С. З. Глава-1. Севастополь

Геннадий Чергизов
    
***С. З. Севастопольские Заметки***
    
     Впервые побывал я в Севастополе в 1987 году, когда отдыхали с женой в военном ПВОшном санатории в Евпатории. Была экскурсия в Севастополь на Комете. В один день туда и обратно. Севастополь меня сразу поразил – не похож на другие города, какой-то особенный. Много исторических мест, памятников. Весь город сплошной памятник. Прямо веет историей от памятников, зданий, булыжной мостовой, бухт. Непривычно видеть памятники царским генералам-адмиралам. Да и вообще, кроме как в Ленинграде и Москве, я нигде не видел дореволюционных памятников. А здесь их много, в самых неожиданных местах. И сегодняшний город тоже какой-то особенный –  тихий, спокойный. Заметно, что город закрытый – продаются на улице разные дефициты, вроде апельсинов, и никаких очередей. Неспешное, степенное движение по улицам. Людей мало. Надолго мне запомнилось это ощущение особенности Севастополя.

     Позже, уже в девяностые годы, когда  жили в Запорожье, стали мы с семьёй ездить в Севастополь летом к морю, благо там, в Бельбеке, служил мой однокашник, и мы дружили ещё с Гудауты семьями. Какое-то время Севастополь, уже будучи в составе Украины, оставался закрытым и, чтобы приехать сюда, надо было получить пропуск в милиции, а для этого однокашник присылал «приглашение». Хотя однажды я приезжал на машине и без пропуска – появился у меня в Севастополе один знакомый, разбитной малый – что-то вроде бизнесмена. Он нас встретил на КПП при въезде в Севастополь у села Верхнесадового, договорился с мичманами, которые ведали «шлагбаумом», и мы проехали без пропуска. Потом, где-то во второй половине девяностых «закрытость» сняли, и мы стали ездить в Севастополь чаще. Севастополь так и оставался для меня всё таким же особенным городом. И люди были здесь какие-то другие – неспешные, спокойные. Да и вообще в Крыму меня всегда удивляло то, что местные водители в основном соблюдали на дорогах правила, не спешили и не предупреждали о «засадах» ГАИ миганием фар. Хотя Крым и стал украинским, но в отличие от Запорожья бросалось в глаза то, что дорожные знаки долго ещё оставались на русском языке. Да и не было в Крыму ничего украинского. От однокашника своего слышал, что потихоньку вводили в Севастополе в школах украинский язык, хотя никто здесь и не говорил на украинском, да и самих украинцев  было немного. На севастопольском пляже украинскую речь можно было услышать от приезжих, которых со временем становилось всё больше, но было заметно, что люди   как-то стесняются говорить на украинском – ведь все вокруг говорят на русском. С годами на тех же пляжах украинская речь звучала всё чаще, и я бы сказал, - смелее.  Как-то незаметно стали меняться русские дорожные знаки на украинские.  Севастополь продолжал меня удивлять -  я   видел, как на 9 мая ветеранам вручали цветы школьники в пионерских галстуках. У пацанов, возраста «тинейджеров» видел наклейку на мопеде – не какой-нибудь «Рамштайн», а - «Город-Герой – Севастополь»!  Приезжая в Севастополь, ловил себя на мысли, что город как будто «законсервирован» с советских времён…  Севастополь гипнотизировал своей особенностью, необычностью, историчностью. Здесь прямо кожей ощущалась российская история. Сюда всё время тянуло приезжать снова и снова.

     В 2012 году окончательно перебрались мы с семьёй в Севастополь. Запорожская «контора», в которой я работал и летал развалилась, ничто не удерживало в Запорожье. Мы продали запорожскую квартиру и купили квартиру в Севастополе. Начался новый этап знакомства с Севастополем, более плотный и постоянный.  Приходилось сталкиваться со многими  людьми и я всё время убеждался, что люди здесь всё-таки особенные. Приходишь в кассу платить за квартиру, там очередь, но все спокойно ждут, не нервничают, не лезут без очереди. Мы к такому не привыкли. Любой дворник или грузчик   - практически интеллигент. Догадываюсь, что одной из причин этого является прошлая «закрытость» Севастополя. «Кто попало» сюда не мог попасть.  Не оседали здесь всякие «антисоциальные элементы». Местные водители на дорогах практически не конфликтуют, не «шумят», соблюдают правила, запросто пропускают друг друга, что вообще непривычно. Приходилось тоже соответствовать местным «особенностям». В местном Горгазе, когда подключали в квартире газ, пришлось прослушать лекцию и только потом получить «допуск» к пользованию газом. А, когда пришло время нести счётчик воды на проверку, вообще было стыдно перед молодым парнем, когда я предложил ему заплатить, чтобы не снимать счётчик и не таскать его туда-сюда. Он удивлённо посмотрел на меня и сказал: - Не, мы так не делаем…

26.08.2018 - Севастополь.


* - на фото: - г.Севастополь - 08.87г.
   Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2018/08/26/1710