Эхо памяти. Глава 5

Вера Столярчук
                ДОРОГИ  ВСТРЕЧ  И  РАЗЛУК

Елизавета Аркадьевна часто думала: какие они -  дороги войны, по которым ездил Семён? Каменистые, грунтовые, искорёженные гусеничными траками и взрывами?   Покрытые тяжёлой пылью в летнюю жару или заваленные снегом в холодные зимние месяцы?  Что таилось за очередным  поворотом, в горном ущелье, в безводной  пустыне? Что скрывала за своей завесой песчаная буря, снежный буран, густая тьма? Какие люди встречались на пути: друзья, враги, предатели?  Кто смог бы уберечь недавних мальчишек от беды, подстерегающей их на каждом метре военных дорог в чужой стране!
Семён очень хотел попасть на службу в ДРА. Там исполнял свой интернациональный долг  его друг - Веня. В Афгане (так думал Семён)  служили настоящие герои. И он станет героем, и все друзья, знакомые узнают об этом и будут гордиться дружбой с ним.  И самыми  героическими людьми на войне Семён считал военных автомобилистов, ведь в стране  не было железных дорог, а продовольствие, медикаменты, горючее нужны всюду.  Именно от водителей во многом зависела нормальная жизнь тысяч людей. Поэтому когда после окончания училища и получения диплома авто слесаря его вызвали в военкомат, он попросился отправить его в Афганистан.
Но уже в первые месяцы службы Семён сполна хлебнул непростой доли военного шофёра. Он вел свой  КАМАЗ через горные хребты и горячие пески пустыни, мимо разрушенных кишлаков и высохших полей и везде на обочинах дорог встречались  скромные обелиски: руль и колесо -  дань памяти погибшим водителям!
Военные дороги и судьбы – неисповедимы! И также неисповедимо пересекались и расходились пути друзей на дорогах войны.
                ****
В первый момент Веня не узнал Семёна. Парень раздался в плечах, повзрослел. Загорелый с облупленным носом и белесыми бровями и ресницами, теперешний Семен очень отдаленно напоминал рыжего нескладного пацана с веснушками. С момента их последней встречи  прошло почти полтора года. Но когда они обменялись взглядами, Веня почувствовал, как полоснуло его по сердцу родное и близкое. У Семёна были такие же карие тёплые глаза, как и у Анжелы, его сестры.
- Сёмка, ты что ли?  Здоровый какой стал! Разъелся  на казённых харчах! Как вы всё-таки с Анжелкой похожи!
- Так ведь двойняшки! - Семён расплылся в улыбке и, обхватив Веню длинными руками, приподнял его.
- Как я рад видеть тебя дружище!- сказал Семён, продолжая сжимать Вениамина. Но через минуту добавил с недоумением   
- Не понял! Ты чего? Не рад ?
- Да, рад я рад, только отпусти меня… Я  из госпиталя. Вроде подлечили, но не для твоих медвежьих объятий.
- Ну, прости…
- Да ладно. Как ты здесь?
- Был в командировке,  за новыми машинами посылали.
- Ну и как она, доля шофёрская?
- Разное бывает. Недавно через перевал ехали, а там чёрт знает что творилось. Но моя «коробочка» всё выдержала, я цепи одел и пошёл. Правда, когда пришли на базу,  встал на ремонт. А по мне лучше в рейс. В роте скукотища страшная, привык уже ездить.
Семён  улыбнулся.
- Как тебя угораздило в госпиталь попасть? – спросил он у друга.
- По дурости. Выскочил вперед. Надо было из прикрытия стрелять, а меня такое зло разобрало: ночью "духи" неожиданно напали, а я в карауле. Как увидел их, обо всём на свете забыл. Но ничего, до свадьбы заживёт! Ведь так? – и Веня внимательно посмотрел на Семёна.
Семён опустил глаза и что-то невнятно пробурчал.
- Я не понял Сёмка, что ты там бормочешь? Почему мне Анжела не пишет?
- Ну, мало ли что… Почта плохо работает…
- Раньше хорошо работала, а теперь почему-то плохо! И мама с бабушкой когда ко мне в госпиталь приезжали, говорили о чём угодно, только не об Анжелке! Я тебя спрашиваю! Ты можешь ответить?
- Могу, но не буду…
- Это как? У неё что,  парень есть?
- Не то чтобы есть, а если и есть то совсем несерьёзно.  Но Анжелка не хочет о тебе говорить ни с кем, по-моему она просто хочет тебя забыть.
- Почему? - недоуменно спросил Веня.
- А я откуда знаю? У этих девчонок никакой логики в голове! Вот приедешь домой и сам во всём разберёшься.
- Разберешься тут! Мне до осени служить. Ты хотя бы мне пиши.
 Веня вдруг оглянулся на окрик. Машина, которая должна была отвезти его в полк, выруливала на дорогу.
- Ну, всё, Семён, мне пора. Бывай!… Будешь домой  писать, привет моей ненаглядной.
- Сам пиши!
- Я подумаю…  Ну, давай! - крикнул Веня и схватившись за руки, протянутые ему из кузова медленно проезжающего  ЗИЛа,  перемахнул через борт.
- Прощай! - крикнул Семён… 
Из письма Семёна домой: «Дембеля» наши весенние ещё тут, а молодых - нет. Замена водителям приходит очень поздно. Мы тут случайно с Венькой встретились, так он уже замкомвзвода, но я тоже вас не опозорю. Приеду домой с тремя лычками!»
                ***
Это был обычный рейс. Колонна машин, основную часть которой составляли «наливники»,  везущие горючее, словно многотонная гусеница вытянулась на асфальтовой дороге. Вдоль всей трассы валялись  покорёженные сгоревшие рамы, кабины, колеса. Изрешеченные пулями и осколками опоры линий электропередач с оборванными проводами, тянулись  в небо. На асфальте чернели воронки, оставшиеся от разрывов мин  и  засыпанные грунтом.  Семён за баранкой своего КАМАЗа, идущего следом за головной машиной, катил по этому участку дороги не впервой,  но всякий раз подъезжая к горам, чувство беспокойства охватывало его. Чего нельзя было сказать о молодом лейтенанте, который находясь  рядом в кабине, беззаботно грыз  галеты из сухого пайка. Работала рация. В эфире царил хаос: вызывали «орлов» и «слонов», составлялись   "гербарии из цветов", упоминались  всевозможные предметы, кто-то просил подбросить «огурцов», кто-то проставлялся по случаю рождения сына и приглашал в гости.
Неожиданно прогремел сильный взрыв. Головная машина  остановилась, преградив путь другим.  Семен не раздумывая выскочил из кабины и побежал к подбитому бензовозу. Вытащив раненого водителя, Семён занял его место и столкнул горящий бензовоз в кювет, а затем   спрыгнул с подножки.     Он почти добежал до своей машины, но в этот момент раздался   новый взрыв.  Ударной волной его отбросило далеко в сторону. Он потерял сознание. Сколько прошло времени – неизвестно: может быть несколько минут, а может быть несколько часов. Когда же Семён, наконец, очнулся, то первое  что он увидел - пыль. Она была везде - в воздухе, на земле -  въедливая, витающая над его лицом и медленно оседающая в чёрную лужу крови, в которой лежал его попутчик лейтенант.  Семёна окружила мутно-жёлтая тишина, постепенно наполняющаяся неистовым движением чужих чёрных тел, а потом и звуков,  непонятной гортанной речью. Семён приподнялся на локте и в тот же момент получил сильный удар сапогом в грудь. Вокруг него стояли озлобленные бородатые люди, обвешанные оружием. Они ухмылялись и пинали его ногами и прикладами автоматов … Духи!
«Зачем они бьют меня?- подумал Семён, скорчившись от боли, и закрывая голову руками. - Что я им сделал? Я не убил ни одного человека,  не осквернил ни одной мечети, ни одного мирного дома, не обидел ни одного ребёнка, женщины, старика". "За что-оо?» –закричал Семён и, не успев закрыться от нового жёсткого  удара в голову,    снова потерял сознание.
                ***
Веня возвращался домой со службы поздней осенью. Листья  с деревьев почти облетели, а те, что остались  на ветвях, пожухли и скукожились. Он вышел из рейсового автобуса на остановке за квартал до своего дома и пошёл по знакомой аллее, мимо тополей, которые сажал в детстве. Накрапывал мелкий дождик. Воздух был наполнен туманом и сыростью. Мокрые ветки, не удерживая влагу, пузырились новыми каплями, которые увеличиваясь в размерах, соскакивали и шлёпались на землю.
Веня прислонился щекой к тополю и подставил лицо прохладным каплям.  Через несколько секунд лицо стало мокрым то ли от дождя, то ли от слёз. Он прошёл ещё с десяток метров и, наконец, увидел свой подъезд.
Во дворе никого, только низенькие лавочки несли свою круглосуточную вахту, да нахохлившиеся воробьи пережидали дождь под навесом.
Веня поднял голову и посмотрел на окна своей квартиры: те же занавески в его комнате, тот же аквариум на подоконнике. Он ускорил шаг и, вдохнув полной грудью,  чуть не задохнулся от счастья!  Он снова дышит воздухом своего двора, своего дома, дождик умывает лицо, тополя кивают ветвями, и он через несколько минут будет обнимать своих маму и бабушку.
«Только бы у них всё было хорошо, только бы они были живы и здоровы!» - повторял он про себя как заклинание, пока не очутился около своей квартиры.
Дверь открыла бабушка.
-Венимин,  ты?!- только и могла произнести старушка.
Он обнял её и  на руках внёс внутрь. А Клавдия Игнатьевна стояла рядом и плакала. Она понимала разумом, что это её сын, но не узнавала в загорелом солдате с ранней сединой на висках своего мальчика. «Он – другой… Мне подменили  сына… Всё равно это мой сын и он ДОМА!» – думала она, прижимаясь к мокрому кителю взрослого мужчины с резкими морщинами на лбу и медалями на груди.
                ***
Они увиделись через несколько дней.
– Почему ты к нам не заходишь? – спросила Анжела. - Мама тебя ждёт, о Семёне хочет расспросить. Полгода назад прислали извещение, что он пропал без вести и с тех пор - ничего. Мама думает, что он в плену, надеется, что  вернется.
- Я ничего не знаю… - сказал Веня.
- У меня такое чувство, что его больше нет. Мы ведь с ним двойняшки, и я всегда знала первой, если с ним случалась какая-то беда.
- Но надо надеться! Знаешь, сколько случаев разных бывает!
- Я надеюсь, но только ради мамы и папы.
Веня смотрел на Анжелу и не мог оторвать взгляд от ее рыжих завитков, от маленьких нежных рук, поправляющих непослушную прядь,от веснушек, таких же, как у Семёна.
- Как твоя учеба в институте? Ты ведь на втором курсе?
- Нет, всё ещё на первом. Я взяла «академку» и перешла на вечернее отделение. Работаю…
- Почему ты мне не писала?- спросил он.
- А ты почему не писал?
- Ты первая перестала отвечать мне на письма!
- Ну и что! Ты должен был проявить настойчивость. Ты - мужчина! А у меня были причины…
- Какие? - Веня хотел бросить ей в лицо обвинения, которые  вертелись у него на языке, но он сдержался.
- Зачем сейчас об этом говорить? Ты смог быть без меня, а я без тебя… Мы сможем прожить отдельно и дальше!
- А если нет! - Веня взял её за плечи и почти насильно привлёк к себе.- Если не сможем?
- Значит будем вместе,- просто и, как показалось Вене, покорно сказала девушка, чуть подавшись ему навстречу…



Продолжение следует:

http://www.proza.ru/2018/08/27/1040


Фото в свободном доступе в интернете.