Мели, Емеля

Валентин Спицин
Или « Всё, что у нас осталось, - пропаганда, последний рубеж крысы, загнанной в угол».

Близится час расплаты за историческое «авось». Наши предки основали государство в географической зоне, непригодной для жизни человека, а нам выпала сомнительная честь отыграть на этой сцене последний акт.

Невозможность создания конкурентоспособной рыночной экономики, и, как следствие, заоблачная коррупция, - вот то, что медленно, но верно, убивает последний огрызок некогда огромной страны по имени Россия. Вот интересная точка зрения одного из технологов пропаганды в бывшем СССР на то, что происходит с нашей страной. Экономика и пропаганда: что первично? Заменяет ли вранье экономику?

Александр Халдей, 25 марта 2018, http://www.iarex.ru/articles/56752.html
«Экономика является главным средством пропаганды и психологической войны».

«В психологической войне и государственной пропаганде страны главным средством является ее экономика. Пропаганда работает только после удовлетворения чувства потребления. Поэтому пропаганда в СССР, где на первом месте стояло могущество страны, а прилавки в магазинах были пустыми, не работала...
 
Как известно, Советский Союз, когда рухнул, был второй в мире военной державой. Однако отставание в экономической сфере создало у советских граждан комплекс неполноценности перед Западом и породило скепсис в отношении собственного государства. На этих чувствах была построена вся психологическая война Запада с СССР, по сути, являвшаяся чёрным пиаром, комплексом агитационно-подрывных мероприятий, направленных на ключевые сегменты советского общества - различного рода недовольных.

Чем бы ни были недовольны советские люди, всё сводилось к недовольству скудным потреблением и некрасивой картинкой витрин в городах. Потребителей клеймили разными ярлыками, обзывали мещанами, обывателями,  буржуазными потребителями - и проигрывали одну за другой все пропагандистские компании. Повышение уровня жизни и потребления, провозглашённое Советской властью, катастрофически проигрывало гонку странам капитала. Символом советского строя стали полупустые прилавки, грязные магазины, морально устаревшие однотипные некачественные автомобили, которые невозможно было купить, партийные закрытые спецраспределители, торгсины «Берёзка» и бары «Интурист» для иностранцев, равнодушные и хамоватые работники торговли, погрязшие в воровстве и тайной торговле дефицитом. Антиподом смотрелись вежливые и улыбчивые продавцы красиво оформленных зарубежных магазинов с изобилием витрин, являвших собой картинку потребительского рая.

Если в нищем СССР экономили на всём, что можно и нельзя, превратив страну в царство убогой архитектуры и примитивного дизайна, то в градостроении Запада денег не экономили и строили города как символы модерна, прогресса и современности. Наши на Западе в их магазины ходили как в музеи - просто посмотреть на красоту витрин и новинки моды. Цветные журналы и каталоги мод стали играть роль агитационных листовок и прокламаций. Люди с тоской и вздохами хранили их дома, показывали друзьям и сокрушённо переживали свою отчуждённость от праздника потребления. Они всё сильнее чувствовали, что им просто не повезло с местом рождения.

Потребитель - это не враг, спустившийся к нам с неба. Потребитель - это наш гражданин, трудящийся. Семьянин. Человек, ради блага которого, в общем-то, и строится политика, существует власть и работают производства. Потребитель - это, в конце концов, избиратель. Электорат. И его самочувствие на первом месте для любой власти. Его нельзя вечно кормить пропагандой вместо потребления.
Пропаганда работает только после чувства удовлетворения потреблением. И презирать его за то, что вы не можете дать ему желаемый уровень благополучия - это путь в политическую могилу. Именно это и произошло с советским руководством. Оно само рвалось за границу сильнее всех прочих и тем самым ещё больше раздувало огонь антикоммунизма в СССР.
Затянувшаяся бедность уже не могла быть объяснена войной и разрухой. Раздражение населения по поводу проблем быта росло, накапливалось и превращалось в недовольство строем. Это было чутко услышано Западом и использовано в пропаганде.

Главным открытием советских агитаторов стало полное отсутствие иммунитета у советских граждан против западной пропаганды. И начиналась эта пропаганда сразу после прибытия советских туристов в любой город системы развитого капитализма. Шок от витрин магазинов с изобилием разных товаров стал излюбленной темой сатириков и массовой мифологии. Картинка же скудной советской торговли, напротив, сама создавал мощный иммунитет против советской пропаганды у западного обывателя.
Им с презрением показали советские прилавки, серые очереди и спрашивали - вы тоже так хотите? Тогда стройте у себя социализм. И граждане признавали - они такое у себя не хотят. Западный житель получил чувство культурного и цивилизационного превосходства над советскими людьми, тогда как те, напротив, получили чувство ущербности. Это было ложное чувство, все в курсе относительно примитива западной массовой культуры, но именно отсутствие собственных потребительских культурных эквивалентов в СССР, и сделало его строй неконкурентоспособным в глазах среднестатистического массового обывателя, мечтавшего о жвачке, яркой куртке, стереомагнитофоне, джинсах и сигаретах «Мальборо» как о символах высокого социального статуса.

Довершала пирамиду престижа возможность выезжать в загранпоездки в капиталистические страны - желательно в США, Англию, Италию, Францию и Германию. А наличие автомобиля «Жигули» и связей в автосервисе и вовсе делало человека элитой и потенциальным клиентом ОБХСС - советских органов, борющихся со спекуляцией. Потому что достичь всего этого без конфликта с законом было совершенно невозможно.

Именно современный вид западных городов сыграл роль наглядной агитации капитализма без бетонных монументов и выложенных дешёвой мозайкой на автобусных остановках символических людей будущего, у которых отсутствовали низменные потребительские желания, и они все состояли сплошь их высоких стремлений и светлых помыслов о счастье всего человечества. При этом не умея дать счастья своему обычному жителю здесь и сейчас. И, посмотрев на это на всё, возвращались наши сограждане из загранпоездок раздавленными, больными и поражёнными в самое сердце. Вот и вся психологическая война.

Главным средством психологической войны и пропаганды является ваш собственный образ жизни. Ваша экономика. Её способность дать людям то, что они хотят. Это ощущение красоты и комфорта окружающей среды. Современного облика городов и современной торговли, помогающей человеку жить так, как он стремится. И понятно, что денег всегда мало. Но действует на массовое сознание не это, а видимая доступность благ. Это - главный и решающий аргумент в пользу системы и строя. Никто не хочет назад, в эпоху тёмных и грязных магазинов, тёток в фартуках с нарукавниками, кричащих людям в очереди: «Граждане, колбаса по полкило в одни руки!»  «Вы сами себя задерживаете!». Скандалы в очередях, крики «Куда без очереди, наглость какая! Вас тут не стояло!» Помните, те, кто это застал? Помните. Хотите туда снова? Нет? Правда?

Современная Россия после распада СССР 15 лет переживала просто взрывной бум розничной торговли, это заполнялась пустота от эпохи СССР. И даже явное социальное расслоение, коррупция и перманентный кризис не поколебали этого. Всю свою историю Россия достигала геополитического и военного могущества, имея при этом бедное население и слабую экономику. Феномен России состоит в том, что она всегда была бедной и при этом в военном и политическом плане могущественной, как самые сильные государства. Никогда источником могущества России не была её сильная экономика.
Но если для внутреннего спокойствия этого хватало, то сейчас невозможно игнорировать требование наличия привлекательной картинки ваших городов, наполненных беззаботными довольными гражданами. Вашего образа жизни. Вашего уровня комфорта и достатка. Именно это является проецируемым вовне средством влияния страны на другие страны и народы. Гордость населения должна распространяться не только на балеты и ракеты, но и на уровень достатка и довольства жизнью её коренного населения.
Экономика является главным средством пропаганды и психологической войны. А экономика стоит на культуре. По мере борьбы за экономику формируется новая культура народа. Поэтому с инвестициями в производство должны синхронно идти инвестиции в образование и культуру. Создаваться новая психологическая среда. Именно этот сплав потом становится содержанием экспорта нашей популярности и влиятельности в мире.

Экономика - основа пропаганды. Маркетинг территорий - это экспансия мифа данной территории с опорой на её картинку. Вот основа геополитики. Никто не слушает бедных. Никто не уважает нищих. Никто не стремится дружить с малоимущими. Никто не желает объединять с ними свою судьбу. Все стремятся прислониться к богатым, успешным и сытым. Как только Россия решит первые проблемы в этой области, она сразу получит внутриполитическую устойчивость. Если только будет решена проблема модернизации и усиления экономики, пропаганда России вовне станет бить просто фантастические рекорды популярности».

Правда, весьма неординарный взгляд зубра пропаганды? Не создав экономики, одной пропагандой ничего не добьешься. Но с экономикой швах, однако, пропаганда «бьет фантастические рекорды». Путинская Россия все более напоминает поздний СССР. Конечно, нефть по $150 за баррель позволила создать современную торговлю, пустых прилавков нет, но на этом все «рыночные реформы» и кончились. Народ со средней зарплатой в $150 не смог создать фантастических прибылей в торговле, необходимых в качестве инвестиций, как это было в свое время на Западе. И прилавки наполнились дешевыми фальсификатами, поскольку только на такой продукт у покупателя хватает денег. Уровень жизни есть, он не африканский, наверное, просто потому, что африканский уровень бедности здесь невозможен, потому что есть зима, зимой, если у тебя африканская бедность, ты просто умрешь, замерзнешь. Но уровень жизни на минимуме.

Интересно сравнить торговлю у нас и, скажем, в Германии. Здесь как горячие пирожки идут «сыры» из пальмового масла и «колбаса» из сои, натуральные продукты абсолютно невозможно реализовать, на них нет спроса. А в Германии с точностью до наоборот, если кто вздумает торговать фальсификатом, моментально разорится, если до этого не сядет в тюрьму. Мало иметь современную торговлю, надо еще иметь и современного покупателя со средней зарплатой (реальной, а не пропагандистской!) более $1000!

А такую зарплату дает промышленность, которая в лесотундре невозможна. Промышленность, нацеленная на экспорт, ибо в век глобализации более половины товаров – импорт, и это норма. У нас нет ни инвестиций, ни инвестиционной привлекательности. Только «труба», деградировавшая «купи-продай» и удушающая пропаганда.

Пропаганда стремится создать иллюзию, что ну их нахрен, всякие тепловозы со станками, - мы всё на 3-D принтере напечатаем. Ну там органы для пересадки в космосе будем печатать и торговать ими. И показывают лобастых школяров, которые-де заменят нам промышленность. Но, мало того, что это глупость, так еще она с действительностью не сходится! Промышленность играет роль основы не только высокой покупательской активности, но и высокого уровня образования!

За годы криминального фашизма образование в России настолько деградировало, что превратилось в ларьки, торгующие дипломами. Профессор, видевший завод только в фильме с Ульяновым, не может ничему научить. Куда ни кинь, всё упирается в промышленность! Она основа всего, без нее даже идеально сляпанная пропаганда не стоит и ломанного гроша.

Осознавая это, власть имплантировала в пропаганду внешнеполитические авантюры, призванные одурачить население неким «величием», которого на самом деле и в помине нет. Воинственные разглагольствования призваны компенсировать нищету и безнадежность российской жизни. Пенсионный дефолт «уравновешивается» колоннами оружия и боеприпасов в Донбасс, колбаса из сои – подвигами в Сирии и т.д.

«Как метафору можно использовать и путинского человека, – говорит Иван Курилла. – Дело в том, что, мне кажется, пропаганда работает прежде всего вокруг одной базовой потребности любого человека, что постсоветского, российского, что западного – это стремление иметь большую непротиворечивую картину мира, объясняющую все, что происходит в мире. Когда эта картина не сталкивается с вызовами, когда нет конкурирующих картин мира, как это происходит в России, когда главная сила российской пропаганды в том, что нет альтернативы, то, что в базовых, основных средствах массовой информации транслируется одно и то же объяснение того, как устроен мир. Это единственная причина того, что поведение россиян отличается от поведения западных людей. Кстати, российская пропаганда, ориентированная на Запад, какая-нибудь Russia Today, все, что транслируется на США, на Европу, она как раз тоже играет с той же базовой потребностью, но она как раз играет на потребности части людей иметь альтернативу, недовольства части людей той базовой картиной мира, которая сложилась в голове у большинства. Такие тоже есть, они всегда относительно маргинализованы, их меньшинство, но такие люди есть. Российская пропаганда, направленная на Запад, она как раз предлагает: смотрите, можно еще вот так объяснить происходящее в мире. Посмотрите, какая это интересная, любопытная и отличающаяся коренным образом от того, к чему вы привыкли, картина. Вот это две основные – для внутреннего потребления забить, задавить все возможные альтернативы, а для Запада как раз предложить наиболее радикальную альтернативу, радикализм притягивает какую-то часть населения, собственно, на этом и работает.

Я не вижу здесь какого-то путинского человека, потому что я уверен, что при допущении россиян в развитый мир это все очень быстро рухнет, Пропаганда недолго сможет существовать, доминировать при наличии альтернативных точек зрения». https://www.svoboda.org/
a/usa-today-russia-propaganda/29439720.html

Валентин Спицин