Кое-что о нас

Алма Баян
Общеизвестно... но порассуждаю:))


Стоит обратить внимание на кое-что в нас, дабы лучше узнать кое-что о себе... Это «кое-что» узнаваемо. Обычно, узнаваемые, знакомые вещи нас радуют. Будь то мысль, или лицо, напоминающее нам кого-то из симпатичных знакомцев...

И здесь, в этой статье, кое-что узнаваемо. И тема узнаваемая: Какими нас видят окружающие? А точнее: Как, каким образом складывается наш «портрет» - образ?

Мы как-будто бы знаем, как выглядим в глазах окружающих, но в общих чертах. С годами, все меньше задумываемся на тему «как я выгляжу», не тормозим в этом месте. Как выглядим – так выглядим, есть некий референтный круг, мнением которых дорожим, остальным можно пренебречь.

Но нравиться окружающим – естественное побуждение, желание быть привлекательным – в природе человека (это связано с врожденными вопросами выживания в социуме), поэтому, все-же, вопрос «Какими мы видимся окружающим?» находится в поле нашей повседневной жизни, независимо от того, хотим мы обращать на него внимание или нет, он здесь, он рядом, висит в воздухе и никуда от него не деться;.

Хотя, конечно, темп жизни такой, что, порой, некогда вникать даже в важные вещи, к примеру, чем дышит родное дитя, как оно живет и даже в каком классе оно учится в «б» или в «в» (это мой случай), либо задать любимому мужу зависший вопрос, который Ваш мозг любезно зафиксировал и определил на полочку «Внимание, срочно разобраться!» (кто-то звонил на днях и муж как-то странно – очень странно ответил...). ;

Наш мозг – супер-компьютер, делает свою работу, стремясь сохранить все, что можно, на его взгляд нужного-полезного, классифицировать - определить на «полочки» – в нужные «папки», хотя бы и во временные. Бывает, что папки покрываются толстым слоем пыли, прежде, чем их содержимое может нам понадобиться.
Мозг, при случае – выдает нам то, что вроде, как знакомо, но либо не подвергалось пристальному вниманию с нашей стороны, либо мы помнили когда-то об этом, да подзабыли, либо что-то такое думали, но не додумали, чувствовали – но недочувствовали.

Ну, что-ж, возможно, кое-что из нижеследующего – это как-раз знакомое, но «недоформулированное» (попробую выразиться так).


Наш Образ

Как-то, в очередной раз, моя подруга не захотела показываться мне по видео на айфоне, поскольку была «не в форме» («не хочу, чтобы ты видела меня, сегодня – я страшная!»), я ей постаралась объяснить, что ее Образ настолько плотно улегся в моей голове (на ее персональной полочке в моей личной картотеке памяти), что как бы она не выглядела на данный момент времени, ее образ для меня останется неизменным.
Вряд ли ненакрашенность моей подруги сможет повлиять на ее образ, который в моей душе складывался десятилетиями. Я помню ее разную и потому ее образ давно обрел четкий силуэт. Разве что я не буду видеть подругу десяток лет, а когда увижу – обнаружу сильно постаревшей. Но и в этом случае, скорее всего, ее образ лишь подкорректируется, да и то, как я это называю – «в общей зоне», а в «фокусе» же моего внутреннего зрения – ее образ может остаться неизменным или почти неизменным. 
Но, конечно, бывают случаи, когда может произойти такое в жизни с человеком, что способно повлиять на его образ – до неузнаваемости. ;

Все, думаю, замечали, что чем больше времени мы знаем человека, тем медленнее и сложнее корректируется его образ, тем непоколебимее он.
Матери видят своих детей по-иному, чем окружающие. Для матерей образ их детей складывается из пеленок-распашонок-бессонных ночей-беспокойства-любви, они и видят изменения в своих детях, но во внутреннем зрении матерей из-за морщинок повзрослевших детей будет всегда «выглядывать» детское лицо. Не буквально-визуально, а в чувствовании.
За Вашим Образом в глазах сестер-братьев, друзей из детства – тоже будет стоять Ваше «детское лицо». Друзья детства видят нас по-иному, чем друзья-сокурсники или сослуживцы, или случайные знакомые, или соседи (хотя соседи, порой знают о нас такое (!), чего не знают и самые близкие;)

Образ – это собирательный зрительный портрет вперемежку с ощущениями-чувствами. Можно совсем не помнить лица, но Образ «видеть» - чувствовать.


Мы многогранны и слоисты

Конечно, мы ведем себя с разными людьми по-разному, и степень знакомства оказывает влияние на то, какими нас видят окружающие. Человек многогранен и многослоен.
Качество общения зависит от того, на каком слое мы общаемся. Поверхностно, на верхнем слое – мы общаемся с малознакомыми людьми, чаще всего – это формальное общение, порой, оно ограничивается прописными правилами общежития: вежливые фразы, «разговор» о погоде, на вопрос «Как дела?» отвечаем «Хорошо», хотя всё вовсе плохо (к слову вспомнилось, как поражалась моя мама в 80-х годах, когда из телеков-видиков хлынули потоком американские фильмы: «Почему они говорят «Все ок!», даже, когда умирают?» Потому что – правила общежития;).

Дома – мы одни, на работе – другие, с подругами – третьи, с мужчинами – четвертые и т.д.. Обычно, самые близкие родственники знакомы с нашими более глубокими слоями, потому-то часто с родственниками не церемонятся («Что Вы на меня кричите, будто я Ваш родственник?»)
Сокровенная глубина ведет себя молчаливо, на свои нижние слои мы почти никого не пускаем... Копаем до них всю жизнь и можем так и не докопаться, а если до чего-то докапываемся, то и самых-рассамых любимых и близких по духу можем туда не пустить, что уж говорить о «не самых». Многим из нас нередко требуется смелость, чтобы коснувшись нижнего слоя, остаться там и хорошенько осмотреться.... Побаиваемся взглянуть... Как в бездну, а вдруг там – нечто совсем табуированное? Даже нежное, розовое тельце - сердцевину души мало кому покажешь, а уж нижний слой... Хотя нижний слой (впрочем, как и все слои) – обширен по горизонтали. Чего там только нет! Впрочем, кое-что и из того, что есть и на более верхних слоях, но только – в истинном свете, без прикрас, со всеми подоплёками.

Мы – многогранны и многослойны и соприкасаться с миром разом всеми своими поверхностями и глубинами не можем, поэтому сколько людей, с кем мы сталкиваемся, столько и наших образов. И все наши образы от разных людей – это тоже мы.
 Но! Настолько по-разному нас видят окружающие, что заглянув к ним в души, можно себя и не узнать;. Поскольку наш личный образ в нашем восприятии отличается от наших образов в душах других людей.
Всем знакомые ощущения: мы не узнаём своих голосов... Не узнаём, потому что слышим их как-бы изнутри, и ни одно зеркало не способно отразить нас по-настоящему, не говоря уже о том, что смотрим мы на себя в такие моменты особенным взглядом и чаще всего – статичным.
Все, что мы видим-слышим-чувствуем проходит через наш личный фильтр под названием Восприятие.


Восприятие

Да, все дело в восприятии! Наше восприятие – это мы и есть. Все, что проходит через нас – интерпретируется нами. Конечно – наш образ находится в антураже и контексте личности интерпретатора.
Я вижу красивого мужчину, на взгляд мужа – ничего особенного (нос у него кривой или лоб низкий;).
Мои каноны красоты, как и всякого человека, складываются на протяжении всей жизни. Проследить откуда что выросло – можно, хотя и сложновато, да – неважно. Важно, что мое восприятие отлично от другого восприятия. Никакой объективности, конечно, сплошной субъективизм;.

Часто бывает, что мы, знакомясь, и еще совсем не зная человека, моментально создаем в головах его субъективный Образ, наделяя качествами, которые могут быть ему и не присущи, но зато органично вписываются в нашу личную «систему типажей». При знакомстве с теми, чей Образ из категории «симпатичных» (лежит в нашей мысленной картотеке на полочке «симпатичные»), мы склонны приписывать им добродетели. А затем разочаровываемся при несовпадении с домысленным. Конечно-же, образы подвержены непрерывной коррекции...

Мы – как исполнители авторского произведения, как чувствуем – так и «живем» его (произведение)... Сегодня чувствуем так, а завтра – по-другому. Слишком много нюансов, факторов, определяющих нашу интерпретацию на данный момент времени. Всё  - в восприятии!

И многое (если не всё) зависит от того, с какой «линейкой» мы подходим к тому или иному явлению. Отличника ругают за четверку, а двоечника – за нее же – хвалят.
И кАк мы смотрим на что-то в данный момент времени, в каком состоянии души, тоже влияет на восприятие.  Все зависит от смысла, которым наделяется «объект». Одно и тоже лицо можно «видеть» по-разному…
К примеру: перед Вами женщина 75 лет, но выглядящая намного моложе. Вариант восприятия 1: если Вы в курсе ее возраста, то подумаете, что она прекрасно выглядит и почувствуете свое одобрение и симпатию. Вариант восприятия 2: если Вы не в курсе ее истинного возраста, то можете решить, что перед Вами зрелая женщина, но «подуставшая», навряд ли такой взгляд вызовет те же замечательные чувства (из первого варианта).  Важен угол зрения, настройка нашего фокуса в момент восприятия.

Как-то одна девушка (назовем ее Лисой) расписывала свою красивую подругу (назовем ее Белкой) приехавшему издалека другу, который, подогретый лисиными дифирамбами в адрес незнакомой Белки, с нетерпением ждал встречи с ней. Создав образ Белки в своей голове, он был несколько обескуражен, когда увидел ее (Белку) воочию: перед ним была, хотя и красивая девушка, но вовсе не та, чей образ он нарисовал в своем воображении. Лиса расписала Белку, как нечто невообразимо прекрасное и сделала это, ради того, чтобы получить именно такую реакцию своего друга (при такой подготовке (!) Белка, конечно-же, проигрывала описательному Лисой образу).
Ох, Лиса-Лиса... Такие Лисы не замечают, что их грубая работа видна окружающим, но такой самоуверенный типус встречается нередко, увы. Но мы – не об этом;.

Первое впечатление наиболее устойчивое, что давно известно. При первом знакомстве создается База вашего Образа. Предпочитаю, чтобы моя База в глазах других была несовершенна, чтобы было куда «положительно» развиваться моему образу, потому что в ином случае – вырисовывается путь, ведущий к разочарованию.

Почему первое впечатление – самое сильное? Думаю, потому, что наш образ помещается на «пустое» место на отведенной нам полочке в голове новых знакомых, далее, взглянув на эту полочку, они будут видеть нас в нашем первом образе, дальнейшее же развитие базового образа – корректировка. А корректировка – это всего лишь корректировка, вещь не такая сильная, как создание образа.
То есть, говоря научным языком образуются новые нейронные связи;, и очень важно начало образования связи.

Мы все разные и в то же время похожи друг на друга. И внутренне, и внешне. Но более всего, воспринимается лицо человека. Общеизвестно, к примеру, что люди прежде всего, хорошо различают в пространстве именно человеческое лицо.

Существуют определенные типажи, которые определяют по параметрам структуры лица. Таким образом, к примеру, поделили людей на расы (правда, в этом случае еще и учитывался цвет кожи).

Порой, мы не помним лиц, но помним образ. И наш образ не в последнюю очередь формирует выражение лица.


Выражение лица

Вы замечали, что лицо «делают» не только черты, но и выражение? Гораздо больше похожести между абсолютно разными в антропологическом смысле лицами, но с одинаковым выражением лица. «Выражение» –  «обязано» мышцам, в основном – мимическим (и морщинкам). Например, люди с печатью интеллекта на лице похожи друг на друга. Интеллигентные лица похожи, даже, если принадлежат разным расам. И почему старики так похожи?
«Общее» выражение лица роднит европейца, азиата, африканца...

Говорят, глаза – зеркало души. Но, думаю, что сами по себе глаза ничего не выражают (минимальную роль могут играть суженные или расширенные зрачки), выражение глаз формируется мимическими мышцами. Все дело в них! Положение мимических мышц – вот что в основе выражения лица!

О, кстати, придумался наглядный пример: Улыбка способна «породнить» совершенно разные лица (это ведь тоже – «выражение лица»). Улыбка – это положение определенных мышц, в том числе и малейших – мимических; (к слову сказать: оказывается, у нас есть мышца смеха, так и называется, прогуглила только что!).


Для себя мы почти не определяем в словах все то, о чем я писала выше, просто – подсознательно чувствуем.
Чувствуем, как мы выглядим в глазах окружающих, какими мы им представляемся.

Напоследок хотела сказать кое о чем важном для себя (вдруг кому-то пригодится): Когда ты ради кого-нибудь, допустим, ради спасения ближнего, изменяешь себе (надеваешь на время чужую маску, наговариваешь на себя, полагая, что с тебя не убудет) во имя кого-то (пусть даже дорогого кого-то), то можешь не заметить метаморфозу – твой образ не только рискует поменяться в глазах того, ради кого ты идешь на это, он вообще, в принципе  – меняется. А, порой, даже на малый процент нарушая свой образ в глазах пусть не самого близкого, но, все-же, достаточно близкого человека – рискуешь показаться незнакомцем...


Подведем итоги моим рассуждизмам?

Как окружащие нас видят? По-своему. Каждый – по-своему.
Сколько людей, столько и мнений. Перефразируя Окуджаву: каждый слышит, что он слышит, каждый видит, как он видит.

А какие мы? Для себя? Что же составляет суть нашего образа? А всё! Интонации, жесты, мимика, характер, поступки, мысли, намерения, умения, кругозор и т.д. и т.п.

Так, какие мы в глазах окружающих?  Разные... Потому что в нас заключено много разного, мы объемны и в нас полно всего: мы и добрые, и злые, строгие и кокетливые, порой – девочки, а порой - тетеньки, легкие и тяжелые в общении, сильные и слабые, мягкие и даже мягкотелые, но и резкие, принципиальные, легкие и тяжелые в общении, веселые и угрюмые, то мы сердобольные мамаши, то ведем себя, как нелюбимые или любимые училки, то как нерадивые мамочки, то как очень даже радивые, то мы умницы, то мы дурочки, то мы бесконечно терпимы к недостаткам других, то не выносим мелочей и т.д. и т.п.
И вид наш меняется, порой, до неузнаваемости, наши мимические мышцы мгновенно реагируют на наше настроение, так что, порой, нас не узнают, да и мы себя не узнаем... Но это всё мы. В нас сложный компот из разных ингредиентов, и все наши «портреты» - части нашего очень объемного образа. Жаль, что нет каких-нибудь мозговизоров, где можно было увидеть весь образ целиком. Но, возможно, и хорошо, что мы себя не можем определить на какую-нибудь определенную полочку в нашей мысленной картотеке, ведь узнавание-познавание себя – это движение, а движение, как известно – жизнь. И с годами мы меняемся, меняется наш образ. Но это всё мы. Куда денешься?:)))