Орнаменты манси. Обход Креста

Алексей Ратушный
Мы выделили «Крест» - фрагмент орнамента из пяти матриц 3х3 с целью разобраться, можем ли мы обойти его шахматным конём, решая знаменитую «задачу Эйлера».
Правила простые: побывать конём на каждой клетке не более одного раза и обойти всю «доску».
На иллюстрации я демонстрирую найденный мною маршрут на 43 полях из 45 полей «креста». Если использовать угловые поля «внешней» сетки, то наш конь без проблем посещает все 45 полей, а если оставаться строго в пределах «креста» то придется дважды побывать например на полях 22 и 24.
Понятно, что я не идеален, и что другие исследователи найдут другие эффектные решения. Но в целом несомненно, что орнаменты от манси и ханты содержат внутренние «ритмы» перемещений «шахматных» фигур. Хотя в свете изложенного сами «ходы фигур» я рассматриваю, как некоторую первооснову любых «игр» на структурированных плоскостях и вижу в этих «траекториях движения» информацию о свойствах нашего мышления, основанного на законах красоты, симметрии, музыкального ритма и еще многом таком, о чём мы, похоже, даже и не догадываемся.
И об этом намекает нам например процедура камлания шаманов, которая так же прочно связана и с ритмом и с движением и с внутренней мелодией мира.