Восстание Спартака

О чём заставляет задуматься древняя история?


«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко», - сказал Николай Бердяев. На первый взгляд эти слова могут показаться парадоксальными. Действительно, разве борьба за свободу – не один из главных лейтмотивов истории человечества? Безусловно, это так. Но вот готов ли человек к свободе и что он понимает под ней? Тут уже ощущается подводная скала – весьма коварная и опасная.

Для кого-то события древней истории – романтика. Однако в них есть нечто, заставляющее задуматься и наших современников. Например, известное всем восстание рабов в Древнем Риме. Оно продолжалось три года (73 (или 74) – 71 гг. до н.э.) и обессмертило имя вождя, споры вокруг личности которого не утихают до сих пор. Смысл событий также рассматривается под разными углами.


Память о свободе

Спартак был родом из Фракии – небольшой страны, что располагалась на территории нынешней Болгарии. Очень вероятно, что происходил он из знатного рода, отличался не только силой и храбростью, но и незаурядным умом. О его доблести и благородстве с уважением отзывались греческие и римские писатели, в частности, Плутарх. Данный факт весьма примечателен – мало кто заслужил слова похвалы от авторов из вражеского лагеря.

Храбрый фракиец воевал с римлянами, но попал в плен. В связи с этим Плутарх сообщает любопытные штрихи. Вместе со Спартаком в плен была захвачена и его жена, о которой на родине ходила слава как о провидице. Вот и теперь, в горькие дни неволи, молодую фракиянку посещали видения, предрекавшие Спартаку славную, но печальную судьбу. Позднее верная жена была с ним во время бегства. 

Пленного Спартака ждала страшная участь – он был продан в гладиаторы. Его смерть должна была стать лишь развлекательным зрелищем для праздной толпы. Но не в натуре вольнолюбивого фракийца было мириться с подобным положением дел – он родился свободным и всегда помнил об этом. Среди гладиаторов нашлись те, кто поддержали его. Постепенно сложился заговор, стал зреть план побега.

…А римляне тем временем стекались в амфитеатры. Не только пресыщенные удовольствиями аристократы, но и бедняки из самых низов – все жаждали видеть кровавые бои. Сам факт существования такой, с позволения сказать, забавы свидетельствовал о глубоком падении нравов в Римской империи. И потому весьма показательно и символично, что восстание начали гладиаторы. Жажда кровавых «развлечений» обернулась против самих же римлян.


Над бездной

Мятежные гладиаторы, вооружившись кухонными ножами и всем, что попало под руку, оттеснили стражу и вырвались из застенков. Воздух свободы кружил головы. Но на вершине Везувия, где укрылись беглецы, наступило охлаждение от эйфории. Началась мучительная пытка неизвестностью. К тому времени власти уже выслали отряды, чтобы перекрыть все спуски. Восставших гладиаторов теперь ожидала либо смерть от голода и жажды, либо расправа римлян.

На вершине горы в обилие рос дикий виноград. И тогда Спартак предложил своим товарищам дерзкий план: сплести из виноградных лоз лестницы и спуститься с отвесной скалы, где не была выставлена охрана. Выбора не было, и пришлось пойти на огромный риск – в буквальном смысле повиснуть над бездной. Преодолевая страх и глядя в лицо смертельной опасности, восставшие рабы смогли успешно спуститься и обратить в бегство римские отряды.


Загадочный поворот

Но то было только начало восстания. Впереди лежал трудный путь без чётких перспектив, когда приходилось строить и менять планы на ходу. И, конечно, непрерывная борьба, в которой поражение было равносильно смерти. Число восставших росло, к Спартаку постоянно присоединялись беглые рабы. Они направились к Альпам. Предполагалось, что, перейдя через горы, каждый сможет вернуться к себе на родину.

Далее наступил самый загадочный эпизод восстания. Спартак почти подошёл к цели – родная Фракия была близка. Мечта о возвращении вдохновляла его на преодоление неимоверных трудностей. Но внезапно Спартак поворачивает обратно. Причины этого неясны. Очень возможно, что не все хотели покидать Италию – многие родились здесь.

Спартак осознавал свою ответственность перед теми, кто последовал за ним. И поэтому не мог руководствоваться исключительно личными интересами – он помнил о долге вождя. Не обошлось и без разногласий – нашлись те, кого больше привлекали богатства аристократов, чем борьба против рабства. Несколько отрядов отделились от войска Спартака, но встретили смерть от рук римских легионеров.

Весть о возвращении восставших рабов повергла Рим в ужас. Против них начала собираться армия, которую возглавил Марк Лициний Красс – первый богач империи. В своё время он нажился на многочисленных казнях и конфискациях, не брезговал и ростовщичеством. Однако он жаждал прославиться и как незаурядный полководец – воинские подвиги ценились в Риме значительно выше, чем огромные состояния. 

Конечно, разгром мятежных рабов вряд ли мог принести особые лавры. Но повстанцы, руководимые фракийским гладиатором, были совсем иным делом. Их движение приобрело такие масштабы, что стало угрожать самому существованию Римской империи. Вот почему победивший их мог рассчитывать на немалые почести.


Страх vs страха

Красс понимал, с каким серьёзным противником имеет дело, поэтому не спешил вступать в бой. Для начала отправил часть своих солдат лишь в разведку. Однако руководил этим отрядом легат Муммий – человек храбрый, но не в меру самоуверенный. Лёгкая победа казалась ему делом решённым, и он, вопреки приказанию, начал преследовать мятежников. По совету Спартака восставшие сделали вид, что отступают, чем ещё больше раззадорили честолюбивого легата. В результате Муммий с отрядом оказался в ловушке.

Столкнувшись с повстанцами, римские солдаты в ужасе бежали, побросав оружие. Репутация Красса оказалась под угрозой. Тогда он проявил себя как жестокий, но тонкий психолог: понял, что один страх может быть побеждён другим. Для этого приказал казнить по жребию каждого десятого из проигравшего войска. Такая мера, известная как децимация («десятисмертие») была давно отменена, однако Красс возродил её. И достиг цели – теперь солдаты больше трепетали перед своим главнокомандующим, чем перед Спартаком.


Западня

Войска восставших рабов тем временем подошли к проливу, отделявшему материк от Сицилии. Они надеялись перебраться на остров. Снова Спартак пошёл на огромный риск – вступил в переговоры с киликийскими пиратами. Такие встречи сами по себе были весьма опасны. Но успеха сговор не принёс – пираты, взяв предложенные драгоценности и деньги, скрылись. К тому же среди восставших вновь начались разногласия, что ослабило дисциплину и подготовило поражение.

Вскоре повстанцы оказались буквально зажатыми в тисках. С одной стороны было бурное море, а с другой уже подошёл Красс. По его приказу был вырыт ров и возведён частокол. Отрядам Спартака ценой неимоверных усилий и больших потерь удалось прорваться. Для этого ров был засыпан ветками, брёвнами, даже трупами убитых пленных. После тяжелейшего перехода предстояло принять решающее сражение.


Гибель

Перед боем к вождю восстания подвели коня. Спартак, в последний раз взглянув на своего любимца, вонзил меч в сердце благородного животного. На возгласы изумления и ужаса последовал ответ, что в случае победы ни в чём не будет нужды, а если ожидает поражение, то и конь больше не понадобится. Очень возможно, что Спартак предчувствовал свою гибель.

Бой был жестоким, обе стороны понесли большие потери. Спартак, израненный и истекающий кровью, продолжал храбро сражаться. Когда битва стихла, то тела его на поле брани не нашли – он был изрублен в схватке. Спартак буквально растворился в последнем бою и не достался римлянам даже мёртвым.

Участь же уцелевших повстанцев была поистине страшной – шесть тысяч человек были распяты. Днями, неделями долину оглашали стоны казнённых. Мёртвые тела не снимали с крестов – истлевшие останки ещё долго наводили страх на прохожих. Таков был ужасный «памятник» тем, кто бросил вызов римскому рабству.


Уроки и выводы

…Причины поражения восстания в общих чертах достаточно очевидны. Это и слабое вооружение, и разногласия, и пёстрый этнический состав, в результате которого трудно было установить взаимопонимание и поддерживать дисциплину. Однако есть ещё очень важный аспект – психологический.

Рабство – это состояние ума и души. Восстания бессильны, если не произойдёт внутреннее перерождение каждого отдельного человека. Очень многие из последовавших за фракийским гладиатором родились и выросли в неволе. Они попросту не понимали, что значит свобода. Можно убежать от угнетателей, но внутренне при этом не измениться, а продолжать думать и чувствовать как рабы.

Для многих свобода была тождественна вседозволенности, что подтверждают разногласия в среде восставших. Но такая подмена понятий опасна. Не все были в состоянии задуматься о той мере ответственности, без которой настоящая свобода немыслима. Если же забыть о самодисциплине, то это означает другое рабство – у своих низменных страстей. Хотя вождь восстания запрещал произвол в отношении мирных жителей, не всегда представлялось возможным остановить одержимых местью рабов.

Спартак понимал, с какой ответственностью сопряжена свобода. Но немногие могли стать его настоящими единомышленниками. В этом его величие и трагедия. Выдающиеся люди часто опережают своё время. Конечно, наивно было бы идеализировать личность вождя восстания. Несмотря на всё своё благородство, ему приходилось быть суровым, даже жестоким – война диктовала свои законы. Но он умел в любой ситуации оставаться человеком чести.

«Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям», - сказал русский поэт Фёдор Глинка. Прежде чем мечтать о свободе, стоит подумать: а какой смысл вкладывается в это слово? Не своеволие ли? Если так, то это может обернуться трагедией. К свободе человек должен быть готов, необходимо умение правильно ею распорядиться. Задуматься об этом помогут события прошлого – вне зависимости от того, какая эпоха в данный момент стоит на дворе.

************************************************
Впервые опубликовано в 2016 году на сайте «Школа Жизни»


Рецензии
Уважаемая Наталья! С интересом прочёл ваш рассказ (скорее, пересказ известной книги).

Хочется тоже высказаться по этому поводу:

1. Если Спартак происходил из знатного рода, то он не только свободный по рождению, но и РАБОВЛАДЕЛЕЦ по рождению. Почему-то никто не обращает на это внимание.

2. Восстание рабов в то время было также бесперспективно, как и восстание крестьян под руководством Пугачёва. Это просто бунт. Развитие производительных в то время было таково, что применение рабского труда было просто необходимостью. До изобретения паровой машины было ещё очень далеко. И в случае победы, восставшие просто не знали бы, что делать. Старое разрушили, а новое туманно. Скорей всего, опять появилось рабство.

С уважением,

Григорий Рейнгольд   29.12.2018 18:25     Заявить о нарушении
Григорий, спасибо Вам большое за комментарий и интересные мысли.

Честно говоря, немного озадачена Вашими словами про пересказ известной книжки. Даже не догадываюсь, какую Вы имеете в виду. Книг на эту тему очень много.

Главной задачей для меня было донести мысль, что рабство – это состояние ума и души. Психологический аспект.

С уважением,
Наталья

Наталья Наумова Дель Ветти   30.12.2018 11:11   Заявить о нарушении
Я имел ввиду роман писателя Рафаэлло Джованьоли "Спартак", откуда сам почерпнул данные без малого 40 лет назад. Возможно, Вы пользовались иными источниками.

Что касается того, что "рабство - состояние души". Спартак не был рабом в душе, но почему-то хотел освободится от рабства и наяву.

К великому сожалению, я нигде не нашёл ответа на вопрос, как он, будучи рабом, вспоминал себя рабовладельца. А не быть рабовладельцем в молодости у себя на родине он не мог в принципе. Пришло ли к нему раскаянье? Вот вопрос!

Григорий Рейнгольд   30.12.2018 11:34   Заявить о нарушении
Помню роман Джованьоли. Но это литература романтизма.

На меня ошеломляющее впечатление произвело другое произведение – роман Макса Галло «Спартак. Бунт непокорных». Роман сильный, но очень жёсткий и суровый.

Я даже как-то сказала, что тем, кому дорог роман Джованьоли, я бы не советовала читать Галло. Но, впрочем, каждый решает сам)))

Наталья Наумова Дель Ветти   30.12.2018 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.