наступает мучение - нужно есть только легкоусваяемое и немного. А ужин? Ужина-то почти нет. И все ради фигуры. Фигура должна быть точеной! А если вам не повезло с конституцией? Вот у меня - кость широкая и чтобы влезать в узкие юбки, нужно было почти совсем ничего не есть! А потом роды, кормление. Сколько же я тогда прибавила и как потом мучительно избавлялась от лишних килограммов! О, как я мечтала тогда о пенсии! Чтобы побыстрее постареть и есть, наконец, сколько влезет! Наконец я могу себе это позволить!
ЕВГЕНИЙ,Вероника Анатольевна, в нашем возрасте как раз надо больше внимания уделять своему здоровью, в том числе и питанию.
ВЕРОНИКА. Ай, бросьте, Евгений Карлович! Теперь-то какой смысл? Ну помру толстухой - в гробу-то я себя не увижу. А возраст списывает все.
ЕВГЕНИЙ. Я лишь о том, что если вы заработаете себе сахарный диабет или проблемы с сердцем и вас разобьет паралич, то вы будете очень непривлекательны в инвалидном кресле и в скрюченном виде.
(Вероника подозрительно смотрит на кусочек торта и нерешительно отодвигает от себя тарелку)
(Александр откланивается и уходит из кафе. Вероника замечает это)
ВЕРОНИКА. Наверное вы правы. Евгений Карлович. Прошу прощения, я вас покину.
(Вероника подходит к столику Ариадны)
ВЕРОНИКА. Радочка, ты прекрасно выглядишь! Кавалеры красят даму в любом возрасте! Ну как, все никак не можешь его вспомнить?

АРИАДНА. Нет, я думаю, что в школе мы с ним и не общались. Да и меня, как ты знаешь, занимал совсем другой персонаж тогда.
ВЕРОНИКА. Как же, помню-помню, у него было такое имя еще странное.
АРИАДНА. Ариэль. Его звали Ариэль.
ВЕРОНИКА. Да, это я помню, когда в нашем магазине появился порошок Ариэль, я, покупая его, всегда вспоминала твоего Ариэля.
АРИАДНА. Вероника, по-моему ты переела шоколадного торта.
ВЕРОНИКА. Ох, не напоминай мне о нем! Евгений Карлович уже успел отбить у меня охоту есть шоколадные торты.
АРИАДНА. Это как же ему удалось?
ВЕРОНИКА. Он пригрозил мне параличом!
АРИАДНА. Из-за шоколадного торта?
ВЕРОНИКА. По-моему да... Ариадна, у тебя сердце крепкое?
АРИАДНА. Да сбоит иногда, но в целом, пока не жалуюсь. С чего ты это так резко сменила тему?
ВЕРОНИКА.А ты посмотри, кто к нам зашел!
(звякает дверной колокольчик. Ариадна оборачивается)
АРИАДНА. Ариэль... Не может быть!
(Вошедший обводит зал взглядом, замечает Ариадну и направляется к ней)
АРИЭЛЬ. Ариадна, так вот где ты сейчас обитаешь.
АРИАДНА. Ариэль! Я... Я очень рада тебя видеть. Присаживайся.. Вероника, дорогая, мне кажется, Евгений Карлович скучает.
ВЕРОНИКА. О, нет, пожалуй, я пойду к Аглае. Попрошу ее принести чай новому гостю.
(Вероника отходит к прилавку. Ариэль присаживается)
АРИАДНА. Ариэль.. кто бы мог подумать. Сколько лет мы не виделись..
АРИЭЛЬ. Много, Рада, очень много. Я всегда знал, что ты и в нашем возрасте не будешь сидеть на лавочке, собирая сплетни.
АРИАДНА. Люди меняются, я вполне могла сидеть на лавочке.
АРИЭЛЬ. Нет, Рада, ты точно не могла бы.
АРИАДНА. Какими судьбами ты здесь?
АРИЭЛЬ. Захотелось тебя увидеть.
АРИАДНА. Только сейчас?
АРИЭЛЬ. Нет, конечно. Я всегда тебя хотел увидеть.
АРИАДНА. Ты не спешил. Сколько не спешил? Лет 50? 60?
АРИЭЛЬ. Это жизнь, Рада. Она не всегда складывется так, как хочется.
АРИАДНА. Не знала, что ты фаталист, Ариэль.
АРИЭЛЬ. Хорошая идея кафе.
АРИАДНА. Спасибо.
(Вероника стоит у прилавка, смотрит как Аглая раскладывает пирожные на витрине)
ВЕРОНИКА. Вот и еще один ухажер у нашей Рады появился.
АГЛАЯ. Это тот самый Ариэль?
ВЕРОНИКА. Да, Аглаюшка, тот самый. Ох, как же она его любила. Он учился на класс старше, писал стихи и был мечтой всех девчонок. Она даже на перемене старалась оказаться там же, где и он. Как-то она помогала в школьном театре, а он там был на репетиции. С тех пор они проводили вместе каждую перемену. А потом случилось невероятное, он никогда не провожал до дому ни одну девочку, а тут стал нашу Раду провожать!
АГЛАЯ. Как романтично!
ВЕРОНИКА. Да не очень. Она-то его любила. А он.. В общем, как поступил он в институт, так и забыл про Раду. Она его ловила у института перед лекциями, из-за этого опаздывала на первый урок. А у нас выпускной класс, мама ее ругалась - успеваемость Радочки устремилась вниз.
АГЛАЯ. Как же так?!
ВЕРОНИКА. А вот так, милая. У него студенческая жизнь, однокурсницы, какое ему дело до школьницы. А потом он женился. На своей однокурснице. Говорят, дочка ректора была. Боялась я тогда за Радочку. Она же не ела, не спала, плакала все время. Насилу вытащили ее из этой пропасти. Поступила она в институт, ну и Лёвушка проявил настойчивость, старался быть рядом, помогал, а потом и предложение сделал.
АГЛАЯ. И Ариадна Львовна согласилась?

ВЕРОНИКА. Согласилась, скорее в отместку Ариэлю, чем питая какие-то чувства к поклоннику. День свадьбы я помню очень хорошо, свадебные Волги Рады и Ариэля встретились у ЗАГСА.
АГЛАЯ. Вот так поворот! Здесь должен быть хеппи-энд! Я так и вижу, что Ариэль бросает свою невесту и идет под венец с Ариадной Львовной.
ВЕРОНИКА. Эта сказка не про нас, увы. Он только посмотрел на Раду, но и только. А она была сама не своя на регистрации. Лев даже боялся, что она чувств лишится.
АГЛАЯ. Как же жестока жизнь!
ВЕРОНИКА. Это не жизнь. Это люди. Ариэль сделал, не без помощи тестя, конечно, хорошую карьеру. Рада родила дочку, Лев с ума сходил от счастья. Больше Ариэль и Рада не виделись. Только первые несколько лет кто-то подбрасывал букет черемухи под дверь Ариадны.Она была уверена, что это был Ариэль. Лев умер рано - сердце подвело, Рада замуж больше не вышла. А что с этим красавцем было и не знаю даже. И вот он явился тут.

АРИЭЛЬ. Прости меня, Рада. Прости меня за все эти годы.
АРИАДНА. Что ж теперь-то. Жизнь сложилась так, как сложилась,
АРИЭЛЬ. Я ведь испугался тогда. Ты была такой... такой умной, так отличалась от наших девчонок. С ними все было просто и понятно. А с тобой... легко и сложно. Интересно и страшно. Когда мы встретились тогда, у загса, я подумал, что это какой-то знак. Я смотрел на тебя, думал, что ты подашь мне его. Но ты меня не замечала. А потом жизнь закрутила, завертела.. Да и жизнь такая была, что хорошо бы себя не потерять. С женой у нас не сложилось, но о разводе никто и не думал – все же дочка влиятельного человека, который для меня все двери открыл. А я тебя вспоминал. И черемуху срывал. Ты ведь понимала, что это я, да? Я хотел, чтобы ты знала,что я думаю о тебе.
АРИАДНА. Ариэль, к чему все это теперь ворошить? Мы прожили эту жизнь как смогли, другой не будет.
АРИЭЛЬ. Моя жена умерла год назад. Я раньше не решался.
АРИАДНА. Да и сейчас не нужно было.
АРИЭЛЬ. Я могу приходить сюда?
АРИАДНА. Конечно, это кафе открыто для всех.
АРИЭЛЬ. Нет, я могу приходить сюда к тебе?
АРИАДНА. Не думаю. Извини, мне нужно проверить все ли в порядке.
(Ариадна поднимается из-за столика и уходит)

Сцена вторая
Те же лица, несколько недель спустя.
Вероника Анатольевна сидит за столиком, дегустируя новый торт с заварным кремом. Александр Францевич с Ариадной Львовной беседуют о чем-то вполголоса. Евгений Карлович в одиночестве пьет чай, отказавшись от любых сладостей. Ариэль сидит за угловым столиком и изучающе смотрит на Ариадну и Александра. Аглая за прилавком заполняет накладные.
(Вероника подходит к Аглае).
ВЕРОНИКА.  Аглаечка, могу я тебя попросить не заказывать больше этот торт с заварным кремом? Он невыносимо соблазнителен.
АГЛАЯ. Ну если не злоупотреблять, то, конечно, можно и позволить себе.
ВЕРОНИКА. Надо спросить у Евгения Карловича, не приводит ли к параличу заварной крем.
АГЛАЯ. Он сегодня совсем мрачный. Я спросила не предложить ли ему что-то к чаю, так он буркнул что-то и даже не посмотрел на меня.
ВЕРОНИКА. Он не один сегодня мрачный. Посмотри на Ариэля, что-то он зачастил к нам сюда. А как он смотрит на Александра Францевича и нашу Раду!
АГЛАЯ. Ревнует!
ВЕРОНИКА. Как же! Он, наверное, думал, что можно появиться здесь как ни в чем ни бывало и непринужденно разговаривать с Радой, словно он только вчера ее проводил до дому после уроков! Неет, ревности ему мало! Пусть думает, что Александр Францевич - кавалер Ариадны.
АГЛАЯ. А разве это не так? Смотрите, Александру Францевичу и дела нет до других дам, для него существует только Ариадна Львовна.
ВЕРОНИКА. Да, наша Рада - завидная невеста.
АГЛАЯ.  Извините, Вероника Анатольевна, но я вынуждена оставить вас, а также разбить нашу романтическую пару, пришли отчеты по накладным, и мне нужно обсудить их с Ариадной Львовной.
ВЕРОНИКА.  О, конечно, тем более, что мне очень нужен Александр Францевич.

(Аглая с кипой бумаг подходит к столику Ариадны, что-то говорит ей. Ариадна кивает. Александр Францевич улыбается и прощается с Ариадной. Вероника занимает свободное место за столиком у прилавка и машет Александру Францевичу)
ВЕРОНИКА. Александр Францевич, не присоединитесь ко мне?
АЛЕКСАНДР. С удовольствием, Вероника Анатольевна.
(присаживается)
ВЕРОНИКА. Должна вам сказать, Александр Францевич, что вы совсем забыли про меня!
АЛЕКСАНДР. Прошу прощения, Вероника Анатольевна, виноват, виноват.
ВЕРОНИКА. Что вы, при других обстоятельствах я бы на вас обиделась, но сейчас я даже этому рада.
АЛЕКСАНДР. Что же это за обстоятельства такие?
ВЕРОНИКА, А вон эти обстоятельства сидят за столиком в углу.
АЛЕКСАНДР. О, я давно хотел спросить, кто это. Он у нас недавно же появился.
ВЕРОНИКА. А это бывший ухажер Ариадны. Да-да. Они познакомились еще в школе. Он учился на класс старше. Ариадна была в него влюблена. А он.. он просто играл ее чувствами. Просто дружил. Это была такая трагедия для Рады!
АЛЕКСАНДР. Вот как! Так значит они учились вместе.
ВЕРОНИКА. А теперь он пришел сюда, как ни в чем ни бывало, уверена, он даже не извинился перед ней! Александр Францевич, прошу вас, не оставляйте Ариадну! Знаете, воспоминания молодости.. они иногда так ранят. А у Ариадны недавно инсульт был. Ни к чему ей переживания. 
АЛЕКСАНДР. Вероника Анатольевна, простите, ради бога! Мне нужно посетить врача и если я тут еще просижу полчаса, то точно не попаду. Вынужден откланяться.
ВЕРОНИКА. Конечно, Александр Францевич, дорогой! Здоровье в нашем возрасте важнее всего. До свидания!
(Александр уходит)

Сцена третья.
Спустя несколько дней. Те же лица.
Вероника за угловым столиком задумчиво пьет чай и поглядывает на прилавок, за которым стоят Ариадна с Аглаей и разглядывают проспекты новой мебели. Евгений Карлович все так же хмуро сидит за столиком и не обращает ни на кого внимания.
Ариадна возвращается за свой столик. Аглая подходит к Веронике.
АГЛАЯ. Вероника Анатольевна, как вы себя чувствуете?
ВЕРОНИКА. Спасибо, Аглаечка, сообразно своего возраста.
АГЛАЯ. Я наблюдаю за вами все утро и заметила, что вы сегодня молчаливы и даже грустны.
ВЕРОНИКА. Ах, Аглая, я в такой ситуации, что даже не знаю, что и делать!
АГЛАЯ (присаживается). Что-то случилось?
ВЕРОНИКА. Ты помнишь, как к нам пришел Александр Францевич? Как он сразу заприметил Ариадну и стал ее обхаживать?
АГЛАЯ. Конечно, помню. Мы еще шутили, что Ариадна Львовна завидная невеста.
ВЕРОНИКА. А потом появился Ариэль и, я видела, в тот вечер, Ариадна валидол пила.
АГЛАЯ. Ее так взволновал приход Ариэля Давидовича?
ВЕРОНИКА. Вот и я о чем! И я подумала, что лишние волнения Раде ни к чему. Рассказала Александру Францевичу кто такой Ариэль. Я очень надеялась, что он, как истинный кавалер, не уступит Ариадну и оградит ее от Ариэля. А получилось наоборот, Александр Францевич мгновенно забыл Ариадну и ни на шаг не отходит от меня!
АГЛАЯ. Ох, я заметила, Вероника Анатольевна! Еще подумала, какой коварный у нас Александр Францевич.
ВЕРОНИКА. А мне каково! Стыдно Раде в глаза смотреть! Увела жениха!
АГЛАЯ. Ну что вы, вы же ничего не делали! Он же сам!
ВЕРОНИКА. А как мне это Раде объяснить? Как же все это некрасиво выглядит!
АГЛАЯ. А вы поговорите с ней, вы же давние подруги. Она поймет! Да и не думаю, что у нее были виды на Александра Францевича.
ВЕРОНИКА. Так я пыталась, но ее постоянно кто-то перехватывет! Но очень сложно говорить об этом. Даже как-то смешно в нашем возрасте! Да и Рада такая, что прямо не скажет. Спроси я ее напрямую, она ответит что-то в духе: "Никочка, да забирай ты этого кавалера со всеми потрохами!".
АГЛАЯ. А вам нравится Александр Францевич?
ВЕРОНИКА (смутившись, теребя платок в руках). Разве в нашем возрасте это важно, Аглая? Вот я развелась давно, сыновья, Саша и Богдан, самостоятельные, уже и внуки взрослые, того и гляди скоро правнуки пойдут. Времени на маму и бабушку у них остается немного. Подружки есть, конечно, но сейчас мы только созваниваемся – многим уже трудно выходить из дома, кто-то даже уже с кровати не встает. Да и телефонные разговоры иногда так тяготят – мы же говорим, в основном, о том, что у кого болит, какие дорогие лекарства, да о том, что дети и внуки не звонят и не приезжают. Так тоскливо становится на душе от этих разговоров.  А вот так, чтобы поговорить вечерком за кружкой чая – так и не с кем. Смешно, конечно, в нашем возрасте говорить про любовь, скорее можно думать о партнерстве и о том, чтобы было кому стакан воды подать.
АГЛАЯ. Вероника Анатольевна, вы совсем помрачнели. Не переживайте. Попробуйте поговорить с Ариадной Львовной сегодня вечером! У нас сегодня небольшое мероприятие. Думаю, все будут в приподнятом настроении, вот и поговорите. Ох, извините, мне Ариадна Львовна машет.
ВЕРОНИКА. А что у нас за мероприятие?
АГЛАЯ. Сейчас услышите.
АРИАДНА. Аглая, деточка, вы не могли бы сказать громко, что у нас на повестке дня важный вопрос, боюсь, меня они не услышат.
АГЛАЯ. Конечно, Ариадна Львовна.
(Аглая выходит на середину кафе)
АГЛАЯ. Внимание, уважаемые посетители! У нас важное объявление.
(Ариадна встает из-за стола и подходит к Аглае. Аглая отступает в тень)
АРИАДНА. Дорогие мои, сегодня у нас знаменательный день – день рождения нашего  Евгения Карловича!  Евгений Карлович, не прячьтесь от нас,  покажитесь!
(все оборачиваются к Евгению Карловичу. Тот смущается, неловко поднимается и выходит в центр, опираясь на трость)
АРИАДНА. Евгений Карлович, от всего сердца поздравляем вас с днем рождения! Желаем вам крепкого здоровья, хорошего настроения и побольше оптимизма! Примите от нас всех вот этот торт и небольшой конверт. И, конечно же, букет!
(Круг расступается, пропуская Аглаю, которая несет белый торт с  витиеватой шоколадной надписью «Поздравляем!». Ставит торт на столик Евгения Карловича и все, кто был в тот момент в кафе, нестройным хором громко говорят «С днем рождения!».  Евгений Карлович совсем смущается от такого внимания: опускает глаза и нервно теребит трость).
ЕВГЕНИЙ.Спасибо большое. Очень неожиданно и приятно.
АГЛАЯ. Говорите речь, Евгений Карлович, сегодня вам отмолчаться не удастся!
ЕВГЕНИЙ. Да ну что вы, Аглая, какая уж тут речь. В нашем возрасте дни рождения – это, скорее, повод погрустить, чем порадоваться. Знаете, ведь многие из моих друзей не дожили до моих лет. 
АГЛАЯ. Это ли не повод  порадоваться, Евгений Карлович?
ЕВГЕНИЙ. Это повод погрустить. Вот этот совершенно прекрасный торт, цветы и даже конверт – это очень приятно. Но, знаете, я бы отдал все торты мира за то, чтобы сейчас со мной были мои приятели. Сашка, с которым мы вот такую щуку однажды поймали, Даниил, который был лучшим моим соперником по шахматной доске. И пусть мы уже не пойдем на рыбалку и не сыграем в шахматы, но мы могли бы сидеть и вспоминать. Самое ценное – это когда живы люди, которые помнят тебя молодым, которые были свидетелями твоей жизни.  Тогда жизнь имеет смысл. А так мне иногда кажется, будто я и не жил вовсе – ведь никто уже не помнит что я делал в своей жизни, каким другом был, каким специалистом, каким начальником.  Свидетелей моей жизни уже не осталось.
(смотрит вверх, вздыхает)
Я никогда не был верующим человеком, слишком прагматичен, как и подобает инженеру. Но последнее время я молюсь. Молюсь, чтобы меня поскорее забрали туда (показывает наверх). Там ведь такая хорошая компания собралась. Там все мои. И я хочу туда. Я им там нужен.
(опускает голову, берет букет и выходит из кафе)

Сцена четвертая.
В кафе Вероника Анатольева и Александр Францевич.
ВЕРОНИКА. Знаете, Александр Францевич, у меня все не идет из головы то, что сказал Евгений Карлович. Он ведь сказал очень правильную вещь: мы живы пока мы нужны.
АЛЕКСАНДР. Насколько я знаю, у Евгения Карловича никого нет?

ВЕРОНИКА. Да. С женой он развелся давно, детей у них не было, жили скромно. После развода он и вовсе замкнулся. Была у него пара приятелей, с которыми он на рыбалку ездил или по пятница в шахматы играл. Но они ушли в мир иной несколько лет назад. С тех пор Евгений Карлович совсем один остался.
АЛЕКСАНДР. Так страшно остаться одному. Особенно когда ты немощный. Вероника, вы славная женщина. Я не могу с вами быть нечестным. Я вам все расскажу. Я - охотник за состоятельной невестой.
ВЕРОНИКА (смеясь). Александр Францевич, ой, ну вы умеете расмешить! Это очаровательно! Вы и охотник за состоятельной невестой!
АЛЕКСАНДР. Не смейтесь. Это правда. Я никогда не учился с Ариадной и вами в одной школе. Я пришел в это кафе, чтобы познакомиться с одинокой женщиной, чтобы вместе доживать свой век и помогать друг другу.
ВЕРОНИКА. Ой, Александр Францевич, а вы думаете, что вы один об этом задумываетесь! Да многие одинокие старики, вроде нас с вами, боятся одного - как бы не остаться в одиночестве в старости!
АЛЕКСАНДР. Вы не все знаете. Вот у вас сыновья, внуки. А у меня никого. Моя жена, дочь и внучка погибли в страшной автокатастрофе. Ехали ко мне в больницу, а на дороге лед. Дочка за рулем была. Не удержала машину. Вышел я из больницы, пришел домой, а там внучкины игрушки, недопитый чай жены, дочкины вещи. Их нет, а вещи есть. Был у меня один-единственный приятель, который предложил пожить у него. Дома мне сликшком тяжко было. Квартиру хотел продать. Но, видно, очень спешил. Набрал первый увиденный в газете номер конторы. Ну и... лишился квартиры. Мошенники оказались. Сейчас живу у приятеля. Но вот беда. Его дочь заканчивает ремонт в доме и забирает своего отца к себе. Квартиру они продают. Я бездомный, понимаете, Вероника Анатольевна. Мне скоро будет негде жить, у меня никого нет. Пенсия моя слишком маленькая, хороший социальный дом я не потяну - там условия приема жесткие. А в обычный дом престарелых я не пойдут - лучше сразу петлю на шею. Вот дочка приятеля и посоветовала найти одинокую женщину со своей жилплощадью и сойтись. Увидела статью в газете про ваше кафе и сказала, что это вроду клуба и может быть тут я кого-то найду.
ВЕРОНИКА. Неужели так можно, Александр Францевич?
АЛЕКСАНДР. Я уже и не помню как можно, Вероника Анатольевна.
ВЕРОНИКА. Вы правы, Александр Францевич. Не мы диктуем условия – жизнь диктует. (улыбаясь). В конце концов, что мы теряем? Жизнь наша и так подходит к концу.
АЛЕКСАНДР. Я не знаю, что сказать, я смущен и растерян. (опускает глаза, комкает салфетку)
ВЕРОНИКА. Мы больше не одни, Александр Францевич! Больше тут ничего и не надо говорить.
(входит Аглая)
АГЛАЯ. Доброго дня Вероника Анатольевна, Александр Францевич!
(Александр и Вероника хором здороваются)
АГЛАЯ. Вероника Анатольевна, скажите, вы не знаете, все ли в порядке с Ариадной Львовной? Я не видела ее уже несколько дней.
ВЕРОНИКА. Не знаю, Аглаюшка. Мне не здоровилось и я сама здесь не была. Не знала, что и Рада не приходила.
АГЛАЯ. Волнуюсь я почему-то. Да и Ариэля Давидовича не видно давно.

АКТ второй
Небольшая комната. Обои голубоватого оттенка. Бесхитростная мебель: кровать у стены, рядом тумбочка с лекарствами. Письменный стол у окна, небольшой телевизор на нем, и кресло рядом. на стене над креслом следы от постера, скорее всего, календаря.
В кресле сидит Ира. Входит Аглая с коробкой в руках.

АГЛАЯ. Здравствуйте, вы Ира? Меня зовут Аглая, я присматривала за вашей бабушкой.
ИРА. Да, я Ира. Здравствуйте. Я... Мне позвонили... Словом, мне сообщили, что умерла моя бабушка и я приехала. Секретарь сказала, что это бабушкина комната.
АГЛАЯ. Да, здесь жила Ариадна Львовна. она умерла две недели назад. У нас отмечено, что на момент ее поступления в наш дом престарелых, у нее были родственники. Сразу после констатации факта смерти, мы направили уведомление по адресу. Так как ответа не было, на четвертый день ее похоронили на нашем кладбище, это через парк по диагонали. Вещи у нас хранятся месяц, по истечении которого, если родственники не объявляются, они уничтожаются.
ИРА. Я, понимаете... Мы переехали в другую страну, а бабушка осталась тут. Потом она заболела, а взять к себе мы не смогли, мама приехала и устроила ее сюда, к вам. Мамы не стало год назад. Жильцы, которые снимают мамину квартиру только недавно передали мне письма, которые приходили на тот адрес.
У бабушки была сестра, но они не общались и я не знаю, где она и что с ней. По ее адресу живут уже другие люди.
АГЛАЯ. Да, я понимаю. Ира, а что бы вы хотели? Мне передали, что вы хотите поговорить об Ариадне Львовне?
ИРА. Да. Понимаете, я почти не помню ее, я была маленькая, а потом мы уехали. Бабушку я помню очень смутно. Иногда мама привозила меня на старую квартиру и оставляла с бабушкой на целый день. Кажется, мы что-то готовили вместе. Булочки с маком, да, это были булочки с маком. И какое-то неуловимое ощущение трагедии витало в бабушкиной квартире. Я спрашивала маму, но та только отмахивалась, мол, бабушка сложный человек, не обращай внимания. А потом мы переехали в другую страну и по праздникам стали приходить открытки. А потом, знаете, я даже не заметила, что они перестали приходить. Почему здесь так тихо?
АГЛАЯ. Сейчас все на занятии в парке. Знаете, как в школе детей выводят на прогулку, так и мы выгуливаем наших стариков. (пауза) Я принесла вам вещи Ариадны Львовны. Правда, вещи - это громко сказано, кроме одежды осталась только вот эта коробка. Ариадна Львовна иногда целые дни проводила, держа эту коробку, перебирая вырезки и фотографии.
ИРА. Это какие-то газетные вырезки, статьи о людях. Я не знаю их. (перебирает вырезки) Расскажите мне о ней, пожалуйста.
АГЛАЯ. Я вам лучше раскажу об этих людях. Вот это, (берет пожелтевшую вырезку из газеты, на фотографии был усатый военный) - это ее поклонник, Александр Францевич. Он приходил в кафе в то же время, что и Ариадна,  и как мог, ухаживал за Ариадной, но когда появился Ариэль, то Александр Францевич переключился на Веронику Анатольевну, подругу Ариадны.
Вот это, (достает еще вырезку) и есть тот самый Ариэль, они вместе учились, она его любила, а  он женился на другой, но даже после свадьбы он присылал Ариадне букет черемухи, как раз в день ее рождения. Много позже он ее нашел и на этот раз ему хватило смелости признаться, что он до сих пор ее любит. Ариадна Львовна рассказывала, что это было очень романтично, но поздно. Это Ника, Вероника Анатольевна - подруга вашей бабушки. Они дружили со школы и до самого конца. А это – Евгений Карлович, один из завсегдатаев.
ИРА. Аглая, извините, у меня голова кругом. Но эти люди на фотографих в газетных вырезках... Тут же везде разное время. И люди разные. Они, что, все знали бабушку? И когда все это было? И какое кафе вы все время упоминаете?
АГЛАЯ. Ариадна Львовна считала, что руководит кафе для престарелых. Такое кафе воспоминаний. А все эти люди... Я уверена, что они существовали только в ее воображении. То есть, они, конечно, реальные, но она с ними незнакома. Это воображаемое кафе было ее отдушиной. Стоило только мне зайти в комнату, она принималась рассказывать мне о том, что она никак не может вспомнить Александра Францевича, что Ника снова забыла, как зовут ее внучку. Как-то я нашла у нее журнал с изрезанными страницами. В тот день в кафе воспоминаний появился новый посетитель, Ариэль. Ариадна Львовна рассказывала обо всех так подробно, что мне казалось, что это все действительно было в реальности. Только о себе ничего не говорила. Я больше знаю об этих людях, чем о ней самой. Она была неуловимой, как-то я ее спросила, не пишет ли ей кто-то из родственников, а она ответила, что никто не пишет  и тут же стала рассказывать смешную историю из жизни Ники.В последние пару месяцев память ее стала подводить, она путала Александра с Евгением и почему-то считала Нику своей сестрой, которую она потеряла в детстве. Ира, вам плохо?
ИРА. Нет, все в порядке. Просто душно. Можно открыть окно?
АГЛАЯ (пытаясь открыть окно). Сейчас попробую, помню, тут ручка не поддавалась. Если хотите, пройдем в парк.
ИРА. Нет, я... можно я побуду здесь?
АГЛАЯ. Конечно. Я могу вас оставить? С вами все в порядке?
ИРА. Да-да, идите. Я подойду на ресепшн потом.

(Аглая выходит из комнаты. Ира подходит к столу, раскладывает вырезки на столе и вглядывается в них. Потом берет телефон и набирает номер)
ИРА. Миша? Привет. Да,я здесь. Я хочу тебя попросить. Я знаю, да, бизнес-план булочной уже готов. Но пусть это будет не булочная, пусть это будет кафе для стариков, для тех, кому одиноко, кто всеми забыт, но еще жив. (пауза) Нет, я тебе потом объясню, мне надо все осмыслить. Это так страшно, Миш. Она была тут совсем одна. Нет, называть Ариадной мы кафе не будем. Пусть это будет "Кафе воспоминаний". Может когда-то в нем появится своя Ариадна Львовна. Мне это важно, Миш. Спасибо, дорогой! Нет, со мной все в порядке. Мой вылет вечером.
(убирает телефон в карман. Подходит к распахнутому окну, вдыхает воздух)
Прости меня, бабушка. Я приеду еще. Когда все будет готово. Я обязательно приеду!

Занавес.