Провинциальная мудрость

Александр Прохладный
В семь утра позвонила своячница и сообщила, что ушёл из жизни её муж, после продолжительной болезни. Расстояние – двести двенадцать километров, электричка в 7:55, собрался я быстро, денежки уложил в джинсовые карманы, дорожную сумку размером со школьную тетрадь забросил через плечо и отправился в путь. Сто двенадцать километров железной дороги – проехал за два с половиной часа, прикинув по прибытию, что до автостанции не успеть, пробежался по шоссейке и подсел на тот самый автобус, который поможет одолеть половину оставшегося пути. Через час я был уже в райцентре, откуда почти сразу отправился другим автобусом до своего родного посёлка, где покоились мои родители. Постояв возле крестов с датами и возложив к их подножью полевые цветы, вернулся к остановке, надеясь ещё пятьдесят километров проскочить на попутке, благо автобусы до конечного пункта отменил региональный правитель, за недостаточно активное голосование "электората" в его пользу на выборах. Иномарки останавливать я даже не пытался – там обычно восседают люди состоятельные и спесивые, завидев их приближение, просто поворачивался спиной к дороге. Автомобили поскромнее тоже не спешили подбирать «голосующего», видимо сомневаясь в платежеспособности попутчика, наконец потрепанный «Жигуленок» тормознул, он мог приблизить меня только на тридцать километров к конечной точке.

Выбора не было и я продолжил движение, вложив в ладони водителя Андрея две сотни. Он попробовал изобразить лёгкий протест по поводу завышенной суммы, но скоро успокоился и меж нами завязался доверительный диалог. Оказалось, что мы – «одной крови», т.е. из одной отрасли, выявилось несколько общих знакомых и упомянутые километры по щербатому провинциальному шоссе преодолелись быстро. Далее – снова на попутке и ещё две сотни, к шестнадцати часам я был на месте – в небольшом городке с населением в 35 тысяч 298 человек, если верить данным последней переписи населения. В частном доме происходили действия, соответствующие моменту, завершение их ожидалось на следующий день. С утра – те же хлопоты, родственники и знакомые, в ожидании назначенного времени.

Мы присели в небольшой кухне - четверо мужчин, между собой незнакомых. Приняли «по-соточке» и вполголоса повели обычный разговор – о политике, взяточниках, местных проблемах. Возник вопрос – чего нам не хватает для нормальной жизни ? Высказались трое, дошла очередь до человека почтенного возраста – где то за семьдесят, неприметного с виду, одетого достаточно скромно. Я предположил, что это – один из соседей, вот он то и поразил нас своим суждением, мы ожидали услышать всё что угодно – денег, ума, государственной мудрости или ещё чего-то. Пенсионер тот сказал негромко, прокашлявшись в кулак : - Культуры нам не хватает ... Все вдруг задумались и никто не решился возразить нашему собеседнику, насколько точно он выразил свою мысль, дремавшую в каждом из нас, мы просто не решались никогда признаться в этом себе. По завершению ритуального мероприятия возвратился я к своим заботам, только иногда - вспоминая того премудрого человека, пытаюсь осмысливать некоторые моменты из своей биографии, когда не хватало мне (и не только мне) – той самой культуры, которую по неведомым причинам не удалось почерпнуть за долгие годы жизни…



26.08.18 г.          19:57