Ардаббатыр

Таня Калистратова
   Поэма является частью цикла легенд и сказаний
         о древнем "Шаш-Илаке"
А, точно то неизвестно,
Где жил вождь мугов Яган,
То ли в Киракиесае место,
То ли в Сардобсае  стан.

Наверно обе долины,
Нравились очень ему,
И гор Илака вершины,
Знали причину тому.

Имел одного он сына,
Гордость любимец он всех.
Он славен умом и силой,
Ему сулили  успех.

Яган со своим сыном Ардабом,
Был часто у Утемби в гостях,
Не то, чтоб владенья рядом,
А просто, друг падишах.

У Утемби падишаха,
Была красивая дочь,
Брови, как крылья в размахе,
Глаза, словно тёмная ночь.

Отец в ней души не чаял,
Баловал дочь Байсагуль.
Один взгляд  её - и таял,
Всегда берёг он от бурь.

И вместе они мечтали,
Что дети поженятся их.
Ну, а пока подрастали,
Невеста, да и жених.

Стремительно мчатся годы,
Как будто потоки с гор.
Скоро знатные роды,
Сыграют свадебный той*

Их, дети давно  влюбились,
Прожить не могли и дня,
Мечтания чтоб воплотились,
Когда их соединят.

Ардаб был бесстрашный воин,
Дружину он в бой водил,
Народ в племени спокоен,
Он мудростью всех сразил.

Ну, вот ползли всюду слухи,
И множила их молва,
Что старый устой их рухнет,
Что с ним и придёт беда.

Что в новую обратят их веру,
Мечом отлучат от другой,
А если примешь измену,
То целым вернёшься домой.

Но эта вера их предков,
Чьи корни в века ушли.
Здесь верили очень крепко,
В стихии и в силу земли.

-«Яган, пригласи Ардаба,»-
 Сказал падишах Утемби,
«На верность присягнём мы арабам,
Никто  не будет убит.

И дети поженятся наши,
И внуков нам народят,
Никто нам не будет страшен,
Потом  живут, как хотят.»

Нахмурил седые брови,
Яган, и плюнул в него,
-«Предатели нам не ровня!
Не ожидал я того!»

Покинул дворец поспешно,
Ардабу всё рассказал.
Батыр почти безутешен,
Утемби, как отца почитал

Падишах, так быстро скончался,
Наверно хватил удар.
Ардаб к Байсагуль примчался,
Глазами её пронзал-

«Верна ли ты, моя радость,
Той клятве вечной любви?»
-«Мне в жизни ничего не надо,
С собой меня позови!

Пойду с тобой на край света,
В ад поведёшь или в рай,
Лучами любви согрета,
И в жёны меня забирай»
……………………………
А между тем покорялся,
 Новой вере народ,
Ардаб лишь сопротивлялся,
И мугов водил в поход.

Они налетали резко,
Нанося ощутимый урон,
И повод давали веский,
Считать себя, как заслон.

В горах они обитали,
Оттуда открывался обзор,
О, всех продвиженьях знали,
Чтоб вовремя дать отпор.

За голову вождя обещали,
Золота полный хурджум**.
Но люди не предавали,
Измена не шла на ум.

Ещё они посулили,
Славу и царский почёт,
Дарами бы окружили,
И жить где сам предпочтёт.

Может долго бы  так продолжалось,
Но Байсагуль предала.
Отвергши всякую жалость,
Мужу главу отсекла.

Спящий он был лишь доступен,
Не ожидал он подвох.
Поступок вдвойне преступен,
И ей Ахриман*** помог.

Думала, что красотою,
Всех при дворе ослепит.
Первою станет женою,
А здесь, будто на цепи.

Живёт в предгорьях высоких,
Подвластна, семи ветрам,
Любви исчерпаны сроки,
В шатре вставать по утрам.

И размечтавшись, предстала,
Была довольна собой,
Бросив к ногам покрывало,
С отрезанной головой.

Полководец Кутайбой склонился,
На руки голову взял.
Потом он распорядился,
Вырыть в степи сорок ям,

В одну из них туда бросить,
Изрезанный труп жены,
Чтобы кто, если спросит,
Не смог бы найти следы.

Голову Ардаббатыра,
Накрыли белой чалмой,
Пусть он покоится с миром,
Убитый подлой женой.

Его так захоронили,
Насыпав большой курган.
Рядом его сторожили,
Сорок бугров гряда.

Могила его известна,
 Название «Каркадырардаб»
Цветами покрыта местность,
В любви даже сильный слаб.

Кому больше всех мы верим,
Может и тот предать.
И всем воздастся по мере,
Но не дано, всё знать.

Той* большой свадебный праздник с угощениями и состязаниями
Хурджум**-двойной мешок, перемётная сумка
Ахриман*** Бог зла в Зароастризме.

Стих написан на легенду, записанную И.В.Печуркиным со слов Юсуфова г.Бука 1963г

  И.В Печуркин
                К легенде «Ардаббатыр»

«Народная легенда по сюжету напоминает судьбу легендарного героя Спитамена личности исторической.
В легенде «Ардаббатыр» персонаж Кутайба соответствует исторической личности арабского полководца Куйтейбы ибн Муслима. В 713году он действительно совершил поход на  Шаш (Ташкент) и Паркану (Фергану),будучи наместником Хоресана в Арабском халифате.
Ардаббатыр-персонаж эпический.история пока не подтверждает существование такого народного героя в Илаке,борца с нашествием арабов. Возможно зерно исторической истины таится в этой народной легенде, дошедшей до нас в народном эпосе.»